noble, Я, наверное, немного неточно выразился. Слух развивается одновременно с техникой, когда музыкант снимает на слух посильные произведения. Если же он играет по табам, то активный слух остается никаким, и в лучшем случае такой музыкант будет просто бездушным технарем. В худшем - сгубит руки.
По поводу школы - вы зайдите на спец. форумы по классической музыке, и увидите там проблемы не менее серьезные, чем у гитаристов-самоучек: гигромы, полиартрит, спазмы. В муз. школах, кстати, единицы доходят до музыкальности - подавляющее большинство после окончания школы просто ненавидят музыку. Думаю, и Вам парочка таких жертв соцсоревнования знакома. Вы бы видели руки этих несчастных детей, которые играют пьесы в школах - их мамы, кстати, на классикфорумсе довольно регулярно делятся отчаянием. Там что-то вроде отбора: приспособился - молодец, нет - ну бывает. Хороших преподавателей в школах обычно не бывает (я про провинции, из которых Россия состоит, по большому счету). Конечно, большая часть из них знает про
постановку т.е. про внешний вид рук, как они его представляют. И если вот с такими преподами человечек умудряется сохранить здоровье исполнительского аппарата, то может и дальше пойти - в училище, а там тоже многие отсеиваются из-за наркоты и выпивки, ну а единицы, кто закончит - пойдут в консу. Там, кстати, шизофрения, алкоголизм и суициды - не особая редкость. Бывает, как говорится.
Болшая же часть или просто тупо бросит, или будет плакать у врачей, умоляя спасти ситуацию. Вон, в контакте найдите группу Илизы Сафаровой, почитайте - да обратите внимание, из каких заведений человек вышел.
Малыши же начинают с простейших пьес, где напряжения-разрешения очевидны, и легко могут быть усвоены внутренним слухом. Потом переходят к более сложным, и слух уже к ним подготовлен. Когда я говорю про активное участие внутреннего слуха, я не имею в виду предслышание - умение слышать заранее ноту внутри себя. Скорее, это сопровождение музыки в реальном времени, пропевание внутри себя если не перед, то, по крайней мере - одновременно с действиями пальцев. А пропеть внутри, кстати, пьесу не так сложно, особенно если к ней подошли планомерно, распознав перед этим интервальные соотношения в музыке - потом их можно научиться распознавать и в более сложных композициях. Тогда пьеса воспринимается не как череда движений рук, а как цепь возрастаний и спадов напряжений (что и на физическом уровне выражается - руки дышут). Тема эта большая, очень многосторонняя, и включает в себя психологический аспект. Рассматривать же отдельно одно от другого - это прерогатива патологоанатомов, которые работают с пораженным или мертвым материалом.
И еще немного добавлю: человек. который уже в принципе знает, как это - петь внутри, слышать внутри то, что потом пойдет наружу, в большей степени защищен при исполнении тех пьес, где слух еще не справляется свободно - в данном случае уместно представить умение пользоваться внутренним слухом в виде континуума, где 50 или даже 30 процентов в разы лучше, чем ноль. Т.е. присутствует некая двусторонняя уже связь между слухом внутри и движением снаружи, и они работают одно на другое.