MrLf, по такой логике вы можете дойти до того, что восприятие музыки - это просто успешно привитый шаблон. И, как любой шаблон, может быть успешно отброшен без обеднения восприятия. Так ли это?
Есть, конечно, некоторые упражнения, позволяющие усилием воли менять восприятие одной и той же мелодии (записи) от симпатичной до ничем не привлекательной, но имеет ли это отношение к восприятию музыки вообще - вопрос.
Моя точка зрения: ладовое чувство - это одно из проявлений чувства системы. А искать систему, закономерности - одно из имманентных свойств человеческой натуры. С другой стороны, восприятие некоторых звуков так же может быть заложено в человеке от природы. Например, шипящие звуки даже многими животными воспринимаются как угроза. Т.е. некоторая связь звуков (последовательностей, изменений звуков) и эмоций уже заложена в человеке. Соответственно, ладовое чувство - это обнажение таких связей и увязывание их в систему по некоторой родственности, в т.ч. на основе эмоциональности. Тоже в принципе относится и к функциональной системе, но там увязывание идёт на основе других признаков.
В практическом смысле это означает, что для развития ладового чувства нужно быть достаточно эмоциональным и иметь "развитую фантазию", т.е. стремление увидеть систему (не обязательно осознанное). Чему помогает прослушивание (и игра) соответствующего материала с комментариями, на что обращать внимание.