А как отличить одно от другого? Допустим, на фоне аккорда С сыграли Фа-диез и сразу Соль. Это вводный тон или "лидийскость"?
Это очень правильный вопрос и если вы найдете для себя на него ответ (мои объяснения вы все равно не примете, пока сами не поймете на уровне слуха, почувствуете, "откроете"), то, возможно, многое встанет на место.
Отличаются они прежде всего характером функций(движение vs красочность)и, как правило, метрическим положением и весом. Если F# носит подчиненную роль и очень хочет разрешиться в G, то это вводный тон.
Если он вводный, но вы его выдерживаете, то ожидание разрешения сохранится, напряжение будет только возрастать. Даже если разрешения не произойдет, вы будете чувствовать "неудовлетворенность". Этот звук как бы не имеет своей красочности и всецело направлен на целевую ступень.
Так же следует учитывать, что в условиях функциональной гармонии этот мелодический звук, будет остро неустойчивым и посторонним в натуральном мажоре и скорее всего будет гармонизован двойной доминантой. Если даже не гармонизован реально - примерно так его воспринимает слух, настроенный на функциональбность. То есть данная ступень входит определенным образом в соответствующую гармонию.
Если F# - модальная ступень, она вполне законна и "устойчива" и опирается на звукоряд. Она может двигаться против разрешения (именно в этом случае ярче выявляется ее модальная краска) вполне самостоятельна, имеет яркую краску, не тяготеет в соседний, на ней можно долго задерживаться, любуясь краской и она не требует разрешения.
Иногда, кстати, лидийскойсть #4 проявляется в рамках мажоро-минорной функциональной системы, когда эта ступень берется на сильное время (типа задержания) и используется не как вводный тон, а как красочный тон - ведется вниз, а не вверх.
Например, Happy Birthday to You, Aud Land Syne, Goin Home (Дворжак)
(прошу прощения, что может быть сумбурно отвечаю - пишу урывками - дела)
... и добавил: А вот почему именно D/C ? Чтобы подчеркнуть тонику С ? Если так, тогда зачем ее подчеркивать? Выходит, что "просто" D какой-то неустойчивый? Или "лидийское настроение" недостаточно задает?
Ну, да, чтобы придать тоникальности. В противном случае это с легкостью превратится в SD TM в G.
Можно и один аккорд D/c, но задача была предложить какой-нибудь оборот.
... и добавил:А можете чуть расшифровать, какой смысл Вы вкладываете в "не работают"?
Чем конкретно / формально отличается "работают" от "не работают". Ведь во вполне "функциональной" гармонии, наверное, могут быть довольно неожиданные аккордовые последовательности?
Не работают - это и значит, что функции не работают. То есть аккорды есть, а характерных тяготений, разрешений, соотношений - нет. А в данном случае к тому же и самого гармониxески-функционального лада, где образуются эти S
IV-D
V-T? то есть натурального мажора - нет.
Это не работает на уровне слуха. Чтобы это понять - нужно понять то, о чем я говорил выше в этом ответе.
... и добавил:И к слову, ещё вопрос. В джазе на минорной тонике любят играть шестёрки. В смысле, вместо Am7 взять Am6. ... Это "дорийскость" или что?
Да, это ладовые вариации ("отклонения") с использованием дорийской 6. Вот это можно назвать модализмом.
Вообще, тут есть одна тайна... Дело в том, что минор он по сути так и остался модальным. То есть его искусственно пристегнули к тональности с помощью гармонической модификации, усилили в нем доминантовую функцию. Но до конца он не сдался. Поэтому для минора характерна плагальность, ладовость, красочность, всякие обороты типа, фригийского (по сути это рудимент модальности). Поэтому тональный минор оставляет хорошую лазейку для включения модальности. Полный минор основывается на нескольких ладах - в основном на натуральном, гармоническом и дорийском.
Когда говорят функциональная система - "натуральный мажор и минор", то на самом деле имеется ввиду, что минор не чисто натуральный, а смесь с гармоническим )) Чисто натуральный минор очень быстро вспоминает, что он на самом деле эолийский.