Я решил чуть толкнуть тему (по случаю приближающего 1 апреля — дня дураков) и тоже высказаться по поводу ДМК со своей колокольни.
Кто не в курсе, Владимир Косовский — человек, безусловно, заслуженный решил перевернуть мир, создав ДМК. Идеи у него очень симпатичные и, на мой взгляд, верные, но зачем памятники крушить ?
Александр Македонский - великий полководец, но зачем же стулья ломать? (Ц)
Для автора скажу.
Владимир, если это с Вашей колокольни будет выглядеть как детский лепет, тогда считайте меня дураком (я не обижусь) — с них спросу меньше.
Несколько общих соображений.Все, что дальше будет написано, это чисто мое представление.
1. Изучение каких-то высших материй начинается с простых примеров, постепенно их обобщая. От простого к сложному.
2. Введение новых обозначений должно быть многократно обосновано, что без этого жить никак нельзя. Желательно, не ломать старое, а что-то пристраивать.
Теперь о моем представлении ДМК и что это дает. Поехали от печки (от забора и до обеда).
Суть ДМК.1. Музыка состоит из фраз (и подфраз).
2. Для каждой фразы в случае необходимости меняется тональный центр. Это позволит оставаться всегда оставаться в системе tsd.
3. Вводится понятие 4 - звучие, как расширение 3 - звучия. Это позволяет легче привязывать аккорды в tsd. Бонус - упрощается процесс модуляции, а модуляционные отклонения становятся нормой. Про терцовые замены я как-то писал уже.
Что дает ДМК.1. Более функциональный подход по сравнению с чисто поаккордовым способом (отдельных аккордов). Убирается эклектика и несвязанность аккордов.
2. Более простой подход по сравнению с единым тональным центром. Это позволяет в гармоническом плане разбивать гармонические секвенции на небольшие простые фрагменты tsd.
3. Гармонический анализ сложных произведений становится проще и остается в системе tsd. Но это автору еще надо доказать (хотя мне это очевидно). Допустим, на примере «Лунной сонаты» Бетховена.
4. Для гитаристов появляются бонусы в виде более единых апликатурных шаблонов (для пианистов — не прокатывает, увы).
Эти подходы полезные, а принципиальность автора вызывает уважение, но есть НО.
Древние римляне и греки много написали всего умного для библиотеки.
Но надо бы все упростить (или даже вульгаризировать), чтобы стало понятно без всяких дополнительных обозначений, переобозначений, понятий и заумностей. И такая возможность, на мой взгляд, есть.
Владимир, Вы хорошо начали, продекларировав минимализм, и куда он делся. Зачем запутывать уже и так запутанный клубок — может быть его надо начать распутывать ?
Тогда ДМК пойдет в народ и будет цитироваться
дураками людьми.
Поехали дальше.
Было много обсуждений по VIIdim, VII (VII7). Вопрос был поставлен — что это такое.Думаю, что маленькая табличка все прояснит. Я уже это как-то говорил, но теперь то же самое, но чуть системнее (и математичнее).
Есть условно 2 сторона луны — прямая (ПСЛ) и обратная (ОСЛ). ПСЛ — 7 ступеней, ОСЛ — 5. Итого: 12.
Почему 2 стороны?
Есть границы. Границы — это полутона в диатонике (между E и F ; между B и C), но они плавно переходят в друг друга (как и луна).
Видно, что идет чередование TSD. Почему ?
Потому, что движение по вверх ККК — 5 полутонов. 2*5 = 10 или -2, что соответствует снижению на тон.
Если смотреть движение вверх по ККК — 7 полутонов. 2*7=14 или +2, что соответствует повышению тон.
Изучаем картинку.
Из картинки видно, что на ПСЛ уместилась вся диатоника, а ОСЛ поместилась пентатоника.
Видно, что TSD при движении по хроматической шкале периодически и регулярно меняются.
Из той же картинки видно, что VII — это нечто субдоминантовое.
Из картинки видно, что и чем можно заменить (но это уже долгий разговор).
В случае с dim все многовариантнее. Все, кто читает тему, уже в курсе, что через dim можно попасть в любую другую тональность. Поэтому в таких ситуациях анализируется до и после dim. В противном случае VIIdim может превратиться в
тыкву что-то другое.
К слову, хорошая песня с dimами.
Пой со мной — Сосо Павлиашвили.
https://www.youtube.com/watch?v=bFxoucVWfIg