Это мне непонятно. Отклонение в функциональной музыке не происходит "по щелчку пальцев", как здесь, но организуется гармонически определенным образом.
Нет, я же не утверждал, что
это и есть отклонение, а просто попытался описать, на что похожи ощущения при прослушивании.
В одном случае меняются аккорды, в другом - в мелодии просто берется нота практически наравне с другими.
Ну и тут то же самое - смена аккорда и другая нота не одно и то же, конечно. Но даже одна нота может заставить "почувствовать" другой аккорд, как в этом примере
https://www.youtube.com/watch?v=JxxdLoQPy8sкогда она поёт "Joe" во второй раз, на этой ноте мне сразу чувствуется, что здесь должен смениться аккорд. Опять-таки, может это не очень удачный пример, потому что тут почти секвенция.
... и добавил:Как выяснилось впоследствии, Цой сочинил саму песню в Ми миноре.
Тогда мне интересно,
слышал ли он её в ми миноре, или просто определил эту тональность исходя из "набора аккордов" ? Может, он слышал тоникой Ля, но, поскольку, в ля миноре нет аккорда D, решил, что это ми минор.
Если кто-то действительно слышит тоникой Ми - может, тогда, правильнее будет сказать, что это Ми эолийский, а не Ми минор? Слишком уж слабо ми ощущается тоникой