День добрый!
Расскажу о своем первом удачном опыте построения гитарного усилителя.
Предисловие. Муки криворукого инвалидаСекта лампового звука стала завлекать меня еще с десяток лет назад. Началось все с AMT tube Platinum, потом AMT SS-20. А еще чуть позже возникло желание собрать что-нибудь ламповое самому. Начал с хайфай усилка - ультралинейный двухтактный усил на 6н2п + 2х6п14п. Ковырял и пилил, а когда нашел трансы они еле влезли в корпус, но оказались по току слабыми и ничего просто не заработало. Попытка номер два была нелепее первой - напольный преамп по схеме 5150. Жуткая штука для начала. Естественно, после изготовления печаток и сборки ничего не заработало. Я решил что дело в отвратительном флюсе которым я залил всю плату и ее пробило ))) Немного переделал печатку и пересобрал.
Снова ничего не заработало. Я стал подозревать, что чего то не хватает у меня в руках и в голове. Надо сказать, что размышлял я в те времена совсем примитивно - как мартышка с паяльником. Сейчас ненамного лучше, но все же, появились какие-то представления что и зачем делаю. Но вернемся назад. Энтузиазм инженера у меня как то поутих после этого оглушительного "успеха." Потом мной была куплена замечательная голова Bugera V55HD, о которой до сих пор вспоминаю с теплотой. Паяльник был отложен в сторону на какое-то время. Потом все же я решил победить и таки собрал хайфай ультралинейный усил на танах, с помощью форумчан здесь и еще одном дружественном форуме удалось победить фоны и он очень даже прилично и красиво играл, несмотря на моно и ужасный внешний вид (в нем только печатка выглядела прилично). Потом у меня появился Бульдозер, вдогонку микротеррор (изумительный малыш!) и вот он как бы мои гитарные паяльные позывы усыпил на какое-то время. В общем, спустя N времени я решил сделать более менее качественный стереохайфай усил по все той же схеме на танах. В этот раз подошел к делу основательнее и все сделал довольно таки надежно, но спешка и невнимательность сгубила меня в очередной раз и запустить его сходу не удалось (свисты, возбуды, фон).
Начитавшись на форумах уничижительных отзывов о печатном монтаже для ламповой техники, я подумал (а зря) что дело в неудачной компановке и поставил его на шкаф. В общем, прошло еще года полтора и я ввязался в авантюру с покупкой платы от Orange Jim Root Terror и сборкой усила в корпусе. Это описано в соседней ветке (
https://guitarplayer.ru/index.php?topic=374331.new;topicseen#new). В общем, удачное завершение проекта меня окрылило и я вернулся к своему хайфай. На свежую голову нашел много интересных вещей в нем - анод и сетка на одной из ламп были перепутаны местами, накал почти 4А выпрямлялся 2х-амперным мостом, земляная петля, перенакал и тд и тп. В общем, победил его, а заодно реализовал в нем секретное оружие для умертвления аудиофилов-хайэндщиков (если они бы еще остались в живых после танов и печатного монтажа) - встроил в усилок блютуз! Ну чтобы поганую цифру из поганого мп3 по поганому беспроводному каналу из поганого ноутбука отправлять в поганый усилитель с погаными танами (а они кстати отлично играют) на выходе! Вот оно - можете показывать всем недругам )))) :
Итак заканчивается мое голливудское предисловие. Впереди Маршал.
