Автор Тема: Клуб философии  (Прочитано 137188 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн EVS

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4767
  • негр чорный зачотный
Re: Клуб философии
« Ответ #1395 : Мая 08, 2020, 14:17:00 »
https://youtu.be/L4Z0taqPFs0

... и добавил:

Ларс фон Триер:

В кино очень легко изобразить абсолютное зло, потому что зло визуально в принципе, и у каждого из нас в голове тысячи стереотипных изображений зла. Но попробуйте изобразить добро, и вы поймете, что визуальное воплощение добра всегда выглядит уныло и лживо. Что это будет? Солнечные лучи, расходящиеся от головы? Нимб?


MrLf - любитель визуализации зла...   :)
« Последнее редактирование: Мая 08, 2020, 15:59:23 от EVS »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Клуб философии
« Ответ #1396 : Мая 08, 2020, 16:49:06 »
"Любители визуализации" здесь — Rock Lobster и EVS. Вы же только видосики и постите :hitrez:

Последнее видео — два часа одной и той же физиономии на экране. Я вообще не понимаю, как у вас нервов хватает смотреть такое... Чувак не умеет писать, и поэтому вынужден снимать видео? :crazy:

Кроме шуток, YouTube просто съел мозг у людей :hmmm:

... и добавил:

Ну и какие там у него "три причины злоязычия"? Два часа мычания на камеру можно было превратить в текст на 1,5 минуты чтения, наверное.
« Последнее редактирование: Мая 08, 2020, 16:51:44 от MrLf »

Оффлайн EVS

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4767
  • негр чорный зачотный
Re: Клуб философии
« Ответ #1397 : Мая 08, 2020, 16:56:02 »
"Любители визуализации" здесь — Rock Lobster и EVS. Вы же только видосики и постите :hitrez:

Последнее видео — два часа одной и той же физиономии на экране. Я вообще не понимаю, как у вас нервов хватает смотреть такое... Чувак не умеет писать, и поэтому вынужден снимать видео? :crazy:

Кроме шуток, YouTube просто съел мозг у людей :hmmm:

... и добавил:

Ну и какие там у него "три причины злоязычия"? Два часа мычания на камеру можно было превратить в текст на 1,5 минуты чтения, наверное.

Ты поэтому тут несколько дней Бердяева по частям цитировал (причем без ссылки на источник), что бы нам не утомляцца?
Типичные двойные стандарты... ???   :hitrez:
« Последнее редактирование: Мая 08, 2020, 16:59:16 от EVS »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Клуб философии
« Ответ #1398 : Мая 08, 2020, 17:39:28 »
Ты поэтому тут несколько дней Бердяева по частям цитировал (причем без ссылки на источник), что бы нам не утомляцца?
Совершенно верно. Длинный текст просто поленились бы прочитать. А без ссылки для того, чтобы спорили с самими мыслями, а не с их автором. Слишком просто сказать "Бердяев противоречивый философ". Куда сложнее просто оспорить утверждения.

Оффлайн EVS

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4767
  • негр чорный зачотный
Re: Клуб философии
« Ответ #1399 : Мая 08, 2020, 17:58:09 »
Совершенно верно. Длинный текст просто поленились бы прочитать. А без ссылки для того, чтобы спорили с самими мыслями, а не с их автором. Слишком просто сказать "Бердяев противоречивый философ". Куда сложнее просто оспорить утверждения.

Оспорь утверждение Бердяева о грядущем Царстве Б-жием. Велкам. :hitrez:
Цитировать автора в отрыве от контекста (основной идеи книги) это элементарное бескультурье, но именно этим ты занимаешься.
Ты делаешь Бердяева противоречивым, вытаскивая одни абзацы и оставляя другие без внимания. Бердяев контекстуальный автор, а не носитель клипового сознания. Противоречия у него не отдельные самодостаточные предложения, а составляющие целого текста. Диалектика - не слыхал?
« Последнее редактирование: Мая 08, 2020, 18:21:10 от EVS »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Клуб философии
« Ответ #1400 : Мая 08, 2020, 18:31:17 »
Цитировать автора в отрыве от контекста (основной идеи книги) это элементарное бескультурье, но именно этим ты занимаешься.
Ты эту книгу не читал, и не можешь судить об "основной идее книги".
Все мои цитаты Бердяева имеют вполне ясный смысл.

