Автор Тема: Абсолютный слух можно развить или это дано свыше?  (Прочитано 24163 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx


Цитировать
Как ребенок... может мыслить ступенью музыкальной организации? ))
Если ребенок способен напевать простую мелодию, значит у него сформировался ладовый слух с тоникой тяготениями и прочим. Он не знает нот, не знает ступеней, не имеет понятия о тональностях и интервалах, однако он уже в музыкальной системе. Неужели непонятно?
И вот так у человечка формируется представление о красках ступеней лада - без названий - в ощущениях. Если у него еще нет относительного слуха, эти первые ощущения фиксируются как абсолютные. А потом ему говорят , образно говоря - "вот это ощущение называется До".
А потом он слышит что трактор тарахтит на ДО.

Цитировать
Он не знает ни нот, ни звуков. После экзаменов в школу, Маме говорят, у вашего сынишки абсолютный слух. Вопрос: откуда он взялся? И что это такое?
Кто откуда взялся - ребенок? )) Науке это неизвестно, но что-то происходило не на глазах у публики.
То же самое и со слухом. Ребенок с первых дней жизни получает некий музыкально-слуховой опыт, вводящий его в нашу музыкальную систему.

Цитировать
Это ПОТОМ его привязывают к "СИ" И "ДО".... А могут привязать его способность к тон генератору и он с успехом будет называть частоты - другую звуковысотную шкалу.
Но дело в том, что абсолютник воспринимает "pitch classes", поэтому у абсолютников самая распространенная ошибка - октавная. Если бы он слышал частоту, то скорее ошибся бы в близких нотах, чем, отличающихся по частоте вдвое.

Цитировать
3) Посмотрел спойлер и не понял принципа этих занятий. Так как интервалы, и в гармонии высота нот  анализируется относительно тоники. Что это? Абсолютный слух не привязан к тонике, ладу и т.д. Это чисто музыкальный слух - относительный.
Чего-то кто-то из нас не понял. Давай словами.
Вот звучит аккомпанемент в Ре миноре дорийском. На его фоне звучат звуки белых клавиш. Относительный слух будет слышать ступени. Относительно чего, какого звука он будет слышать ступени?
Почти то же самое с интервалами, в которых повторяется нижний звук, например, Ре. Надо называть верхний звук. Как относительный слух будет определять и называть ноты (или ступени), относительно какой тоники?

Цитировать
Натренировали память на звуки и называют это абсолютным слухом)))
Великолепная фраза.
Примерно то же самое говорят про абсолютников - просто запомнили высоту звука.

Цитировать
Через годок без занятий от этого слуха и половина не останется.
Это проверено - не пропадает. Сохрраняется на том уровне, на котором человек ушел. Хотя я не говорю об абсолютном слухе, а о неком эрзаце, который может быть определенной стадией формирования - пока неизвестно.

Цитировать
4) Можно ли выработать АС у взрослого? Скорее нет.
А в этом, скорее всего ты прав. Так же как нельзя обучить человека речи при синдроме маугли.
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2015, 03:31:47 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Что то мозг мой плавится)))) Причем тут абсолютный слух и ступени лада? Слух назвали АБСОЛЮТНЫМ  в самом названии потому что он не привязан к тоникам и ступеням. относительно тоник тренируют относительный слух, чтобы слыша ноты он ощущал ступень.