ШассиБлагодаря счастливому случаю я стал обладателем 3х шасси с панелями. Познакомился с нашим местным красноярским мастером Виктором, который делает изумительные по качеству и звучанию усилители (
https://vk.com/clubvlarge). Общались с ним по поводу решения проблемок при запуске Jim Root и он поинтересовался не нужны ли мне шасси, а то, мол, он избавляется от старого хлама, который не удовлетворяет его нынешним требованием и собирается выкинуть )))) Я естественно не мог пройти мимо такой халявы и все принял за символическую плату (чтобы вещь принесла пользу). После победы над оранжем я в очередной раз убедился что мне нравятся усилители с EL84 в оконечнике. По крайней мере для небольших комнат звук таких усилков очень сбалансирован тонально, в то время как усилки на 6L6 требуют пространства и задавить их излишний жир и низастость в комнате очень проблематично. В общем, решил, а почему бы не собрать простенький Маршал 18W? шасси уже было рассверлено под 4 +2 девятиштырьковых панельки и я подумал, а почему бы и не JCM800, который меня всегда привлекал? А уж одно лишнее гнездо либо приспособлю под что нибудь, либо будет отсеком для запасной лампы ))))
В общем, наткнулся на схему JCM800 с оконечником от 18W:
Сборка усилителяБыло решено собрать эту схему на турретбордах, которые тоже достались мне от Виктора. Сразу же скажу, наученный горьким опытом я не рассчитывал что все будет прям таки работать как надо, поэтому как пробу пера это предполагал собрать бюджетно. То есть из того, что есть в наличии и что можно купить в ближайшем радиомагазине.
Итого,
- Лампы 6н2п из моих запасов (у меня пара десятков лежит новых с хранения) и 6п14п.
- Силовик ТАН41 - с учетом удвоителя можно получить (4*28+2*6,3)*1,4=350В постоянки. По току с запасом на 4*6н2п и 2*6п14п.
- На выход ТАН13-127/220-50: При коммутации
первичных сетевых последовательно с анодными
вторичных обмоток по схеме
накальная6.3В_ПАРАЛ_дополнит6.3В + накальная6.3В_ПАРАЛ_дополнит6.3В получаем Rн=8 Ом, Ra=6.75 кОм, Ктр=29, Pmax(8Ом)=18 Вт. И если использовать половинку от этих обмоток - выход под Rн=2Ом
- Дроссель д33-20-0.07 - обмотки параллельно. Поучается 5 ГН, 140мА. Индуктивность маловата немного, но в итоге фильтрация нормальная.
- Шасси сделано из корпуса свитча D-link DES1024.
- Лицевая и задняя панель достались мне вместе с шасси.
Сразу хочу сказать, что Виктор очень осмысленно просверлил шасси. Тем самым он не оставил мне возможности начудить и сделать идиотскую компановку. Все оказалось на своих местах: силовик и дроссель над бп и между тумблером и сетевым разъемом, лампы расположены так что секция преампа разместилась между потенциометрами и лампами преампа, коконечник на своем месте и тд. В общем, это было самое значительное обстоятельство, которое избавило меня от геммороя.
Далее присобачил потенциометры, силовик, дроссель, собрал бп, прикрепил турретборды на ножках, оставив под ними пространство 14мм для проводов, развел накал:
Собрал преамп и оконечник, распаял потенциометры. Провода преимущественно пропускал сквозь трубки. Это удобно, тк не загромождает пространство. Я решил сразу укладывать все провода, дабы не накопить внутри адские джунгли в которых потом потону. Решил использовать такие цветовые правила: высоковольтные цепи красным проводом, сигнальные синим, накал белозеленой косичкой, цепи на землю (катодные цепи) белым.
Таким образом усилитель был собран и протестирован:
Усилитель заработал сразу, но гейна оказалось маловато и звук был достаточно острым и жестковатым, но при этом чистый оказался очень хорош. Нашел ошибку - в анод первого каскада поставил 10к вместо 100к. Исправил, столкнулся с запиранием и пропаданием звука. Выяснилось что неадекватность из-за 1н на резисторе гейна. Отпаял - все заработало нормально но в последней четверти хода ручки гейна усилок уходил в вч искажения. Добавил перед гейном резистор 220к и вернул назад 1н тонкомпенсации. Все заработало отлично, только максимум гейна немного упал. Проверял сетку второго каскада - положительного потенциала не обнаружил. Заморачиваться не стал. Оставил как есть. Презенс не заработал сначала, но потом я поменял полярность первички выходника и он ожил, хотя глубина у него небольшая и заметна его работа только на перегрузе. В общем, решил на этом усилителе обкатать некоторые модификации. При условии возможности переключения усилителя в штатный режим. В общем, добавил к усилителю:
- пассивный разрыв (через делитель уменьшается амплитуда на сенде втрое). через тумблер
- HiGain Mod на диодах из вот этой темы
https://guitarplayer.ru/index.php?topic=122219.0 . через тумблер. на самом деде очень интересный перегруз, острый, с крупным зерном, теплый но с резким верхом, очень хрустящий. на соло пахнет транзистором, на рифах интересно звучит.
