10 вещей, необходимых чтобы играть как Тони Айомми.
Эдди Ван Халлен не шутил, когда называл Тони Айомми «повелителем риффов». Вообще, вся история Айоми, его восхождение к легендарности и то влияние, которое он оказал на группы «новой волны хэви-метала», уже прочно вошли в анналы современного гитаризма (обо всём этом было написано совсем недавно в январском номере журнала Guitar Player за 2010 год). Но ведь всё могло сложиться и по-другому, если бы не его сильнейшая страсть к игре.
В 17 лет он лишился первых фаланг на среднем и безымянном пальцах правой руки в результате несчастного случая на заводе. И это оказалось ещё страшнее, ведь он был левшой. И лишь его сильнейшая воля и преданность гитаре заставили его придумать некое подобие протезов-напёрстков (он их до сих пор использует) и продолжить играть. Также на продолжение его вдохновил пример Джанго Рейнхардта и игра Эрика Клэптона времён группы Blues Breakers. Айомми переосмыслил типичные блюзовые фразы и риффы в более мрачном и тяжёлом контексте – вскоре именно это и стало своеобразной визитной карточкой группы. По сути, Айомми являлся движущей силой группы и в 70-х, когда фронтменом был Оззи, и в последующие десятилетия, когда в группе пели покойный Ронни Джеймс Дио (так же и в проекте Heaven and Hell), Йан Гиллан и Гленн Хьюз. Именно Тони создавал убойные риффы и плотное звучание.
В список к обязательному прослушиванию входят как минимум пять первых альбомов группы (Black Sabbath и Paranoid [оба 1970], Master of Reality [1971], Black Sabbath Vol. 4 [1972] и Sabbath Bloody Sabbath [1973]), выборку песен 80-х и 90-х, включая песни с альбомов Heaven and Hell (1980) и Black Sabbath: The Dio Years (1998), два сольных альбома Айомми (Iommi [2000] и Fused [2005]), и, конечно же, самый последний релиз группы Heaven and Hell - альбом The Devil You Know (2009).
Хотите пойти по пути крёстного отца хэви-металла? Сначала вам надо…
1. Пойти против течения и отойти от толпы
Многие сверстники Тони подключали свои гитары в стэки Marshall и комбики Fender, но сам он в вопросах оборудования всегда отличался от остальных (Понятно, что как у левши, у него было меньше вариантов выбора). В Black Sabbath он пришёл со стратом, который пришёл в негодность вскоре после этого. Потому он и перешёл на ставшую легендарной гитару Gibson SG Special 65 года, как раз когда группа записывала первый альбом. Стратокастер звучит только на “Wicked World”. Гитара вместе со 100-ваттным стэком Laney (выбор пал на эту марку из-за связи изготовителя с родным городом Айомми – Бирмингемом) на раннем периоде дополнялась лишь двумя оригинальными педалями: Dallas Range Master Treble Booster и Tycobrahe Parapedal wah. (Факты: самой старой гитарой Тони была акустика Gibson J-45.) В 1975 Айомми получил в свой арсенал самую знаменитую свою гитару. Изготовленная Джоном Диггенсом гитара, так же известная как «Jaydee», «Number 1» и «Старина», имела форму гитары SG, состаренный внешний вид, корпус из красного дерева и гриф с 24 ладами (плюс нулевой лад), маркеры на грифе в виде крестов, бриджевый звукосниматель Jaydee special и нэковый Magnum XP (в стиле Джона Бирча – его так же сделал Диггенс). В общем, она воплощала собой всё, что Айомми требовалось от инструмента. Все эти особенности были перенесены на подписные инструменты, начиная с гитары Gibson Special SG Тони Айомми (1997 год) ограниченной серии (Факты: Айомми всё ещё использует два первых прототипа) и заканчивая подписными гитарами Epiphone и Gibson (2002 год). На гитаре Epiphone установлены звукосниматели Gibson P94, а на гитаре Gibson – подписные хамбакеры Тони Айомми.
В 2009 году в турне с группой Heaven and Hell Айомми использовал голову Engl Powerball в дополнение к своему подписному усилителю GH 100 TI Laney (обе головы были подключены к кабинетам 4x12 с динамиками Celestion Vintage 30), заменил педаль Tycobrahe Parapedal на Chicago Iron Parachute wah и экспериментировал с дополнительными эффектами, среди них Ibanez Tube Screamer и Boss OC-3 Super Octave. (см. выпуск GP 1/10 с полным описанием всего сценического оборудования Айомми в туре H & H) Айомми всегда пользовался очень тонкими струнами - .008- .032 для строя на пол тона ниже стандартного, и .009-.042 для ещё более низких строев - и чёрными медиаторами Dunlop неизвестно какой толщины. Ведь ему нужно хоть что-нибудь держать в тайне!
