Гаммы. Гармонический минор.
Есть мнение, что натуральный мажоро-минор — рожден мажором, попутно получился неплохой минор.
Мелодический минор — это обман, чистой воды. В музыкальных школах мелодический минор играют только восходящим, при нисходящем движении играют гармонический минор.
Почему ? Потому что при нисходящем движении в мелодическом миноре он выглядит мажором и только перед тоникой (на 3 ступени) понимаешь — обманули.
Цыганским минором и инопланетными гаммами мы заниматься не будем. Это пиршество для гурманов. А нам бы выбраться из дремучего леса.
Перефразируя классика, скажу:
«Из всех видов миноров для нас наиглавнейшим является гармонический».
Это наиболее правильный минор, в нем от рождения заложено правильное обыгрывание доминантного септаккорда.
Но есть небольшой минус. Он относится к категории «нелинейных» и его надо тренировать специально.
О примерах.
Классический гармонический минор во всех позициях. Для разнообразия низы сделаны более длинными. Сразу появляется дополнительная мелодичность, вы это сразу почувствуете.
В конце примера для разнообразия на верхах сделал «птичье чириканье».
Прикрепил файлы:
Q2_GAMMA_2.gp5,
Q2_GAMMA_2.mid.
Наиболее красиво выглядит гармонический минор при нисходящем движении. Я этот феномен объясняю тем, что строение гармонического минора проявляется сразу без задержек.
Эту особенность хорошо понимали классики.
Тема гармонического минора бесконечна. На мой взгляд, наиболее хорошо гармонический минор понимали Бетховен и Шопен. Я видел микс Сонаты 17-3 Бетховена и Фантазии Шопена в современной обработке (вероятно, оранжировка Поля Мориа). Очень гармонично, красиво и органично звучит. Чтобы подчеркнуть, что это микс, туда примешали еще вальс «Над крышами Парижа», но это уже перебор, на мой взгляд.
Я прикрепил пару примеров. Слушайте, чтобы почувствовать гармонический минор.
Несколько комментариев к этим примерам.
5 каприз Паганини.
В начале произведения несколько раз идут арпеджио вверх и спуск по гармоническому минору. Затем идет хроматический подъем и спуск. Внутри темы можно увидеть многократные хроматические спуски.
Ноктюрн С# минор Шопена.
Хочу обратить ваше внимание на несколько очень интересных моментов.
Спуски по гармоническому минору. Они имеют изменения в ритмике, что делает их необычными.
Правильный бас. Басисты учитесь. Для вас главное — иметь хороший вкус, техника нужна, но она вторична. Без хорошего вкуса басист — УГ.
Построение фраз. Полностью уверен, Гилмор и Гари Мур учились этому у Шопена.
Шопен умел минимальными средствами задеть за живое. Здесь совершенно точно есть какая-то магия.
Блюзмены, берите на вооружение.
Обыгрывание чистых гамм. Ничего особенного, а как звучат. Есть над чем подумать.