Автор Тема: Разрешение звуков в мелодии  (Прочитано 7838 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Vas.Krup Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Репутация: +5/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Разрешение звуков в мелодии
« : Апреля 07, 2021, 13:13:46 »
Добрый день, объясните пожалуйста, что означает понятие "разрешение" звуков в мелодии? На каких участках мелодии они происходят, и как их определять на слух. Например, в этом кусочке происходят "разрешения", и если да, то в каком такте? Тональность я так понимаю Em. Спасибо!
« Последнее редактирование: Апреля 08, 2021, 04:12:43 от Vas.Krup »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2250
  • Репутация: +699/-1894
  • Кот ДаВинчи
Re: Разрешение звуков в мелодии
« Ответ #1 : Апреля 07, 2021, 13:56:36 »
а откуда этот пример? Очень странная гармония и мелодия - думаю, там где-то ошибки, учитывая, как безграмотно записаны длительности.
Вообще "разрешение" - это движение от неустойчивых ступеней к устойчивым.
Вот здесь в самом низу пример того, как аккорд G7 разрешается в С: https://muzshok.by/blog-post/urok-solfedzhio-21-d7-ego-obrashcheniya-i-razresheniya

и как их определять на слух.
Здесь в вопросе уже есть ответ - определить их можно на слух, для этого важно научиться слышать и различать ступени лада.

Оффлайн Vas.Krup Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Репутация: +5/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Разрешение звуков в мелодии
« Ответ #2 : Апреля 07, 2021, 14:50:55 »
Да это я сам накалякал🙂, наверно неправильно записалось, просто хотелось понять суть разрешения этих самых неустойчивых звуков, разрешается там что-нибудь или нет? Ведь есть ладовые тяготения. Я так понимаю что там разрешается ми в ре во 2 такте, до в ми в 3-ом, фа# в си в 4-ом и ми в си с 7 на 8 такт. Или я вообще все неверно понимаю? И почему ми разрешается ведь он устойчивый?
« Последнее редактирование: Апреля 08, 2021, 04:12:23 от Vas.Krup »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Разрешение звуков в мелодии
« Ответ #3 : Апреля 08, 2021, 16:27:25 »
Тональность у вас Соль мажор. Устойчивые звуки - g-b-d. На аккорде G ми (6 ступень - неустойчивая) разрешается в ре (5я - устойчивая). В конце До (4я) разрешается в 3ю.

Наберите в яндексе картинки - "схема устойчивых и неустойчивых ступеней"


... и добавил:

Мелодия - хит! )

Оффлайн Vas.Krup Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Репутация: +5/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Разрешение звуков в мелодии
« Ответ #4 : Апреля 09, 2021, 07:00:17 »
Благодарю! Скажите, а на аккорде Am 4ая ступень идёт через 5-ую в 6-ую, это не считается разрешением? И на Bm 4-ая через 2-ую в 7-ую. Я правильно понимаю, ступени разрешаются только в близлежащие?

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2250
  • Репутация: +699/-1894
  • Кот ДаВинчи
Re: Разрешение звуков в мелодии
« Ответ #5 : Апреля 09, 2021, 09:29:29 »
Скажите, а на аккорде Am 4ая ступень идёт через 5-ую в 6-ую, это не считается разрешением?
На аккорд Am играются ноты до-ре-ми - до и ми устойчивые, ре неустойчивая, разрешается в ми.

Я правильно понимаю, ступени разрешаются только в близлежащие?
Не обязательно, например, на аккорд Am можно сыграть ми-ре-ля

Кстати, создав мелодию, вы, сами того не зная, останавливаетесь на устойчивых ступенях, ставя их в конце фраз и/или делая длиннее. Это естественно для человеческого слуха :)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Разрешение звуков в мелодии
« Ответ #6 : Апреля 09, 2021, 10:56:37 »
Я правильно понимаю, ступени разрешаются только в близлежащие?
Я считаю, что разрешение ступени - это наиболее естественный ход по тяготению, то есть в ближайшую устойчивую ступень. Но однозначно утверждать не буду.
Так же следует различать устойчивые ступени лада и опорные ступени текущего трезвучия. Например в тональности До мажор звук До считается устойчивым, а Си - неустойчивым. Но на доминате (G7) звук До будет задержанием и стремиться разрешиться в Си. Таким образом неопорные звуки стремятся разрешиться в опорные, которые в свою очередь могут являться неустойчивыми ступенями лада и стремиться разрешиться в устойчивые ступени лада. Таким образом система имеет несколько иерархических уровней и слух может переключаться между ними или даже воспринимать их одновременно.

