Anomaly, научиться любить музыку. Попробовать получать удовольствие от простых мелодий, где только и делов-то, что сыграть одну ноту, за ней вторую, потом третью... Есть мелодии, которые может сыграть даже человек, буквально впервые взявший в руки гитару. И вот парадокс: на удивление часто люди, которые "все уже умеют, осталось только переменный штрих, свип и тэппинг и быстро еще" эти мелодии сыграть не могут. Выглядят эти люди, играя такие простые вещи,
напряженно. Когда эти люди стараются запилить что-то эдакое, напряжение в них не так заметно - ну, или, как минимум, есть разумные объяснения напряженному животу, плечам и челюстям ("Сложно ведь!").
В медленной игре напряжение становится для них невыносимым, и тогда оно начинает искать выход (любое напряжение призвано совершать работу, это энергия). Выходит это напряжение при медленной игре в виде судорожных, дерганых переходов между нотами - такие гитаристы умеют даже примитивные мелодии сыграть, вспотев. Остальное напряжение, которое не утилизируется в бесполезной работе рук на грифе, традиционно накапливается в теле (плечи, живот, челюсти, и т.д.).
Причины такого подхода к музыке иногда лежат в убеждении "ценно только то, что трудно". Т.е. нужно трудиться, чтобы чего-то стоил и ты и твоя жизнь - ведь так учили родители
. На гитару это переносится двояко. Во-первых - и это вполне очевидная часть - наполовину осознанно такой гитарист будет стараться играть что-то сложное, и по мере естественного прогресса все равно выбирая вещи
сложные, а не посильные. С другой же стороны - и этот процесс обычно лежит вне сферы осознавания - гитарист сам будет создавать себе трудности при игре (напрягая, к примеру, руки).
Говорить об этом сложно, поскольку речь идет о сфере бессознательного, а при сближении с этой областью у человека включаются мощные защитные механизмы. Хотя это, впрочем, нормально.
Если же пробовать проработать проблему без обращения к профессиональной помощи, можно просто взять и поиграть те самые несложные мелодии, напевая их (не старательно, а свободно, себе в кайф). Заодно и побыть чувствительным к своим реакциям в процессе.
"Это не круто", "Это слишком просто", "Это по-детски" - за всем этим стоят какие-то чувства, и чтобы их обнаружить, можно попробовать в вышеприведенных фразах заменить "это" на "я". И тогда "это не круто" может превратиться "Я чувствую себя не крутым, а обычным", и т.д. Самое популярное - это, конечно "Мне скучно это играть". Вообще, игра простых мелодий может служить самым наглядным тестом, позволяющим понять, что гитариста занимает не собственно музыка, а его усилия, которые он прикладывает к игре. То есть ему интересно до тех пор, пока пальцам есть работа - это еще и ценнее, ибо трудно! Однако музыка бывает и очень, очень простой. и если гитарист скучает от игры ну очень-приочень простого, то вероятно он просто пока еще не полюбил музыку. Он любит свои понты, он любит признание, он получает сомнительное удовольствие от "вложенных усилий" и т.д. Забывает только об одном - на гитаре играют. Игра на гитаре - это игра. Это не шахтерский забой.
... и добавил:TDA, допустим, есть мелодия "Во поле березка стояла" или что-то в этом роде. Внутри она есть - внутренний слух ее знает, ее легко запомнить слухом и спеть (хотя бы про себя). И для первых четырех нот этой мелодии никаких приказов и команд никуда отдавать не нужно: если не верите, попросите знакомую девочку, не совсем дубовую, но не играющую на гитаре, подобрать эту мелодию на слух. Или мальчика, не важно.
Пусть она сыграет хотя бы первые два такта. Потом объясните ей, КАК нужно
на самом деле ее играть - разъясните по-умному, с объяснением принципов верного движения, расскажите, как должна двигаться звукоизвлекающая рука, как надо ставить прижимающую.
Мелодия рассыпется. И чем больше вы будете подключать
голову ученика к процессу игры, тем хуже он будет играть. Можете проверить.
Люди любят думать, что голова умнее тела. Тело гитариста начинает страдать там, где вмешивается голова со своими приказами. Дело в том, что приказы эти формируются под влиянием
представлений о
нужном и правильном, и эти представления не учитывают
реальных потребностей тела. Контроль порождает напряжение. Контроль в принципе и есть удерживание.
Здесь я, разумеется, не говорю о людях, у которых голова с телом дружит - но такие тем и не создают по поводу болящих рук (а от напряжения до боли - один шаг). Подружить голову с телом, объединив их в целое, перестать отдавать приказы, и начать слушать - вот задача задач.
Другими словами, гитарист, который "контролирует", отдает приказ от головы к телу. Вопрос: есть ли в этом слушание потребностей тела? Ответ: нет. Слушание тела начинается позже, когда тело возмущенно заявляет: эй, мозг, затрахал! не слышишь? Ну так я щас погромче заявлю! И становится больно.
Вы ведь, скорее всего, в первую очередь о звуке думали, пели его внутри, слышали внутри? Иногда бывает даже трудно представить, что человек думает о движении, а внутри ясной звуковой картины просто нет.
И игра простых мелодий как раз и помогает научиться в первую очередь отталкиваться от звуковой картинки в голове. А если она есть - там хоть с логарифмической линейкой вокруг гитары бегай, вреда не будет особого. Слух, короче, первичен для музыканта, и наиболее важен. Так, в общем, и учатся обычно, если по уму.