... и добавил:

Противоречия у него не отдельные самодостаточные предложения, а составляющие целого текста.
Ты не имеешь представления о Бердяеве. У Бердяева очень цельное мировоззрение, в отличие от некоторых тут ;D

... и добавил:

Оспорь утверждение Бердяева о грядущем Царстве Б-жием. Велкам. :hitrez:
Какое именно?
« Последнее редактирование: Мая 08, 2020, 18:36:28 от MrLf »

Оффлайн Rock Lobster

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2449
  • Ты с собою заберешь, только добрые дела.
Re: Клуб философии
« Ответ #1401 : Мая 08, 2020, 19:19:44 »
Не понимаю, что Мартин забыл в этом клубе вообще. Предельно узколобое мышление, парочка авторитетов, вот и вся программа, никаких там древних греков, никаких восточных философов, никаких постмодернистов, структуралистов, германских мыслителей, да зачем оно надо :hmmm:

... и добавил:

А вот Бердяев там сказал зато :hmmm:

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Клуб философии
« Ответ #1402 : Мая 08, 2020, 19:36:02 »
Rock Lobster учуял камень в своём огороде, насчёт отсутствия у него мировоззрения, заёрзал... :hitrez:

Оффлайн Rock Lobster

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2449
  • Ты с собою заберешь, только добрые дела.
Re: Клуб философии
« Ответ #1403 : Мая 08, 2020, 20:48:58 »
Да я вообще пофигист :pozor:
Почитай учебник по философии какой-нить, там сразу скажут, что мировоззрение есть у любого человека. И как оно конструируется. Рассматриваю мировоззрение как конструкт, не более. У него может быть ноуменальная часть, но на то она и ноуменальная, чтобы оставаться загадкой, которая отсылает к природе сознания и мышления. Кроме концептов я бы добавил еще бессознательную его часть, которую изучает психоанализ.

... и добавил:

Цитировать
Мы не можем мыслить, и в частности, мыслить о своем наличии, о себе, о мире, о жизни и смерти, без опоры на ту или иную школу мысли. Если мы сами не ведаем, какая философская система лежит в основании нашего мышления, это не значит, что такой школы нет. Она есть обязательно, ведь наши мысли и представления мы откуда-то почерпнули. Если внимательно отнестись к содержанию своего сознания и провести его инвентаризацию, мы скоро заметим – вот это в нем от Гегеля, это от логики Аристотеля, это от Платона, это отзвук мысли Декарта, а это Юма, эти мысли взяты из арсенала богословия, а эти – из марксизма, тут заметно влияние Канта, а здесь чистый осколок Шопенгауэра. То обстоятельство, что философия доходит до нас не непосредственно, а через сотни полуанонимных отголосков – в школе, семье, обществе, СМИ, образовании, бытовых разговорах и обрывочном потреблении культуры – ничего не меняет. Нам кажется, что это думаем мы сами, но такая иллюзия возникает только от невежества или плохого образования. Стоит нам начать работать над собой, и мы быстро поймем, что мы просто постоянно цитируем, и чаще всего те источники, о существовании которых не догадываемся. Поэтому любой человек, пожелавший мыслить честно, начнет с определения авторитетов и референтных систем мысли – в философии, науке, искусстве. Мыслящий человек – это всегда немного философ. А философ всегда принадлежит к какому-то направлению мысли – он либо следует за религиозной философией, либо он кантианец, либо гегельянец, либо либерал, либо марксист, либо фрейдист, либо позитивист, либо ницшеанец, либо структуралист, либо сторонник философии жизни, либо солипсист, либо экзистенциалист, либо материалист, либо дарвинист и т.д. В очень редких случаях философ способен осуществить интересный и оригинальный синтез разных направлений, а еще реже – с перерывами в столетия – появляются те мыслители, которые прокладывают новые пути и открывают всем остальным по-настоящему новые горизонты. Это великие люди, которые отмечают вехи мышления всего человечества, и оно помнит о них веками и чтит их. Тот, кто понимает великих и занимает одну из возможных философских позиций, тот обеспечивает себе статус философа, а значит, полноценно мыслящего существа. И тут главное – честность: надо в первую очередь склониться перед авторитетом (даже с задней мыслью как-нибудь позже его опрокинуть) и мыслить себя и мир в сени великих идей и теорий. Тот же кто стремится к оригинальности любой ценой, тот надолго в философии не задерживается – место таким на рынке.