... и добавил:

Цитировать
Таким образом система имеет несколько иерархических уровней и слух может переключаться между ними или даже воспринимать их одновременно
.
Что, кстати, отражается в возможных подходах при импровизации - "горизонтальном" и "вертикальном", а так же в использовании различных родственных (и не совсем) ладов в контексте функциональной тональности.

... и добавил:

Дело в том, что "тяготения" - это психологический феномен, а не физический, хотя он и основывается отчасти на акустических факторах.
То есть тяготений в реальности не существует - это просто наши сформированные апперцепцией ожидания.
В основном эти стереотипы формируются в детстве и являются основой музыкального слуха. Но они могут формироваться и во взрослом возрасте. Этим занимается дисциплина - сольфеджио ))
Данный предмет направлен на то, чтобы сформировать ладовое чувство и потом на основе его научить мозг различать ноты, мелодии, интервалы, аккорды, гармонические последовательности. И не только это...
Это в качестве ненавязчивой рекламы уроков (см. подпись ))
« Последнее редактирование: Апреля 09, 2021, 16:06:16 от eye »

Оффлайн Vas.Krup Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Репутация: +5/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Разрешение звуков в мелодии
« Ответ #7 : Апреля 09, 2021, 15:10:45 »
Кстати, создав мелодию, вы, сами того не зная, останавливаетесь на устойчивых ступенях, ставя их в конце фраз и/или делая длиннее. Это естественно для человеческого слуха :)
А если эти ступени переосмыслить в другом ладу? То есть останавливаться на неустойчивых для текушего лада, но устойчивых для нового, вообще возможно не меняя звукоряд делать модуляции, так сказать внутри тональности?

... и добавил:

а так же в использовании различных родственных ладов в контексте функциональной тональности.
Вот это интересно, то есть можно, например чередовать аккорды G и Am и будет не ясно какая тональность, главное не показывать 7-ую для  соль мажора или 6-ую для ля минора :)
« Последнее редактирование: Апреля 09, 2021, 15:26:33 от Vas.Krup »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Разрешение звуков в мелодии
« Ответ #8 : Апреля 09, 2021, 16:01:07 »

... и добавил:
Вот это интересно, то есть можно, например чередовать аккорды G и Am и будет не ясно какая тональность, главное не показывать 7-ую для  соль мажора или 6-ую для ля минора :)
Нет, вы свалили разные вещи в кучку. Я же писал "в контексте функциональной тональности". То есть табуретки с тремя ножками ))
То, что вы описали - всего два аккорда и неясна тоника - это модальная (ладовая) система. Тут только две ножки... - устой-неустой, которые могут меняться местами в зависимости от контекста, формы.
Даже если показать 7-ю мажора и 6-ю минора. Скорее всего (мы же абстрактно рассуждаем) мозг определит тонику, основываясь на метроритмическом соотношении и иных факторах. Но это будет тоника несколько другого свойства, а система ("мелодичская тональность" как ее иногда называют) будет обладать иными свойствами (к вопросу о том, чем отличается ионийский лад от натурального мажора - силами, которые действуют внутри монодическеого лада и гармоническо-функционального, при том, что они полностью совпадают по составу и интервалам между ступенями, включая 7ю)... (и, конечно, не забывать об особенностях современного тонального восприятия, стремящегося наделить привычными  функциями "все что движется", включая блюз, и, как следствие, какой-нибудь совсем уже модальный фанк на Х9 - Y9 - Z9 аккордах).