2. Издавать зловещие звуки
Пожалуй, являясь первой группой, использовавшей los diablos en musica или устрашающе звучащую и запрещённую церковью пониженную 5 ступень (на самом деле это всего лишь 3 целых тона от тоники и середина 12-нотной хроматической гаммы, честно), Black Sabbath сразу же пустили «интервал дьявола» в работу. «Black Sabbath» - первый трэк с одноимённого дебюта группы (1970 год) начинается с громовых раскатов, которые подводят слушателя к рифу с b5, указанному в примере 1а. За аккордом G5 идёт нота соль в октаву выше, а за ней трель от b5 (C#) к 5 (D), занимающая весь второй такт. Каждый второй рифф заменяйте трель на целую ноту C# с вибрато – и вот большую часть песни вы знаете. Пример 1b – рифф на основе b5 похожий на рифф из песни «Electric Funeral» (Paranoid) – в основе имеет мелодию: тоника-5-b5-4-b3 (то есть нисходящее движение по Ми-минорной блюзовой гамме с пропуском пониженной 7 ступени), сдобренную фирменным вибрато Айомми. Для полного соответствия играйте в первую долю 4 приглушённых 16-х ноты, а в последнюю долю меняйте ритм на фигуру «16-я + 8-я с точкой». А вообще Айомми может звучать устрашающе и без b5. Зловещий рифф из примера 1c (так же сильно напоминающий «E.F.») основан только лишь на нотах из гаммы ми-минор (эолийский лад). В каждой ноте добавляйте эффект «вау», первую долю играйте как две 8-е, третью долю начинайте с затактовой 8-й – и у вас всё получится (Подсказка: на вторую и четвёртую доли используйте подтяжки с отпусканием ноты).
3. Забраться (немного) в джаз
В первый раз я услышал музыку группы, когда местная группа играла песню “Wicked World” (с альбома «Black Sabbath»). Это было около 1970-71, и я подумал, что Black Sabbath – это блюзовая джаз-рок группа, похожая на Blues Breakers Джона Мейолла, Blodwyn Pig или Keef Hartley Band, но уж никак не на прародителей хэви металла! “Wicked World” начинается со вступления на хай хэте в стиле Бадди Рича (уже в третий раз в «10 вещах…» за этот год), за которым следует свингованный рифф («вопрос-ответ») в ми – пример Ex. 2a. Айомми использует свою фирменную трель от b3 (G) до 3 (G#), что является типичным блюзовым приёмом, особенно в шаффле, добавляющим дополнительную окраску в данном контексте.
На примере 2b показана фигура на основе аккорда IV ступени, в которой использована блюзовая гамма в тональности ля. Эта фигура представляет собой ещё один вид мелодической фразы в стиле «вопрос-ответ». Проиграйте пример дважды как указано, затем три раза проиграйте аккорды A5-C5-D5 по первым трём нотам ритмического рисунка из примера 2c, а потом завершите аккордом E5 в 7 позиции. Теперь вы можете совместить весь ритмический рисунок из примера 2c с нисходящей блюзовой гаммой в ми из примера 2d и сами закончить следующий рифф песни. (Подсказка: сыграйте его 3 раза и закончите аккордом E5 в открытой позиции) Далее в песне вы ещё встретите эту фразу, транспонированную на целый тон до F#, а потом ещё раз на тон, до G#.
4. Играть (немного) мягче
Во многих песнях группы, таких как “Sleeping Village” и “Spiral Architect”, присутствуют создающие определённое настроение акустические вступления. Выучите арпеджированный рисунок аккорда Em, который указан в примере 3a, а затем переместите руку по грифу в позицию аккорда Emadd9, как указано в примере 3b, чтобы соответствовать предыдущему аккорду.
То же самое проделайте с аккордами Dm и Dmadd9, Em/D, Dm7, Aadd9 и G/A в примерах 3c и 3d, чтобы было похоже на предыдущий пример. (Подсказка: Сыграйте Dmadd9, Em/D и Dm7 по целому такту каждый, а затем играйте тот же рисунок на нижних струнах, чередуя долю аккорда Aadd9 и долю аккорда G/A в течение 2 тактов. Повторите ещё раз!)