... и добавил:

1. Мировоззрение
В преддверии философии
Приступая к изучению философии, многие уже имеют об этом предмете некоторое
представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена
прославленных философов, а может быть, даже объяснить в первом приближении и что
такое философия. В перечне вопросов - житейских, производственных, политических,
научных и других - обычно удается и без специальной подготовки выделить вопросы
философского характера, скажем, такие: конечен или бесконечен мир, существует ли
абсолютное, окончательное знание, в чем человеческое счастье и какова природа зла.
Откуда же это предпони-мание? С детства, осваивая мир, накапливая знания, все мы
время от времени с волнением думаем о тайнах мироздания, судьбах человечества, о
жизни и смерти, горе и счастье людей. Так складывается еще не четкое, не вполне
последовательное понимание тех вопросов, над которыми размышляло не одно
поколение философов.
Как устроен мир? Как соотнесены в нем материальное и духовное? Хаотичен он или
упорядочен? Какое место в мире занимают закономерность и случай, устойчивость и
изменение? Что такое покой и движение, развитие, прогресс и можно ли установить
критерии прогресса? Что есть истина и как отличить ее от заблуждений или
преднамеренных искажений, лжи? Что понимают под совестью, честью, долгом,
ответственностью, справедливостью, добром и злом, красотой? Что такое личность и
каковы ее место и роль в обществе? В чем смысл человеческой жизни, существует ли
цель истории? Что означают слова: Бог, вера, надежда, любовь?
К давним, "вечным" вопросам такого рода сегодня добавляются новые, серьезные и
напряженные. Какова общая картина и тенденции развития современного общества,
нашей страны в нынешней исторической ситуации? Как оценить в целом современную
эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля? Как
предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы? Как защитить,
отстоять великие гуманистические идеалы человечества? И так далее. Раздумья на такие
темы рождены потребностью в общей ориентации, самоопределении человека в мире.
Отсюда и чувство давнего знакомства с философией: с древних времен и до
сегодняшнего дня философская мысль стремится разобраться в тех вопросах
миропонимания, что волнуют людей и вне занятий философией.
Входя в "теоретический мир" философии, осваивая его, человек отталкивается от ранее
сложившихся у него представлений, от продуманного, пережитого. Изучение философии
помогает выверить стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер.
Но надо приготовиться и к тому, что философский анализ выявит наивность,
ошибочность тех или иных казавшихся верными позиций, подтолкнет к их
переосмыслению. А это важно. От ясного понимания мира, жизни, самих себя зависит
многое - и в личной судьбе человека, и в общей судьбе людей.
Представителей разных профессий философия может интересовать, как минимум, с двух
точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное -
необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в
поле внимания попадают философские вопросы физики, математики, биологии, истории,
врачебной, инженерной, педагогической и иной деятельности, художественного
творчества и многие другие. Но есть философская проблематика, волнующая нас уже не
только как специалистов, а как вообще граждан и людей. А это ничуть не менее важно,
чем первое. Кроме эрудиции, помогающей решать профессиональные задачи, каждому из
нас нужно и нечто большее - широкий кругозор, умение понимать суть происходящего в
мире, видеть тенденции его развития. Важно также осознавать смысл и цели собственной
жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это даст людям, не приведет
ли нас самих к краху и горькому разочарованию. Общие представления о мире и
человеке, на основе которых люди живут и действуют, называют мировоззрением.
Явление это многомерно, оно формируется в различных областях человеческой жизни,
практики, культуры. К духовным образованиям, причисляемым к мировоззрению,
относят и философию. Ее роль в осмыслении проблем мировоззрения велика. Вот почему
для ответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что
такое мировоззрение.
Понятие мировоззрения
Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее
видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции,
программы поведения, действий людей. Мировоззрение - необходимая составляющая
человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их
сложное взаимодействие. Разнородные "блоки" знаний, убеждений, мыслей, чувств,
настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее
целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщенно
представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.
Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно,
интенсивно изменяются со временем все ее составляющие: технические средства и
характер труда, отношения людей и сами люди, их чувства, мысли, интересы. Меняются
и взгляды людей на мир, улавливая и преломляя перемены их общественного бытия. В
мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий
интеллектуальный, психологический настрой, "дух" эпохи, страны, тех или иных
социальных сил. Это позволяет (в масштабе истории) иногда условно говорить о
