Фидбэк.
Одна из наиболее серьёзных проблем состоит в том, что настройки усилителя, с которыми он звучит круто сам по себе, часто показывают себя не столь хорошо, когда вы играете с группой. К примеру, зашкаливающий перегруз может существенно облегчить исполнение суперскоростных шред-фраз во время занятий, но при использовании аналогичных настроек на концерте вполне реальна угроза, что никто не сможет разобрать, что вы там играете. С дисторшном звук становится жужжащим, и когда вы играете вместе с целой группой, то в некоторых случаях это жужжание мешает понять реальную высоту исполняемых нот. Немного прибрав гейн, вам придётся играть более аккуратно, но эта жертва вполне оправдана, поскольку в результате музыка в целом будет звучать лучше.
Помимо этого, есть ещё один неприятный сюрприз, ожидающий каждого, кто любит много гейна: при таком раскладе высокий уровень громкости провоцирует возникновение фидбэка. Конечно, фидбэк не всегда нежелателен – Пит Таунсенд (англ. Pete Townshend) и Джими Хендрикс (англ. Jimi Hendrix) были из числа первых, кто начал использовать контролируемую обратную связь как музыкальный эффект, а более современные гитаристы вроде Джо Сатриани (англ. Joe Satriani) вытворяют с фидбэком невероятные вещи – однако я сейчас веду речь о том фидбэке, который заставляет гитару завывать, когда её об этом совсем не просят. Когда гейн выкручен на 11, то малейшее неосторожное движение может привести к тому, что гитара зайдётся в неистовом кошачьем визге, поэтому музыкантам, которые привыкли играть громко с вечно задранным перегрузом, не следует пренебрегать небольшими хитростями: выкручивать регулятор громкости на ноль, когда не играешь, держаться на приличном расстоянии от усилителя и, конечно же, с величайшей тщательностью отнестись к вопросу глушения неиспользуемых струн. Если вы, положа руку на сердце, можете сказать, что честно выполняете все эти рекомендации, но по-прежнему имеете проблемы с фидбэком, то, вероятно, настало время признать, что вы используете просто нереальное количество перегруза.
Важно помнить о том, что есть два разных вида перегруза. Первый формируется предусилителем (той частью усилителя, которая оформляет тембр, и где обитают гейн и регуляторы тона) и характеризуется жужжащим звуком, знакомым каждому, кто когда-либо пытался заставить усилитель звучать грязно на небольшом уровне громкости. Второй является следствием перегрузки усилителя мощности (той части усилителя, которая ответственна за общий уровень громкости, управляемый регулятором “Master Volume”). Этот вид перегруза, как правило, звучит более музыкально – гитара не теряет своей отзывчивости, и при этом вы получаете весь необходимый вам сустейн, однако сам тембр в целом остаётся намного более мягким, без каких-либо признаков того резкого пилообразного жужжания, которое присуще искажённому звуку перегруженного предусилителя.
Ламповые усилители особенно ценятся за перегруз усилителя мощности (он же «оконечный усилитель», «оконечник», «мощник» – прим. переводчика) – чем сильнее раскачиваешь ламповый усилок, тем более «певучий» звук он даёт – и львиная доля всего классического гитарного рок-звука, который мы знаем и любим, построена именно на раскачке ламп. Конечно, Даймбэг Дэррелл (англ. Dimebag Darrell) из Pantera извлекал фантастический звук из транзисторных (не ламповых) стеков Randall, однако это скорее исключение, нежели правило; большинство рок-гитаристов ценит ту отзывчивость, которую при игре на гитаре дают ламповые усилители, и сложилось так, что в более удачных транзисторных решениях обычно так или иначе присутствует схема эмуляции вакуумных ламп. Конечно, справедливости ради следует добавить, что, возможно, вам больше понравится звучание транзисторного усиления, особенно если вы предпочитаете сухой, чёткий и ясный звук на большой громкости. В общем, пусть ваши уши сами выбирают.
Учитывая то, что приличный усилок звучит лучше всего, когда его мощность задействована на всю катушку, имеет смысл использовать усилитель, выдающий в таком разогнанном состоянии практичный уровень громкости. Купив «Усилитель судного дня» и при этом никогда не имея возможности раскачать его как следует, вы уподобляетесь человеку, купившему «Феррари» для того, чтобы простаивать в пробках. Бывает много ситуаций, когда предпочтительным становится маломощный ламповый усилитель – например, на небольших клубных концертах вы, как правило, столкнётесь с тем, что звукорежиссёр будет принимать в штыки любую идею сделать звучание гитары на сцене непомерно громким. Видите ли, его работа состоит в том, чтобы получить чистый изолированный сигнал с каждого инструмента, а стена «Маршаллов», орущих во всю мощность, заведёт любой микрофон, расположенный на сцене. Говоря же о студийной работе, достаточно лишь вспомнить, что Джимми Пейдж (англ. Jimmy Page) использовал крошечный усилитель Fender Studio для записи того далеко не хилого гитарного звука, который можно услышать на раннем материале Led Zeppelin...