CKay, для того, чтобы содержательно продолжать этот разговор, тебе необходимо разобраться в нескольких вещах, а именно:
1. Принципы работы компрессора
2. Чем работа лампового усилителя отличается от транзисторного и, в частности, как ведет себя ламповый усилитель на уровнях мощности, близких к пиковым.
3. Что такое тембр и гармоники.
4. Что такое громкость и чем она отличается от уровня выходного сигнала.
Я тебе сейчас коротко на пальцах это расскажу, ты можешь игнорировать и дальше нести чушь про естественные и искусственные компрессоры с ограничениями сверху или снизу, можешь поверить на слово, можешь спросить у того, кому доверяешь, можешь поискать в интернете статьи на эту тему, можешь вообще никому не верить, а взять реактивный лоадбокс и осциллограф и проверить лично - мне абсолютно фиолетово. Но пока ты не поймешь этих фундаментальных вещей, разговаривать с тобой на эту тему совершенно бессмысленно. Так вот,
1. Основная функция компрессора - gain reduction. Снижение усиления. То есть любой компрессор делает громкие звуки тише. При этом, поскольку компрессоры используются, чтобы делать звук громче, у них есть схема компенсации - выходной уровень повышается. В итоге громкие звуки остаются громкими, а тихие становятся громче. Это происходит и в "искусственных" компрессорах, и в "естественных". Хотя механизмы разные, и на звук разные компрессоры влияют по-разному. Поэтому их так много, и нельзя, например, ламповый оконечник заменить педалью.
2. Есть причина, по которой ламповый усилитель 100 ватт - это очень громко, а транзисторный 100 ватт - нет. При том, что ватты в обоих совершенно одинаковые, измеряются одинаково и физически составляют одну и ту же величину. Причин две - гармоники и компрессия. Транзисторный усилитель сохраняет линейность вплоть до максимума мощности, дальше наступает жесткий клиппинг. Ламповый ведет себя по-другому. Если посмотреть в осциллограф, то там можно увидеть, что при приближении к максимальной мощности пики начинают сглаживаться, скругляться. То есть мы получаем два эффекта - тот самый gain reduction на околопиковых значениях (и, тем самым, снижение динамического диапазона), и гармоники вместо клиппинга, "перегруза". Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, сами лампы так себя ведут, будучи менее совершенными усилителями, чем транзисторы. Во-вторых, наступает насыщение сердечника выходного трансформатора. В-третьих, может происходить просадка блока питания, падение напряжения и тем самым снижение коэффициента усиления, то есть опять таки gain reduction. Или это может происходить все вместе, тут все зависит от схемы и характеристик элементов усилителя. Например, Dual Rectifier означает два выпрямителя, в одном из которых, ламповом, эффект просадки напряжения проявляется сильно, и компрессия больше. И это вполне себе "современный" усилитель, в котором, по твоей теории, оконечник на формирование звука влиять не должен. Ну да ладно.
3. Если два человека споют одну и ту же ноту одной и той же октавы, ты услышишь разные звуки. Это происходит потому, что люди не умеют генерировать чистые синусоиды. То есть в голосе есть гармоники. Амплитуда этих гармоник у каждого человека разная, поэтому состав звука разный. Это называется "тембр". То же самое и с усилителем. Если он ведет себя нелинейно, то есть привносит гармоники, он начинает менять тембр звука, окрашивать его. Добавлять частоты. На уровнях, близких к пиковым, у лампового усилителя гармоник появляется больше, и он начинает сильнее окрашивать звук. На низких уровнях он может быть практически линейным. А на больших уровнях громкости - нет. Причем разные усилители ведут себя в этом смысле по-разному. У некоторых появляется вполне заметный на слух мид-буст. Например, у ректифаера.
4. Громкость - не мощность и не уровень сигнала. Громкость - это то, как мозг воспринимает амплитуду колебаний воздуха. И делает он это по-разному на разных частотах. Человек очень плохо слышит низкие частоты, очень хорошо средние, и похуже высокие. В результате этого мы имеем феномен, когда, изменив эквалайзером АЧХ звука, мы можем сделать его субъективно громче. Как в случае с мид бустом для соло.
Так вот, в ламповом усилителе при околопиковых значениях, когда клиппинга еще не происходит (он в оконечных каскадах, как правило, неприятен и не нужен), происходит скругление пиков сигнала, которое означает компрессию и добавление гармоник. Поскольку максимальная мощность при этом не меняется, то тихие звуки становятся громче относительно максимума, а громкие остаются такими же. То есть происходит компрессия и звук воспринимается в целом громче. Кроме того, гармоники тоже добавляют субъективного ощущения громкости.
Есть еще отдельная тема взаимодействия лампового усилителя и динамика, со своей спецификой и резонансами, но это отдельный разговор.
Важно здесь то, что любой ламповый усилитель окрашивает и меняет звук в "раскаченном" состоянии, и этот окрас невозможно получить на малой громкости. А когда усилитель проектируют, режимы работы ламп, трансформатор и прочее подбирают как раз для того, чтобы в этом, раскаченном, состоянии усилитель звучал наилучшим образом. Это не значит, конечно, что он звучит плохо, когда тихо, нет. Но он звучит по-другому. И получить этот звук без изокаба или лоадбокса невозможно никакой заменой конденсаторов, к сожалению. Но можно смоделировать. Что и делает, например, Акс. Благодаря чему его можно использовать практически в любой ситуации, получая "тот самый" звук. А реальный усилитель - нет. Такая печаль.