мировоззрении в суммарной, безличной форме. Однако реально убеждения, нормы
жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что
кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой
эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. И все же
в многообразии мировоззрений прослеживается довольно устойчивый набор их
основных "составляющих". Понятно, речь идет не об их механическом соединении.
Мировоззрение интегрально: в нем принципиально важна связь компонентов, их "сплав".
И, как в сплаве, различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты,
так нечто подобное происходит и с мировоззрением. Каковы же компоненты,
"слагаемые" мировоззрения?
В мировоззрение входят и играют в нем важную роль обобщенные знания - жизненнопрактические, профессиональные, научные. Степень познавательной насыщенности,
обоснованности, продуманности, внутренней согласованности мировоззрений бывает
разной. Чем солиднее запас знаний у того или иного народа или человека в ту или иную
эпоху, тем более серьезную опору - в этом отношении - может получить мировоззрение.
Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными интеллектуальными
средствами для четкого обоснования своих взглядов, нередко обращаясь к
фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.
Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования. Здесь важен не
просто набор всевозможных сведений из разных областей или "многоученость", которая,
как пояснял еще древнегреческий философ Гераклит, "уму не научает". Английский
философ Ф. Бэкон высказал убеждение, что кропотливое добывание все новых фактов
(напоминающее работу муравья) без их суммирования, осмысления не сулит успеха в
науке. Еще менее эффективен сырой, разрозненный материал для формирования или
обоснования мировоззрения. Здесь требуются обобщенные представления о мире,
попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных
областей, выявления общих тенденций и закономерностей.
Знания - при всей их важности - не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме
особого рода знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении уясняется также
смысловая основа человеческой жизни. Иначе говоря, здесь формируются системы
ценностей (представления о добре, зле, красоте и другие), наконец, складываются
"образы" прошлого и "проекты" будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные
способы жизни, поведения, выстраиваются программы действия. Все три компонента
мировоззрения-знания, ценности, программы действия - взаимосвязаны.
При этом знания и ценности во многом "полярны": противоположны по своей сути.
Познанием движет стремление к истине - объективному постижению реального мира.
Ценности же характеризуют то особое отношение людей ко всему происходящему, в
котором соединены их цели, потребности, интересы, представления о смысле жизни.
Ценностное сознание ответственно за нравственные, эстетические и другие нормы,
идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание,
выступали понятия добра и зла, прекрасного и безобразного. Через соотнесение с
нормами, идеалами осуществляется оценивание происходящего. Система ценностей
играет очень важную роль как в индивидуальном, так и в групповом, общественном
мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы
освоения мира в человеческом сознании, действии так или иначе уравновешиваются,
приводятся в согласие. Сочетаются в мировоззрении и такие противоположности, как
интеллект и эмоции.
Мироощущение и миропонимание
В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и
интеллектуальный опыт людей - чувства и разум. Эмоционально-психологическую
основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если
используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его
сторону характеризуют как миропонимание.
Уровень интеллектуальности, да и степень эмоциональной насыщенности мировоззрений
неодинаковы. Но так или иначе, им присущи оба эти "полюса". Даже самые зрелые по
мысли формы мировоззрения не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным
составляющим. Мировоззрение - не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных
оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь
хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Отсюда мировоззрение -
взаимодействие того и другого, сочетание мироощущения с миропониманием.
Жизнь в мире природы и общества рождает в людях сложную гамму чувств,
переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства
единства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения,
трепета и многие другие. Среди эмоций такого рода есть и окрашенные в "мрачные"
тона: тревоги, напряжения, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности,
беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва.
Можно опасаться за своих близких, переживать за свою страну, народ, за жизнь на Земле,
судьбы культуры, будущее человечества. Вместе с тем людям присущ и спектр "светлых"
эмоций: радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных
сил, удовлетворенности жизнью, своими свершениями.
Сочетания таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Общий
эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистичным, или же мрачным,