5. Порхать как бабочка и жалить как пчела
Айомми известен своими быстрыми соло, которые он дополнял нисходящими и восходящими легато. Давайте разберём четыре типичные фразы и ми минорной пентатонике в 12 позиции и перенесём каждую в другую позицию. В первом такте примера 4a представлен крутой «забег» с одним нисходящим легато в долю, а во втором такте пропускается последняя нота в каждой доле – это одна из фирменных фраз Айомми с использованием стаккато.
Так же второй такт примера 4b превращает фразу из первого такта в стаккатную фразу с помощью объединения первых трёх нот в легатную триоль 16-ми нотами.
В первом такте примера 4c мы добавляем 16-ю ноту к предыдущей фразе, а затем заменяем и ускоряем вдвое триоль во втором такте.
Наконец, в примере 4d проводится грань между различными видами группировки 6 нот за одну долю. В первом такте у нас – две акцентированные триоли на одну долю (3x2), а во втором – каждая доля делится на секстоли (2x3) с акцентами на первой и третьей нотах. Попробуйте чередовать ритмы в этих тактах, но не менять ноты. (Подсказка: А вообще, обращайтесь с ними, как пожелаете!)
6. Повторяться
В песнях групп Black Sabbath и Heaven and Hell вы обязательно столкнётесь с остинато – повторяющимися линиями, сыгранными в унисон или как контрапункт к ритм-секции. В примере 5a мы снова возвращаемся к песне “Black Sabbath”, в которой Айомми переходит от риффа из примера 1a к приглушённому остинато в нижнем регистре, сыгранному сначала поверх аккорда G, а затем поверх нисходящей прогрессии G-F-E-Eb.
Айомми превратил достаточно известную фразу в ре из примера 5b в яркую интерлюдию в песне “Sweet Leaf” (Master of Reality), начав играть её с четвёртой доли. (Особо сообразительные читатели подметят, что ритмический рисунок представляет собой замедленный вдвое рисунок второго такта примера 4c.) Иногда простота является наилучшим решением, как в примере 5c, в котором представлена нисходящая последовательность в ми миноре. (Подсказка: попробуйте сыграть её с другими аккордами ми минора, особенно ре и до.) Пример 5d уже представляет собой гемиолу (повторяющийся ритмический рисунок в 3/4), а не остинато; в нём содержатся три фирменных приёма Айомми: фразировка в ?, целотонное подтягивание и отпускание тоники (E) до 2/9 ступени (F#) и быстрая трель. (Подсказка: послушайте “War Pigs” [Paranoid], чтобы услышать нечто подобное.)
7. Удваивать (или даже утраивать) удовольствие
Говоря о песне “War Pigs”, нельзя не упомянуть то, как Айомми создавал звучание нескольких гитар с помощью плёночного дилэя, но вот именно в этой песне соло состоит из трёх гитарных партий, идущих иногда в унисон, иногда – нет, в духе клэптоновского соло из песни “Politician” (студийная версия с альбома Wheels of Fire) и большей части Beck-ola Джеффа Бэка. В духе этого трёхгитарного соло пример 6 показывает, как Айомми поливает в духе Клэптона «докримовского» периода, записывая две гитарные партии в унисон (гитары 1 и 2, такт 1), а затем добавляет третью гитару во втором такте, и все они ведут разные партии. Принимая во внимание то, что все три партии находятся в одной и той же 12 позиции пентатоники, результат действительно замечателен.
8. Увеличивать все
И хотя Айомми начал опускать строй гитары на концертах на целый тон в самом начале существования группы (кстати, первые два альбома записаны в стандартном строе), начиная с альбома Master of Reality, он стал опускать строй ещё на пол тона ниже. Со строем C#, F#, B, E, G#, C# такие песни как “Into the Void” стали звучать ещё тяжелее, вдохновив таких гитаристов как Эдвард Ван Хален. В примере 7a представлен основной рифф песни. (Дополнительное задание: нашли гемиолу во втором такте?)
Непонятно почему, но к записи альбома Heaven and Hell с покойным Ронни Джеймсом Дио группа и Айомми опять вернулись к строю, пониженному всего на пол тона. Однако риффы становились тяжелее - в примере 7b приведён рифф из заглавной песни альбома – поэтому никто этого не заметил.