... и добавил:

Кстати, ваша мелодия по гармонизации ближе к модальной системе, чем функциональной.
« Последнее редактирование: Апреля 10, 2021, 15:51:59 от eye »

Оффлайн Vas.Krup Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Репутация: +5/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Разрешение звуков в мелодии
« Ответ #9 : Апреля 10, 2021, 13:05:30 »
а система ("мелодичская тональность" как ее иногда называют) будет обладать иными свойствами (к вопросу о том, чем отличается ионийский лад от натурального мажора - силами, которые действуют внутри монодическеого лада
Спасибо вам за информацию, которой делитесь, а наша народная музыка не такую систему использует? Или там тональные тяготения? (мне слышится смена устоев)

https://www.youtube.com/watch?v=8hBrLY1d_H4
А здесь слышатся разные варианты ступеней при одной тоники

https://www.youtube.com/watch?v=NBV_gzVgdsk
Хотя нет, там как минимум две опоры слышу - F и Bb🙂
« Последнее редактирование: Апреля 10, 2021, 14:26:07 от Vas.Krup »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Разрешение звуков в мелодии
« Ответ #10 : Апреля 10, 2021, 17:37:29 »
а наша народная музыка не такую систему использует? Или там тональные тяготения? (мне слышится смена устоев)
Тут опасность запутаться в терминах - слово тональность как только не используется.
Ладовые тяготения есть и в "тональной" системе и в "модальной", только степень централизации разная.
Тональная система - это продукт развития музыки профессиональными композиторами (определенного периода, дальше по спирали), а народная музыка (не только наша) по сути вся модальная, тем более монодия.
Классно поют, пропитались
« Последнее редактирование: Апреля 10, 2021, 17:57:34 от eye »

Оффлайн Vas.Krup Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Репутация: +5/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Разрешение звуков в мелодии
« Ответ #11 : Апреля 11, 2021, 06:30:22 »
Извиняюсь если надоел :), но ещё вопрос. Что вы думаете по поводу того, что в модальности - высокие ступени разрешают вниз, а низкие вверх? Так ли это на самом деле и почему так? Ведь в народной (модальной) музыке зачастую низкие ступени ведут вниз (русские песни в эолийском). Или это относится только к вертикали? Например, вот здесь про это говорится: http://valentin-sereda.ru/principy-novoj-modalnosti-v-romansax-s-v-raxmaninova/
И ещё, например тональность Dm,  Bb пошел на сексту вниз - это считается низкая вниз? Но ведь это можно представить, (или сыграть) как низкая шестая вверх в тонику, 1 ступень ведь одна, и снизу и сверху. В чём суть того, что она пошла именно вниз, с точки зрения "тяготений", так больше тонального притяжения? Тоже самое с низкой третьей - идёт вверх в первую (против тональной схемы), можно представить как она идёт вниз в первую, и не ощутить большой разницы, кроме может быть неуместности такого хода в самой мелодии. Или может быть дело в неразвитом слухе?  :hmmm:
« Последнее редактирование: Апреля 11, 2021, 06:32:11 от Vas.Krup »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Разрешение звуков в мелодии
« Ответ #12 : Апреля 11, 2021, 14:21:15 »
Цитировать
Что вы думаете по поводу того, что в модальности - высокие ступени разрешают вниз, а низкие вверх?
Я думаю, что ступени имеют тяготения (вернее мы их наделяем оными), а разрешаться они могут, куда угодно.
Если ступень разрешается в соответствии с тяготением, то реальзуется ее функциональность, если против - то выявляется красочность. По крайней мере так в тонально-функциональной системе.
А в модальности вообще, мне кажется, нет каких-то правил.
Цитировать
Например, вот здесь про это говорится: http://valentin-sereda.ru/principy-novoj-modalnosti-v-romansax-s-v-raxmaninova/
Там надо долго читать, вникать. Потом почитаю, когда время найду.
Могу только сказать, что каждый раз не догоняю, когда читаю книги Середы. Может в этот раз повезет и снизойдет...
Вообще, все начиналось так мирно, ничто не предвещало... середу.

Цитировать
И ещё, например тональность Dm,  Bb пошел на сексту вниз - это считается низкая вниз? Но ведь это можно представить, (или сыграть) как низкая шестая вверх в тонику, 1 ступень ведь одна, и снизу и сверху.
Если речь идет не о ступенях, а об интервалах, то это указывает на направление.

 
Цитировать
В чём суть того, что она пошла именно вниз, с точки зрения "тяготений", так больше тонального притяжения? Тоже самое с низкой третьей - идёт вверх в первую (против тональной схемы), можно представить как она идёт вниз в первую, и не ощутить большой разницы, кроме может быть неуместности такого хода в самой мелодии. Или может быть дело в неразвитом слухе?
Если все эти вопросы связаны с прочтением Середы, то я ничем помочь не могу, потому как не понимаю, что он пишет - это надо к обращаться к Середе.