пессимистичным; полным душевной щедрости, заботы о других или эгоистичным и т.д.
В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального
положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы,
темпераменты, возраст, состояние здоровья. Мироощущение человека молодого, полного
сил, иное, чем старого или больного. Критические, тяжелые ситуации жизни требуют от
людей большого мужества и душевных сил. Одной из ситуаций, вызывающих
напряженные переживания, является встреча со смертью. Мощные импульсы
мировоззрению дают нравственные чувства: стыд, раскаяние, укоры совести, чувство
долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы.
Эмоциональный мир человека как бы суммируется в его мироощущении, но находит
выражение и в миропонимании, в том числе и в философском мировоззрении. Ярким
выражением возвышенных эмоций такого типа могут служить, например, знаменитые
слова немецкого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все
более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы
размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне" [1].
1 Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 499.
В ткани мировоззрения разум и чувства не обособлены, переплетены и к тому же
соединены с волей. Это придает всему составу мировоззрения особый характер.
Мировоззрение, по крайней мере его узловые моменты, его основа, тяготеют к тому,
чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений. Убеждения - взгляды,
активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным
устремлениям. Во имя убеждений - так велика их сила - люди порой рискуют жизнью и
даже идут на смерть.
Таким образом, включаясь в мировоззрение, различные его составляющие приобретают
новый статус: они вбирают в себя отношение людей, окрашиваются эмоциями,
сочетаются с волей к действию. Даже знания в контексте мировоззрения обретают
особую тональность. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они
уверенно и активно принимаются людьми. И тогда - в тенденции - становятся больше
чем просто знанием, превращаясь в познавательные убеждения - в целостный способ
видения, понимания мира, ориентации в нем. Силу убеждения приобретают также
нравственные, правовые, политические и другие взгляды - ценности, нормы, идеалы. В
сочетании с волевыми факторами они составляют основу жизни, поведения, действия
личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе - всего мирового
сообщества.
С "переплавкой" взглядов в убеждения возрастает степень доверия к их содержанию,
смыслу. Диапазон человеческой веры, уверенности широк. Он простирается от
практической, жизненной познавательной несомненности (или очевидности), то есть
вполне рациональной веры, до религиозных верований или даже легковерного принятия
нелепых вымыслов, что тоже свойственно человеческому сознанию определенного типа
и уровня.
Важная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений,
принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение - обязательный
момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное,
безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней - без
внутренней критичности, собственного анализа - называют догматизмом. Жизнь
показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной,
развивающейся действительности. Более того, идеологические, политические и другие
догмы нередко оказывались в истории, включая и нашу отечественную историю,
причиной тяжких бед. Вот почему так важно ясное, непредвзятое, смелое, творческое,
гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. От догм спасают здоровое
сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить
другую крайность - неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.
Такое настроение называют цинизмом (по сходству с мироориентацией одной из
античных школ, носившей такое название).
Итак, мировоззрение - единство знаний и ценностей, разума и чувств, миропонимания и
мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений. В нем
переплетены общественно значимый и личный опыт, традиционные представления и
творческая мысль. Соединены вместе понимание и действие, теории и практика людей,
осмысление прошлого и видение будущего. Сочетание всех этих "полярностей" -
напряженная духовно-практическая работа, призванная придать целостный характер всей
системе ориентаций.
Объемля разные "пласты" опыта, мировоззрение помогает человеку раздвигать рамки
повседневности, конкретного места и времени, соотносить себя с другими людьми,
включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается
мудрость человеческой жизни, происходит приобщение к духовному миру прадедов,
дедов, отцов, современников, что-то решительно осуждается, что-то бережно хранится и
продолжается. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической
последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненнопрактический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления.
Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание
Во все исторические эпохи обнаруживало себя и сохраняется в наши дни мировоззрение,
основанное на здравом смысле и многообразном повседневном опыте. Эта стихийно