- Marshall Stage II gain Mod. это добавление еще одного каскада усиления на половинке балона 12ах7. клевая вещь, могу сразу сказать. через тумблер
- шунт 100пФ с анода на катод первого каскада. изменения небольшие, но тк это в начале тракта - можно получить вполне приличные изменения в характере итогового звука такие как открытый и верх для кранча или наоборот подрез верха для перегруза. через тумблер ON-OFF-ON на второй половине которого
- уменьшение анодного резистора первого каскада до 50к (включаем параллельно 100к). гейн падает, но звук становится ярче и упруже. чистый становится красивее, на перегрузе маршалловская фузовость меняется на более солдановскую ясность прозрачность и перкуссивность.
- конденсатор 1нФ на гейне можно отключить и включить наоборот с сетки на землю. без этой емкости можно получать жирный перегруз на разных уровнях гейна. с тонкомпенсацией получается отличный классический кранч, можно получать более резкий острый хайгейн. С обратной тонкомпенсацией есть варианты для того чтобы слишком яркие инструменты звучали на хайгейне пожирнее. например мой телек. мощный лп в таком режиме можно использовать для сладжа - фузит будь здоров.
Закончил с монтажем индикации. Окончательный монтаж выглядит так:
Ну и готовый вид усилителя:
Моя окончательная схема ниже - не отрисован только свитч тонкомпенсации, и нарисован в тб кондер треблшифта, который я не стал реализовывать. В схему внесены исправления недочетов и ошибок выявленных при обсуждении. Реальные измерения напряжений приведены на схеме малиновым цветом, но стоит обратить внимание, что при измерениях в сети было повышенное напряжение 242-244 В.
ЗвучаниеЗвук получился отличный. Вариативность характера перегруза на высоте. Можно целый день щелкать и искать свой звук )))) На самом деле в чем особенность такой схемы - можно выбирать сочетания каскадов усиления, менять параметры первого каскада, благодаря мастергромкости после ФИ можно грузить фазик, можно менять остроту и наполнение звука. Все это работает. Вы можете заметить что на моей схемы некоторые потенциометры не соответствуют оригинальной, тк я использовал максимально близкие из тех что были в наличии. Изначально думал поменять, но потом решил оставить все как есть - все работает отлично. Звук с хорошей серединкой, все рулится, запаса эквалайзера хватает для любых режимов. Отдельно хочу сказать о Marshall Stage II Gain mod. Отличная вещь. И дело не в том что гейна в оригинальном JCM не особо много, хотя для сингловых гитар есть такой момент. Но вообще этот дополнительный каскад позволяет получать очень жирный, но при этом читаемый хайгейн с отличным зерном. Вообще усилитель получился поярче оранжа Jim Root (хотя там конечно свой особый характер), и по верху более открытый, при этом не песочит. Очень музыкальный звук.
Фон и шумы в усилителе весьма умеренные. На уровне, а может даже и пониже чем у моих Бульдозера и Оранжей. В общем особых сложностей с реализацией схемы не испытал. Убедился что JCM - это отличная основа для построения своего звука. Лепить из него можно что угодно и с успехом.
Есть в планах в ближайшие пару недель записать видеообзор этого усилка, тк товарищ доделал кабинет и хочет его испытать. Так что все сходится. По готовности размещу здесь сэмплы или обзор.
Спасибо за внимание!
ПС: прикладываю описание Marshall Stage II Gain Mod
jcm800Gain_(+1 tube)mod.pdf (189.44 КБ - загружено 1756 раз.) и мою схему в формате SPlan 7
jcm800Gain_(+1 tube)mod.pdf (189.44 КБ - загружено 901 раз.)