Теперь. Ты все провязываешь к музыке и не можешь проявить гибкость мышления.  Человек слышит высоту звука кота, которого дергает за хвост. Приходит к маме через три дня и повторяет в точности в на тех же высотах вопль кота. Мама, физик, замерила высоту на тон-генераторе и говорит это 440 Гц сынок запомни!  Понял! И так все звуки он привязал к шкале частот. И теперь этот абсолютник будет мыслить частотами, а о нотах, тем более ладах и степенях и знать ничего не будет.
Все описано чтобы показать, что человека, который обладает этой способностью, можно привязать к любой шкале, не только нотно-музыкальной. И мыслит он определяя высоту звуков не ступенями лада, о которых и не слыхивал никогда. Это музыканты его привязали к данной системе отсчета высот, так как работают со звуковысотным материалом. А физик бы привязал к частотам, художник к цвету,  математик к цифрам и никаких там в тон генераторе нет ступеней - есть отдельные хаотичные безсистемные звуки, которые он с легкостью определяет.   
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2015, 03:36:53 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Что то мозг мой плавится)))) Причем тут абсолютный слух и ступени лада?
Ты сказал, что в моих примерах будет работать относительный слух. Вот я и уточняю, как ты себе это представляешь - относительно какой тоники будут называться звуки или как они вообще там определяются. Поэтому в данном случае речь идет с твоей подачи об относительном слухе.
Например, расскажи, что ты слышишь, когда звучат белые клавиши на фоне Ре дорийского. А потом на фоне Ля натурального и тд.
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2015, 03:38:07 от eye »

Оффлайн IronMax

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 43
  • Репутация: +3/-0
"А вот  тренированный человек  просто запоминает (надолго) высоту нот. "
"Мама, физик, замерила высоту на тон-генераторе и говорит это 440 Гц сынок запомни!"


 :crazy:

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Цитировать
Теперь. Ты все провязываешь к музыке и не можешь проявить гибкость мышления.  Человек слышит высоту звука кота, которого дергает за хвост. Приходит к маме через три дня и повторяет в точности в на тех же высотах вопль кота. Мама, физик, замерила высоту на тон-генераторе и говорит это 440 Гц сынок запомни!  Понял! И так все звуки он привязал к шкале частот. И теперь этот абсолютник будет мыслить частотами, а о нотах, тем более ладах и степенях и знать ничего не будет.
В том то и дело, что это твои фантазии в соотвтетствии с твоими представлениями, но такого не бывает.
Ни один абсолютник не мыслит частотами.

Хотя есть один пример, который больше, наверное, твою точку зрения подтверждает. Но этот человек был действительно уникальный, даже для абсолютников
(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2015, 04:02:17 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Не мыслят, только потому что физики их не привязывают к своей шкале. Они не работают со звуком и эти навыки им нет необходимости использовать на практике. К чему эту способность привязали, тот так и осмысливает. поэтому и мыслят нотами (хотя это такие же частоты, только с названиями)))

Еще раз, В. Ткаченко в овзрасте 6 лет (по его словам) привели в Витебскую музыкальную школу. Отец - летчик (не музыкант), хотел отдать его на баян. Но педагоги определили у малыша абсолютный слух. Родителям рекомендовали отдать ребенка на скрипку. Далее муз. училище, консерватория, Песняры и т.д.
Теперь та же ситуация только с другим профилем. Приходит человек, там стоит тон-генератор (это тот же аналоговый синтезатор. Проверяют малыша на способности и определили, что он слышит высоту звука и может точно ее повторить. Привязывают его к системе цифр, где каждая цифра - определенная высота. Дальше он идет угадывать высоту звуков (если найдет такую работу - ставить цифры напротив услышанного звука). Причем тут ступени лады и музыка вообще?

Потом, как "угадываются" белые клавиши если в тонике ре? Это даже странно слышать... ступени белоклавишной диатоники при адаптации на определенную тонику превращаются в разные лады. В данном случае дорийский. Точно также можно настроить слух на "Е" и получится фригийский лад. Абсолютный слух тут при чем? Это чистой воды относительный слух и все прекрасно играют в разных ладах и мыслят ступенями ладов. При желании можно осмыслить какой-либо ход вне тональности - фригийский тетрахорд, хотя a-g-f-e в ля миноре, все равно будет мыслиться в тональности (если это все строится по тональным принципам).  Если построить фактуру по модальным принципам (перенастраивать на временную тонику "Е"), то можно сделать этот тетрахорд чисто фригийским.