складывающаяся форма мировоззрения включает в себя мироощущение, умонастроение,
навыки поведения широких слоев общества. Ее нередко называют "жизненной или
житейской философией". Она играет важную роль, поскольку является массовым и
реально "работающим", не "книжным" сознанием. И вовсе не случайно в эпохи перемен
новое политическое, экономическое, религиозное, нравственное мышление утверждается
лишь тогда, когда осваивается тысячами, миллионами людей и начинает определять их
жизнь и поступки.
Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку велик разброс в уровне
образования и интеллекта его носителей, в характере их духовной культуры,
национальных, религиозных и иных традиций. Отсюда и широкий диапазон его
возможных вариантов от примитивных, обывательских форм сознания до просвещенного
"здравого смысла". Жизненная философия людей образованных нередко складывается
под влиянием их знаний и опыта в различных сферах деятельности. Так, по праву
говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политиков, чиновников. Анализируя,
обобщая многообразный жизненный опыт, педагоги, публицисты, мастера
художественного творчества формируют сознание многих людей. Как история, так и
современная ситуация свидетельствуют о том, что личности, составляющие разум и
совесть народа, цвет культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших,
жизненно важных проблемах, оказывают воздействие и на взгляды отдельных людей, на
общественное мировоззрение в целом и на мышление философов.
Мировоззрению в его массовых проявлениях присущи и сильные и слабые стороны. Оно
заключает в себе не только богатую "память веков", убедительный жизненный опыт,
навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое
миропонимание и сегодня не защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых
(националистических и других) настроений, современных мифов (например, о панацее
рынка и обогащения или же о вульгарно толкуемом равенстве) и иных не вполне зрелых
проявлений массового сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии на него
со стороны кланов и социальных групп, преследующих свои узкоэгоистические цели. Не
застрахованы от таких влияний и профессионалы, занятые научным, литературным,
инженерным и другим трудом.
Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не
отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не
всегда выдерживается логика, порой не "сходятся концы с концами", эмоции в
критических ситуациях могут захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла.
Наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных
знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. С
такого рода проблемами жизненно-практическое миропонимание справляется лишь в
зрелых его проявлениях. Но и тут сложившийся образ мысли и поведения становится
"второй натурой" и нечасто подвергается тщательному анализу, осмыслению.
Иное дело - критическая работа ума на основе сравнения разных форм опыта. Такая
работа, как правило, осуществляется уже на другом - просвещенном, размышляющем
уровне сознания. К зрелым интеллектуально-теоретическим (или критикорефлексивным) формам миропонимания принадлежит и философия. Однако эту миссию
выполняют не только люди "умствующие", "логические", наделенные ясным умом. В ней
успешно участвуют и те, кого природа одарила глубокой интуицией, - гении религии,
музыки, литературы, политики, наконец, журналисты, глубоко и масштабно
схватывающие суть происходящего, судьбы людей, их нравственное величие и уродство,
падение.
Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие
философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух
концентрических кругов, где больший круг - мировоззрение, а входящий в него меньший
- философия.
В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских взглядов
предъявляется требование обоснования. Ранее сложившиеся позиции вновь и вновь
выносятся на суд философского разума (характерно в этом отношении название трех
важнейших философских сочинений И. Канта: "Критика чистого разума", "Критика
практического разума", "Критика способности суждения"). Философ - специалист по
мировоззрениям. Они для него - предмет специального анализа, прояснения, оценки. С
помощью такого анализа тщательно выверяется смысловая и логическая добротность
принципов, выводов, обобщений. Продумываются также нормы, идеалы, определяющие
образ жизни, устремления людей. Но этим дело не ограничивается. Философ в высоком
смысле этого слова - не только строгий судья, но и творец (или реформатор)
определенного мировоззрения. Главную свою задачу он видит в том, чтобы выстроить
систему миропонимания, которая бы соответствовала мироощущению его
современников (и его самого) и вместе с тем, по возможности, отвечала взыскательным
требованиям интеллекта.
Для понимания своеобразия философии необходимо также определить ее место среди
других исторических типов мировоззрения, уяснить смысл слов "переход от мифа к
логосу" - краткой формулы рождения философии.
« Последнее редактирование: Мая 08, 2020, 21:09:43 от Rock Lobster »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Клуб философии
« Ответ #1404 : Мая 08, 2020, 21:42:32 »
Rock Lobster, дугинскую цитату мы уже обсуждали в 2016 году, баян галимый.

