Ой, ну уж чего-чего, а двойных смыслов-то навалом до сих пор. Даже больше, чем раньше. Просто Макаревич уже старый и мышей не ловит.
Слушайте, а что вообще нужно, кроме изучения темы и ежедневной работы? Слушать старых дядек можно и нужно, тут Дмитрий правильно говорит. Не надо думать, что если ты выучишь английский, то разучишься по-русски. Жить дальше по этим правилам или создавать свои - дело лично твое. Вот например Олег Нестеров преподает продюсирование и хороший, кстати выпустил последний альбом, который даже больше чем альбом, Армен Григорян музыку в рекламу пописывает, Алексей Кортнев когда-то работал копирайтером (в любом месте веселее вместе, а?), а сейчас и там и сям, ну и вполне успешно это. У них есть, что спросить. Сейчас люди организуют студии, у нас куча исполнителей сейчас без эфиров живут и работают не только музыкой, но и вообще творчеством.
Я зато вижу, что многие занимаются музыкой, потому что смотрят там на Мотли Крю каких-нибудь и думают, что музыку делать - это развлекуха такая: тусишь, бухаешь, а потом хоп, год прошел, ты альбом записал, ну и так далее. Я и сам так же начинал. Но все ведь вообще не так. Вот есть такой исполнитель Woodkid - он как-то после тура взял отпуск на две недели, мол устал. А потерял месяцев девять, потому что индустрия вообще-то жестко подчинена определенным циклам (если очень грубо, то зимой то, весной это, летом другое, осень - как вторая весна), поскольку заработки в основном с живых выступлений (ну, у той категории музыкантов, в которую мы вроде как тут с вами метим), а под это заточено то, когда ты выпускаешь альбом, когда его записываешь, когда можешь поработать с кино, с рекламой и в прочих делах. И если не уложишься в один цикл, выпадает из жизни два-три за ним. Вот вы подались например на летние фестивали уже? Нет? А прием уже закрыт. А это то, где костяк вашей аудитории на осень и весну.
Я даже до сих пор знаю таких музыкантов, которые продюсера ждут. Не такого, как нам известные продюсеры, которые работают реально, делают фесты и забивают 16 Тонн, Стрелку, Powerhouse и прочие горячие площадки, а просто такого, который денег даст, за шкирочку их возьмет и в студию отнесет. Он-то может и отнесет и даст, но играть скорее всего придется тогда не свое. А если надо, чтобы при своем остаться, то надо что-то показать: клевое выступление, что на тебя (именно на тебя) хотя бы 50 человек ходит, потенциал в развитии, непыльный материал, открытость мышления, твое воздействие на публику.
Ну короче, ребята, работать надо, работать и работать. Относиться к своему делу как к бизнесу, изучать вопрос, поляну. Вот тут старые дядьки пригодятся, потому что как съездить по маршруту Омск - Новосибирск - Кемерово, не оуеть и вернуться в плюсе, если ты дальше какого-нибудь клуба Ниагара в Москве не выезжал - полезно поинтересоваться. А еще надо выкинуть эту дурацкую привычку поливать всё и вся вокруг себя поносом. С такими никто не хочет дела иметь, потому что те, кто делают, они как бы все понимают, что мы на самом деле все в одной лодке и главная проблема музыки в России не только в том, что мы слушаем бяка, но и потому что мы его все-таки делаем. Но это нормально, сначала делаешь бяка, а потом делаешь небяка - надо прыгать выше головы. А для этого - правильно, работать и делать, потому что если не делать, то ничего и не будет. Даже если вы не выступаете - занимайтесь и/или пишите музыку, записывайте, слушайте новую музыку, совсем другую, пытайтесь ее понять. Если не готовы - лучше сразу на диван и байки травить, как "когда-то рвали клубаки".
И да, образование - это офигенный плюс. Как правильно сказано в фильме Whiplash: "Настоящий Чарли Паркер ни за что бы не сломался." Образование могут заменить только дико широкий кругозор, непредвзятое отношение, мегасамодисциплина и/или занятия с хорошим (!!!) преподавателем.