Может лучше не заморачиваться с этой теорией тяготений и тд, а лучше это все постигать на практике через слух, сольфеджио? А потом уже можно будет почитать, что пишут.

... и добавил:

Читаю Середу http://valentin-sereda.ru/principy-novoj-modalnosti-v-romansax-s-v-raxmaninova/

Цитировать
Различия тональной и модальной систем многообразны, но стоит подчеркнуть главные особенности каждой из них:

•  Если основа тональной системы – тональные функции элементов гармонической ткани, то основа модальной системы – модальные  позиции ступеней и гармонических структур. 

•  Выразительный смысл тональных функций – передача различных состояний движения и покоя, лежащих в основе временного процесса;

• Выразительный смысл модальных позиций – передача оттенков света и тени, с одной стороны, и обновление интонационного строя мелодии – с другой.

• Тональные функции изменчивы и зависят от конкретных связей каждого элемента. Модальные позиции ступеней и гармоний неизменны внутри данной ладовой структуры.

Тут все понятно. Хотя "модальные позиции" - это, кажется, его изобретение и вот с ними у меня всегда была проблема в понимании при изучении. Действительно ли при смене центра в одной ладовой структуре модальные позиции (чтобы это не было) неизменны? Ведь модальность опирается на звукоряд и "тоникой" может быть любой элемент звукорядного круга. Возможно, та разница в звучании, которые мы ощущаем в разных ладах принадлежащих одному звукоряду, основана на тональном восприятии ладов. Не знаю.
(нажмите чтобы показать/спрятать)
Цитировать
В существующей теории есть достаточно понятий, позволяющих оценивать и дифференцировать систему тональных функций, но сущность модальных свойств звуковых элементов либо не раскрывается вовсе, либо упоминается лишь в самой общей, расплывчатой форме, как остаточное явление.
Вот именно.. Читаю дальше.

Цитировать
Необходимо дать чёткие и определённые критерии для определения абсолютных и относительных модальных позиций ступеней звукоряда:

Ну, вот, если есть относительные позиции, то как можно говорить об их неизменности? Само определение "относительные" говорит изменяемости. Но читаю дальше.

Цитировать
Ø Относительные  модальные позиции определяются по качеству интервала, образуемого данной  ступенью с лежащей внизу тоникой:

•  Высокие (отстоящие от тоники на большой интервал);
•  Низкие (отстоящие на малый интервал);
•  Нейтральные (отстоящие на чистый интервал).
Ну, это понятно - позиция определяется интервалом до основания.
Тогда в дорийском ладу 1 2 b3 4 5 6 b7  две высокие позиции (2,6), две низкий (b3,b7) и две нейтральные (4,5)  (не знаю - приму считать?).
А во фригийском 1 b2 b3 4 5 b6 b7  - высоких нет, четыре низкие и две нейтральные.
Понятно, кто темнее. Как у Оголевца - бетность и альфность)
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Цитировать
На  основе анализа модальных позиций ступеней легко осознаётся соотношение света и тени в любом октавном звукоряде. Так, в натуральном мажоре и натуральном миноре нейтральными оказываются три главные ступени – T, S и D. Различия касаются остальных: в мажоре четыре высоких ступени – II, III, VI и VII. В миноре единственная высокая ступень – II, и три низких – III, VI и VII.  Понятно, почему мажор – лад светлый, а минор – тёмный. Другие варианты мажора и минора обладают, каждый, своей «цветовой гаммой».
В принципе - "ага", то же самое, что я написал выше. Но тут стоит заметить, что Середа написал странно.
Во-первых, T, S и D - так обозначаются обычно функции (понятно, что названия функций следуют из названия ступеней, но в русском музыковедении не принято ступени так называть, иначе где тогда supertonic  или тогда хотя бы надо было написать словами),
во вторых, функционально-гармонических ладах, а здесь речь шла о модальности.
Ну, ладно, в принципе понятно, что хотел сказать, но это для меня "звоночек".

