noble, Я, наверное, немного неточно выразился. Слух развивается одновременно с техникой, когда музыкант снимает на слух посильные произведения. Если же он играет по табам, то активный слух остается никаким, и в лучшем случае такой музыкант будет просто бездушным технарем. В худшем - сгубит руки.
По поводу школы - вы зайдите на спец. форумы по классической музыке, и увидите там проблемы не менее серьезные, чем у гитаристов-самоучек: гигромы, полиартрит, спазмы. В муз. школах, кстати, единицы доходят до музыкальности - подавляющее большинство после окончания школы просто ненавидят музыку. Думаю, и Вам парочка таких жертв соцсоревнования знакома. Вы бы видели руки этих несчастных детей, которые играют пьесы в школах - их мамы, кстати, на классикфорумсе довольно регулярно делятся отчаянием. Там что-то вроде отбора: приспособился - молодец, нет - ну бывает. Хороших преподавателей в школах обычно не бывает (я про провинции, из которых Россия состоит, по большому счету). Конечно, большая часть из них знает про
постановку ![Подмигиваю ;)](https://guitarplayer.ru/Smileys/classic/wink.gif)
т.е. про внешний вид рук, как они его представляют. И если вот с такими преподами человечек умудряется сохранить здоровье исполнительского аппарата, то может и дальше пойти - в училище, а там тоже многие отсеиваются из-за наркоты и выпивки, ну а единицы, кто закончит - пойдут в консу. Там, кстати, шизофрения, алкоголизм и суициды - не особая редкость. Бывает, как говорится.
Болшая же часть или просто тупо бросит, или будет плакать у врачей, умоляя спасти ситуацию. Вон, в контакте найдите группу Илизы Сафаровой, почитайте - да обратите внимание, из каких заведений человек вышел.
Малыши же начинают с простейших пьес, где напряжения-разрешения очевидны, и легко могут быть усвоены внутренним слухом. Потом переходят к более сложным, и слух уже к ним подготовлен. Когда я говорю про активное участие внутреннего слуха, я не имею в виду предслышание - умение слышать заранее ноту внутри себя. Скорее, это сопровождение музыки в реальном времени, пропевание внутри себя если не перед, то, по крайней мере - одновременно с действиями пальцев. А пропеть внутри, кстати, пьесу не так сложно, особенно если к ней подошли планомерно, распознав перед этим интервальные соотношения в музыке - потом их можно научиться распознавать и в более сложных композициях. Тогда пьеса воспринимается не как череда движений рук, а как цепь возрастаний и спадов напряжений (что и на физическом уровне выражается - руки дышут). Тема эта большая, очень многосторонняя, и включает в себя психологический аспект. Рассматривать же отдельно одно от другого - это прерогатива патологоанатомов, которые работают с пораженным или мертвым материалом.
И еще немного добавлю: человек. который уже в принципе знает, как это - петь внутри, слышать внутри то, что потом пойдет наружу, в большей степени защищен при исполнении тех пьес, где слух еще не справляется свободно - в данном случае уместно представить умение пользоваться внутренним слухом в виде континуума, где 50 или даже 30 процентов в разы лучше, чем ноль. Т.е. присутствует некая двусторонняя уже связь между слухом внутри и движением снаружи, и они работают одно на другое.