Мне кажется мы просто по разному понимаем понятие АС. Я его вижу как природную данность (или появившуюся в раннем детстве неосознанно, которая мыслится априорно). Ты видишь - натренированный относительный слух. То есть память нот, с привязкой к ступеням и тоникам. Но это слух относительный даже в самом названии - относительно чего-то. Абсолютный слух не опирается на другие тона.  А теоретики абсолютного слуха в один голос утверждают, что абсолютный слух это просто хорошо развитый относительный слух.

... и добавил:

________Например, расскажи, что ты слышишь, когда звучат белые клавиши на фоне Ре дорийского. А потом на фоне Ля натурального и тд.____

Специально записал демо, в котором показан средневековый чисто модальный подход. Берем дитонику - звукоряд белых клавиш. Играем по два такта в трех ладах - дорийском, эолийском и фригийском. Для того, чтобы лучше ощущался ладовый переход  добавил басовую ноту, которая сразу перестраивает систему ступеней и адаптирует слушателя на новый лад.
https://soundcloud.com/dmitry-maloletov/modes

Только АС слух тут ни при чем. Это как раз работа относительного слуха. Так как он "осмысливает" лад относительно временного опорного звука. Настраивая слушателя на новый опорный тон, можно бесконечно гулять по звукоряду, меняя настроение в семи ладах  диатоники.
 
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2015, 05:44:44 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн Voronov.S

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 131
  • Репутация: +7/-2
  • The Universe of Music
    • Last.fm
Осилил кучу текста.  :)

Выскажу свою точку зрения, думаю ссылки в ней многим будут полезны.

По части развития способностей уверен что нету людей кому что то было не дано. По поводу врожденных дефектов что приводит к абсолютному слуху как по мне полный бред. Если бы такие "дефекты" были и их можно было выявить физиологически - они бы давно были классифицированы.
А по поводу "дано", "не дано" тут советую почитать Тони Бьюзена о развитии возможностей нашего мозга (Не относитесь скептически к названиям книг, это сделано специально, кстати, о чем пишется в одной из книг). Его книги это просто нечто и сильно на меня повлияли, если не сказать больше. Это не какие то теории - там все по научному, серьезно. Советую почитать и думаю многие приверженцы мнения что есть одаренные, а есть бездарности в чем то изменят свое мнение. Все о чем можно судить о том лучше получается у человека или хуже какое то действие - это задаток сформированный при рождении. Отчасти на это влияет наследственность или среда в которой рос плод (на самом деле при беременности многое сказывается на плоде). В остальном все мы абсолютно одинаковые с равными возможностями. Просто нужно выстраивать короткие и постоянные нейронные связи путем многократного повторения однотипного материала (как одного и того же, так и разных о требуемой теме). И тут надо понимать что то что делают наши конечности - четко установленные сигналы мозга. У некоторых людей что бы найти нужную информацию, быстро что то освоить уходит времени значительно меньше лишь потому что уже есть базовые нейронные связи в этой области действия. Чем чаще и больше мы повторяем одно и тоже - тем крепче эти "каналы" складываются. Поэтому большинство людей полиматов считаются гениями. Их крайне широкие знания в различных вещах формировали очень "быстрый" мозг, если так можно сказать, где даже с первого взгляда мало связанная информация находила подтверждения в другой. Это позволяет таким людям совершенно по другому смотреть на мир, потому что мозг просто на био-химическом уровне работает не совсем так как у среднестатистического человека. Восприятие новой информации занимает в разы меньше времени - потому что есть разносторонняя база. И чем шире область знания тем "быстрее мозг".
Это применимо не только всецело ко всем областям деятельности. Но и в одном виде деятельности (музыке) к примеру все совершенно так же.
Абсолютный слух это всего лишь определенные формирования устойчивых связей нейронов, которые по средствам восприятия звука через барабанные перепонки позволяют определять быстро и точно звуковые частоты. Это можно развить, вот только вопрос нужно ли это?
Ну и еще там же найдете информацию что крайне полезны занятия "в голове". Закрываете глаза и занимаетесь техникой. Может вы это посчитаете бредом, но поверьте - работает. А при должной концентрации намного эффективней физических занятий. Но до этого надо "дорасти".  Может быть кто то этот пост дочитал до конца и сочтет его полезным, во всяком случае если бы я обладал этой информацией в школьном возрасте, я бы был совершенно другим человеком в плане развития в разных сферах. Я в этом убежден, потому что каждый день я эти принципы применяю на практике и вижу подтверждения в своих навыках (далеко не только в музыке). Как то так.  :)
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2015, 05:52:12 от Voronov.S »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Коль зашла речь о ступенях диатоники, небольшой оффтоп: Вот именно на этом принципе сделана эта вещица. Легко ощущается переход с дорийского в эолийский лад. Конечно, в пьеске использованы и тональные моменты.


