Лично я (лично я) исхожу из той концепции, что конкретно в электрогитаре профессиональный уровень неразрывно связан с уровнем любительским. Иными словами, от развития и массовости любительского музицирования напрямую зависит развитие и уровень тех, кто находится на профессиональной сцене.
Подавляющее большинство тех, кого я знаю из професиональных гитаристов, начинали всегда как любители. Многие — параллельно с основной учебой, весьма далекой от музыки (Досумов как пример), многие — параллельно с музыкальной подготовкой, но по другому инструменту, в ДМШ, училище и так далее. У нас не существует, насколько мне известно, ДМШ с классами электрогитары, поэтому мне неизвестны люди, которых родители с 7 лет отдавали бы целенаправленно заниматься электрогитарой.
Массовость этого занятия может обусловить такие немаловажные вещи, как доступность инструментов, репетиционных точек, сделать более легким поиск единомышленников, с кем можно поиграть, и так далее. Скажем, ровно как у нас было в середине 2000-х: гитары начали ввозиться вагонами и приличного японца можно было купить сильно дешевле, чем я в конце 90-х купил корейский ибанез; если в конце тех же 90-х репточки представляли собой обшарпанные бытовки с убитой техникой, то спустя несколько лет можно было запутаться в выборе приличных баз за те же деньги, ну и так далее.
Из этих любителей в конечном итоге начинали иногда формироваться те, кто зарабатывает деньги музыкой: кто-то, начиная играть в обычных любительских группах, рос и прогрессировал, добираясь до более и более серьезных коллективов, кто-то шел учиться целенаправленно по электрогитаре. Но изначальным питательным субстратом всегда является этот самый любительский уровень.
Многие задаются вопросом, почему в тех же штатах так много играющих людей. У меня занимался американец из мелкого городка с населением около 30000 человек, так в его городке было 4 клуба, где можно было поджемовать с другими музыкантами. У нас в Москве на 12+ миллионов человек — сколько таких мест? Про другие города говорить вообще не приходится. В целом распространение инструмента и любительской музыки там несравнимо выше, через это можете видеть, сколько имен так или иначе мы видим «оттуда».
Примерно аналогичная ситуация была, судя по разного рода материалам и общению со старыми тренерами, в СССР со спортом, где любительский спорт и доступность занятий, судя по всему, были развиты значительно лучше, чем сегодня.
Сегодня, насколько я лично вижу, выстраивается больше именно западная модель: вот такие-то и такие-то занятия доступны только тем, у кого есть деньги. Так как подобных людей значительно меньше, чем основной массы граждан, у которых денег на подобное нет, то и результаты строго соответствующие. Если раньше тем же футболом мои старшие родственники могли свободно заниматься на бесплатной основе, где люди с задатками могли проявить себя и уйти уже на более серьезный уровень, то теперь за все требуется платить деньги. Если предположить, что лишь 1% способен куда-то продвинуться, то при резко уменьшившейся выборке и этих представителей одного процента станет ничтожно мало. Ну, можно поглядеть на наш футбол как пример.
Поэтому лично мне подход, что надо сразу брать только толковых, абсолютно чужд. Иногда бывает, что человек не тянет, если правильно направить его усилия — внезапно начинает работать и прогрессировать. Примеров подобному — масса. Если же сразу такого отправить, видя его барахтания — то и не будет никакого прогресса, а сам он с большой долей вероятности просто бросит все это дело.
Недели две назад я на эту тему общался с девятикратной чемпионкой Европы по вольной борьбе Анастасией Стадник и ее мужем, тоже чемпионом Европы. Люди без всяких сомнений квалифицированные высказали мне, что если педагог в самом начале занятий тебе говорит, что вот этот спорт — он не для тебя, то это не педагог, а непонятно что. Разумеется, через года твои врожденные качества, физиологические особенности и т.п. могут проявиться и ты не пройдешь на самый верхний уровень, но изначально это можно видеть только в редчайших случаев, скажем, при наличии серьезных проблем со здоровьем или развитием, которые затруднят или сделают невозможным даже самый начальный рост.