9. Слиться с басистом воедино
Одной из причин тяжёлого звучания является прочная связь гитарных партий Айомми с басовыми партиями Гизера Батлера. Многие избегают этого из-за кажущейся перегруженности, но в песнях групп Айомми такая концепция встречается очень часто. Вступления к песням Heaven and Hell “Atom and Evil” (пример 8a) и “Fear” (пример 8b), обе с альбома The Devil You Know, демонстрируют мощь октавного усиления. Оба риффа имеют зловещее звучание за счёт использования ещё одного «дьявольского интервала» (я его сам только что придумал) b2/ b9, расположенного в полутоне от тоники. В первом используются диады тоника+квинта, а во втором – единичные ноты (Подсказка: повторите пример 8a, но во второй раз замените Db5 на C5, C5 на B5, G5 на F#5, F#5 на F5, а F5 на ноту G, чтобы получить полную четырёхтактовую фигуру). Пример 8c возвращает нас к примеру 2d. Перед этим рифом, который играют два раза в нижнем регистре и два раза в верхнем, сыграйте нисходящую блюзовую фразу в ми, состоящую из примеров 2c и 2d. Для полной аутентичности поменяйте местами ритмы на первой и третьей доле, а ещё можете транспонировать всё в F# и G#, как и упоминалось в примерах 2c и 2d.
10. Добавить диад
Возможно самым важным элементом массивности звучания является использование двунотных диад в виде тоника+квинта, а так же то, что Айомми играет их на двух нижних струнах, чтобы добиться максимальной тяжести. Это мы покажем на примере пары классических песен Black Sabbath. Заглавная песня с альбома Paranoid начинается с трёх легатных даблстопов в классическом рок-н-ролльном мотиве «3+3+2», за которым следуют две доли 16-х нот из ми минорной пентатоники – как показано в примере 9a. (Подсказка: представьте их в дабл тайме.) Перед фигурой bVII-bIII-bVII-I из примера 9b сыграйте такт приглушённых 16-х нот аккорда E5, чтобы получить первую половину ритмического рисунка куплета, затем две доли E5 и по одной доли C5 и D5, а затем ещё такт E5 16-ми нотами – теперь вы можете сыграть всю песню. Рифф из песни “Iron Man”, который следует после целотонных подтяжек открытой струны ми за порожком и рычания Оззи, играется на 5 и 6 струнах с использованием диад «тоника+квинта».
В примере 9c показаны небольшие и часто незаметные детали второго вступления, включая слайды 16-ми (такт 1/доли 1 и 4, и такт 2/доля 2), которые обеспечивают плавную смену позиции, и правильно размещённая тишина (Да, это паузы!). Во время куплета Айомми играет вариацию этого риффа одиночными нотами, убирая верхнюю ноту в каждой диаде, меняя вторую 16-ю во второй доле второго такта на ещё одну F# вероятнее всего с использованием 5 и 6 струн.
Есть ли ощутимая разница в игре аккордов на двух нижних струнах? Проверьте сами и согласитесь, что этот человек всё-таки был прав за последние 40 лет. Спасибо тебе, Тони!
... и добавил:
#One_more_song
Iron Man
Сначала появился заголовок песни — «Iron Bloke»: его предложил Оззи Осборн, который, услышав рифф, заметил: «Звучит, словно Железный парень ходит где-то рядом». Лишь позже песня была переименована в «Iron Man».
Песня, как утверждали её авторы, не имела ничего общего с одноимённым супергероем издательства Marvel. Батлер говорил, что написал свою научно-фантастическую «антиутопию», наслушавшись «всяких теленовостей о загрязнении и ядерной войне», хотя позже высказывались предположения, что он мог использовать образность комиксового «Железного человека» подсознательно.
Айомми в своей автобиографии говорит о том, что в те времена они курили много марихуаны, поэтому лирика может восприниматься необычно. «Как в песне „Iron Man“, которая получилась из шутки об ожившем роботе. Думаю, там были очень завёрнутые мысли на тему того, как кто-то не может выбраться из этой штуки.»
По утверждению Батлера, песня рассказывает фантастическую историю человека, который отправляется в будущее и видит там Апокалипсис, затем — возвращаясь в настоящее — оказывается «превращённым в сталь великим магнитным полем» (He was turned to steel / In the great magnetic field). Не в силах предупредить человечество о грядущем, он встречает лишь насмешки; начинает мстить, убивая людей, которых когда-то (по-видимому, в будущем) спас (Vengeance from the grave / Kills the people he once saved) и — вызывает разрушения, те самые, что предстали перед ним во время путешествия во времени