http://youtu.be/JJLauPhwPe4

Voronov.S написать книгу о скрытых возможностях человека может и интересно, только она не ответит на вопрос почему у одного 6-летнего ребенка есть абсолютный слух, у другого нет. По статистике АС у одного из 10 000.
И еще как объяснить способность умножать пятизначные цифры в уме практически мгновенно? Это тоже можно натренировать?  И почему одному это не надо тренировать, это ему дано (ктоли с рождения, толи в детстве он вниз головой упал))), Не суть.... Он не знает как это у него получается. Это данность. Им не тренированная.

А читать книжки о своих возможностях и тешить себя иллюзиями, что мы все одинаковые это в пользу бедных))) Надо свои таланты искать. У каждого они свои. Мы все хоть и похожи, но у всех разные отпечатки пальцев. И уши тоже. ))) Хотя дело тут не у шах, а в психике, в обработке поступающего сигнала и выдаче результата.


Оффлайн Voronov.S

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 131
  • Репутация: +7/-2
  • The Universe of Music
    • Last.fm
Дмитрий Малолетов,
Цитировать
читать книжки о своих возможностях и тешить себя иллюзиями, что мы все одинаковые это в пользу бедных
переформулировать лучше)) Лучше быть лентяем и смириться что "не дано". Вот это как то так получается?)

В книгах приводится куча имен и примеров что было "не дано" и чего люди добились. По поводу складывать и умножать мгновенно - это ерунда. Есть несколько людей считающий сложенные матанальные уравнения мгновенно. Есть исследования где была найдена причина, если интересно поищите, точно найдете. Причина такая - за вычислительные функции отвечает та область мозга у них, которая занимается человеческой моторикой (двигает руки, балансировка тела и еще колоссальное кол-во других вещей). Но это скорее врожденные отклонения. И эти люди вообще единицы на миллиарды. А абсолютников, в общем то не так уж мало (учитывая что мы оцениваем не "всех" людей, а только тех кто интересуется музыкой). Считать в уме - это то чем занимают все на этой планете. Даже обезьяны это делают. А вот занятие музыкой - это уже просто огромное ограничение публики. Так что статистика абсолютников была бы совершенно другой, если рассматривать всецело жителей планеты. Так что разные категории - с одной стороны 1 на 6 миллиардов, с другой стороны 1 на 10 000 (причем откуда эти данные вообще? Мою семью никто не проверял и даже если кто то из нас и обладает таким слухом - это не известно). Да и дальше если читать статистику которой оперировали (среди профессиональных музыкантов абсолютный слух встречается приблизительно у одного из нескольких десятков)
Разные категории ведь? (Риторический вопрос).

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Категории разные. Речь идет о том, что это дар божий. И дело не в том, что надо руки опускать.  Просто у одних есть одни дарования, у других другие.  И если тебе не дано что-то от природы (или с детства), то пытаться стать артистом балета, когда кости уже скрипят просто нет смысла. )))
Люди способны на многое. Вопрос только мотивации. Зачем и что кому нужно. Мы неминуемо придем к вопросу о смысле жизни. У каждого он свой. Я вот не хочу тратить время на тренировку счета в уме, когда рядом лежит калькулятор. Мне эта способность даром не нужна. (Это Абрамовичу надо, а мне считать все равно нечего))))  И еще куча уникальных способностей не нужно. Хотя при желании их можно развить. Только зачем? Наверное должен быть внутренний позыв, какая то сила должна толкать на подвиги? Именно там надо искать корень достижений, в любви и желании (которое есть следствие любви), а не в тупом волевом усилии и жопочасах.