Цитировать
Ø Абсолютные модальные позиции  определяются по интервальному соотношению каждой ступени с соседними, вышележащими по звукоряду:
•  Чем больше на данной ступени интервалов малых или уменьшенных – тем  ближе она к вышележащим ступеням, тем выше её позиция, светлее звучание и «теплее» колорит;

•  Чем больше на данной ступени интервалов больших и увеличенных – тем  дальше она от вышележащих соседей, и тем ниже её позиция, темнее звучание и «холоднее» колорит. 
Вот здесь придется застрять и обдумать.
Но кажется я  понял! ))
Относительная позиция - это качества ступени, которые она приобретает относительно тоники лада.
А абсолютная позиция - это качества модальной ступени, которые она получает "в обратку" - будучи как бы модальной тоникой и интервально взаимодействуя с другими ступенями системы.
Кажется, абсолютная позиция по "светотени" совпадает со светотенью тональности. То есть F - самая темная и ступень и тональность, а Си и Hdur- самые яркие (из набора F-C-G-D-A-E-B).

Цитировать
Этот способ позволяет установить градацию света и тени между высокими, низкими и нейтральными ступенями.

В  «белоклавишной»  диатонике самый светлый звук – си, самый темный – фа. Остальные выстраиваются в известный ряд си-ми-ля-ре-соль-до-фа (или, двигаясь от тени к свету – фа-до-соль-ре-ля-ми-си).

Изложенное выше объясняет «цветовые» различия гармоний одинаковых по структуре, но состоящих из ступеней, различных по позиции, и позволяют убедиться в ошибочности представления том, что мажорное трезвучие обязательно светлое, а минорное – тёмное :

• Так, доминантовое трезвучие в натуральном мажоре заметно светлее субдоминантового, хотя оба они мажорные;

• Мажорные трезвучия главных ступеней натурального мажора в целом заметно светлее мажорных трезвучий, стоящих  на III, VI и VII ступенях натурального минора. 

• Самая  тёмная гармония натурального мажора – мажорное трезвучие субдоминанты (в его составе самые «темные» ступени), а самая светлая – минорное трезвучие III ступени (в его составе самые «светлые» ступени).

• Самое темная гармония натурального минора – мажорное трезвучие VI ступени, а  самая светлая – минорное трезвучие V ступени.
Иллюстрация - все совпадает, только объяснено иначе.
2381221-3

Продолжаю чтение
Цитировать
• В  тональной системе их движение соответствует модальной позиции: высокие ведутся плавно вверх (или через хроматизм вниз), низкие  плавно вниз (или через хроматизм вверх).

• В  модальной системе  всё наоборот: высокие вниз, низкие – вверх, противоположно  модальной позиции.

Для того, чтобы   выявить модальные свойства гармонических элементов (ступеней или аккордов), композитору необходимо нейтрализовать их тональные функции.
Так и есть. Особенно понравилось - "чтобы   выявить модальные свойства гармонических элементов (ступеней или аккордов), композитору необходимо нейтрализовать их тональные функции."
« Последнее редактирование: Апреля 13, 2021, 16:56:55 от eye »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Разрешение звуков в мелодии
« Ответ #13 : Апреля 13, 2021, 11:46:55 »
Vas.Krup, хорошая статья Середы, спасибо

Оффлайн powernow

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4738
  • Репутация: +3208/-154
  • Стратокастер...пружины дают воздух в звуке!
Re: Разрешение звуков в мелодии
« Ответ #14 : Апреля 15, 2021, 23:30:54 »
«всякий звук тяготеет туда, куда он пошёл»
Это из той же статьи Середы,  куда идет звук, подразумевается что в походе звука есть некий смысл, или замысел, композитора, или он идет сам по себе?

Любопытное видео о не функциональной гармонии,

https://www.youtube.com/watch?v=Dghtjke4X7I

... и добавил:

вообще ответ на начальный вопрос, что означает понятие "разрешение" звуков в мелодии?

чтобы приблизиться к пониманию разрешения, нужно разобраться с напряжением,

Notes in a composition build to moments that create feelings and expectations for listeners, eventually leading to release, which is the change that occurs to finally break the tension.

в начальном примере я не услышал напряжения, того что жаждет разрешиться, теоретически возможно искать напряжение, и как следствие разрешение, но это скорее вынужденная, вымученная мера.

Думается что в целом ответ на вопрос нужно искать в психологии, самопознании, и законах драматургии.

... и добавил:

https://www.masterclass.com/articles/ways-to-create-tension-and-release-in-music#what-is-tension-in-music

статья, основные принципы создания напряжения и разрешения, без первого не может быть последнего.
« Последнее редактирование: Апреля 16, 2021, 00:04:40 от powernow »