В процессе постоянно растет напряжение пока рука не устанет. Как снизить напряжение?
во-первых, до напряжения лучше не доводить совсем - начинают зажиматься руки - отдыхай, если это происходит слишком быстро - не твой темп, снизь;
во-вторых, разберем по рукам отдельно:
расслабить правую не так сложно как кажется. Все утверждения, что скорость вдруг откуда-то придет сама, если играть медленно на моей практике не подтвердились. Т.е. вообще-то так может быть, если твоя постановка действительно очень хороша и полностью соответствует особенностям твоих пальцев (формы фаланг большого и указательного как раз и влияют на оптимальный для тебя хват медиатора и, соответственно, особенности конкретно твоей постановки при соблюдении общих принципов). Но если руки зажимаются, значит что-то не так и надо сформировать постановку. Лучший способ поставить руку как надо - получить сначала быстрое тремоло без зажимов (об этом многие говорят, посмотри мастер-класс Мэй Лиана, к примеру). Мой препод когда-то советовал мне играть чередование через такт 8 и 16 нот, тогда рука отдыхает на среднем темпе и делает рывок в более быстром, не успевая напрячься. Но лучшим упражнением для себя я нашел рывки по 4 32е ноты на каждый клик метронома (четверть), такой своеобразный галоп что-ли. Если правильно подобран темп - играешь эти рывки быстрее привычной скорости, но за счет паузы рука не успевает напрячься, главное не переборщить, будь очень осторожен с этим упражнением. Например, я сейчас играю пассажи переменным штрихом до темпа 170-180 16ми (после хорошего постепенного разогрева), но эти рывки всегда на шаг впереди по темпу и их я играю в 130-140 32ми, причем играть могу по нескольку минут без появления признаков зажатости. Это упражнение заставило мою руку саму найти наиболее расслабленную постановку, удобный и плотный хват медиатора, экономные движения. Само собой заранее нужно знать в какой плоскости должна раскачиваться кисть - опять же Мэй Лиан, Забуруев и ютьюб тебе в помощь. После того, как получилось раскачать руку с сохранением расслабленности, я взял минорную гамму от 6й струны и начал играть куски по 6 нот на двух смежных струнах(как бы секвенцию) с паузами. Получились те же рывки, но по 6 нот и с переходами по струнам, темп уже можно было взять немного выше, чем тот, что был до этого подхода (синхронизация - это уже отдельный разговор, не в этой теме
). Затем можно играть секвенцию по 6 уже на 4 струнах (12 нот за проход), а далее всю гамму с 6 струны по 1ю и обратно. Главное - это при игре длинного пассажа сохранить расслабленность руки, сформированную тремоло и быстрыми рывками, потом это можно перенести на любой играемый материал.
Про левую некогда писать - приходится вернуться к работе
Кстати, не забывай периодически выполнять упражнения на расслабление кистей. Мне как-то знакомый, который в консе учился, показывал. Представляешь, что в каждой руке по огромному арбузу и как бы несешь их, слегка покачивая согнутыми руками (кисти свободно висят при этом) или имитируешь орангутана - слегка разводишь в стороны плечи, сгибаешь в локте руки ладонями к себе и делаешь характерные покачивания кистями в свою сторону, можешь еще присесть немного и издавать характерное "У У-У У-У", тогда свидетели сего действа точно поймут, что ты на пути к музыкальному Олимпу и так просто не свернешь
п.с. чесное слово не хотел так много букв, не обессудьте, краткость - не мой талант