... и добавил:

А портянка из учебника к чему?
« Последнее редактирование: Мая 08, 2020, 21:46:09 от MrLf »

Оффлайн Rock Lobster

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2449
  • Ты с собою заберешь, только добрые дела.
Re: Клуб философии
« Ответ #1405 : Мая 08, 2020, 21:49:55 »
К пацанским понятиям за жизнь :hmmm:

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Клуб философии
« Ответ #1406 : Мая 08, 2020, 22:01:43 »
Тебя волнуют претензии к твоему мировоззрению?
Ну смотри: ты романтизируешь войну и империализм, а при этом утверждаешь, что православный. Считаешь, что человеческие пороки неискоренимы, а сам типа веришь в идеально доброго бога, и так далее. Твоё "мировоззрение" — жалкий клубок противоречий.

... и добавил:

У Бердяева и Толстого гораздо более цельно выходит, я их потому и привёл, что они верующие, специально для тебя.
« Последнее редактирование: Мая 08, 2020, 22:04:29 от MrLf »

Оффлайн Rock Lobster

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2449
  • Ты с собою заберешь, только добрые дела.
Re: Клуб философии
« Ответ #1407 : Мая 08, 2020, 22:05:01 »
С чего ты взял, что противоречий быть не должно? Флоренский утверждает, что все противоречия разрешаются в Боге. Это люди своим скудным разумом их плодят.

... и добавил:

Я не романтизирую войну, это расчлененка. Но на войне могут раскрыться и лучшие качества человека - сострадание, помощь ближним, самопожертвование или риск ради других и т.д. Это не романтизация, таким должен быть любой хороший человек. А не какашка, которая о себе думает только.

... и добавил:

Империи уважаю, но не все в империях уважаю. Например, бывали злые императоры, которые веселились плавая на лодке в фонтанах человеческой крови. Империя? Да. Круто ли? Не очень. Есть в империях и то, чем можно восхититься. Обычно империя - это центр учености и философии, например.

... и добавил:

Бог - не человек. Ты говоришь про человеческие пороки, которые, кстати, искоренимы на индивидуальном уровне, но не в масштабах человечества.

... и добавил:

Верующих много, но не все веруют в Бога. Толстой в Христа не верил, например, какой же он верующий? Это больной человек, который плохо закончил свою жизнь, с православной точки зрения.
А что Бердяев плохого сказал? Мне понравилось, все нормально. Но ты выдернул из контекста.
« Последнее редактирование: Мая 08, 2020, 22:12:08 от Rock Lobster »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Клуб философии
« Ответ #1408 : Мая 08, 2020, 22:18:01 »
С чего ты взял, что противоречий быть не должно?
С того, что противоречивые суждения не имеют ценности, они глупы.

Оффлайн Rock Lobster

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2449
  • Ты с собою заберешь, только добрые дела.
Re: Клуб философии
« Ответ #1409 : Мая 08, 2020, 22:22:09 »
А можешь доказать ценность суждения, что все противоречивые суждения глупы, не имеют ценности, а главное истинность своего заявления?