Оффлайн guitarkottt

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1463
  • Репутация: +165/-103
  • Давлю диван совокупным весом себя и гитары.
Я с Дмитрием Малолетовым полностью согласен. Красивая теория  - все при рождении равны и все могут все, главное захотеть. Но на практике все совершенно иначе. Сколько людей хочет обрести этот самый АС, годы идут и ничего. А рядом сидит ребенок 5 лет , и ничего совершенно не делая для этого, обладает прекрасным тонким АС, да и ОС уже неплохой. Он просто с ним родился. Нужно это принять.
Можно ли сказать что каждый может стать чемпионом мира по бегу? по тяжелой атлетике? Нет. Нужны природные данные, особая физиология. Так же обстоят дела с мозгом. Мозг это же не эфемерное облако , это физическое вещество, и скорость нейронных связей в этом веществе тоже разная у разных людей. Да мозг поддается развитию, ровно как и тело. И ровно как и тело, у одних это развитие проходит быстро и легко , а у когото никак. Ктото уже родился с развитым быстрым мозгом, а ктото со среднестатическим и никогда он не догонит гениальный мозг, ровно как карлик не выростет до Майкла Джордана. Соответственно одни становятся Достоевскими а другие сантехниками.
При этом Достоевские могут появиться в дремучей деревне, а сантехник - в самом утонченном обществе.
По этому теория что все могут все - красивая , вдохновляющая, но от реалий оторванная. Повторюсь, если бы все было так просто , мы бы выращивали и воспитывали Чайковских , Достоевских, Бахов, Ван Гогов, Эйнштейнов итд. пачками. сотнями и тысячами. Достаточно ведь создать условия. Но наверное природа позаботилась о том чтобы гении рождались случайно в самых непредсказуемых условиях. И то что многие с этим не согласны - ничего не меняет.

Оффлайн Eug23

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2042
  • Репутация: +351/-8
  • Диванщег!
guitarkottt, с Дмитрием также согласен и профессор Савельев С. Крайне рекомендую ознакомиться:

Сергей Савельев. Гении

Здесь покороче.
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2015, 10:31:44 от Eug23 »

Оффлайн Voronov.S

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 131
  • Репутация: +7/-2
  • The Universe of Music
    • Last.fm
guitarkottt,
То что кто то развивает что годами и не может развить не показатель вообще - это показатель лишь того занятия не эффективны. И не надо крайностей - карлики или дебилы имеют врожденные патологии. Мы говорит о среднестатистических людях. И не надо ментальные вещи сравнивать с физическими. Это разные вещи, а ты (без пафоса) не обладаешь знаниями как это все работает, скорее всего, но говоришь что "в теории так, на практике иначе", на чьей практике? У тебя свой институт развития способностей? Думаю нет. А вот у человека с самым высоким уровнем творческого IQ на планете есть (Т. Бьюзен). И он там это изучает на практике.
В реале, не в реале, примеры с конкретными людьми приведены, а не абстрактными конями в вакууме, кто занимался правильно определенными видами деятельности, изначально являясь отсталым более чем большинство, по итогам превзойдя многократно в своих достижениях тех кому "дано".  Спорт привел пример? Он не уместен, но даже в спорте люди просто годами тренируются в зале и не могут ничего достигнуть потому что, к примеру, недоедают углеводов, либо нет стрессовой нагрузки, либо загнали себя в перетрен и мало отдыха. И тут дело не в одаренности, а лишь в том что занимаются не правильно.
То что одному ребенку с детства дано, а кто то пол жизни мучается - говорит просто о предрасположенности, можете назвать это даром, но это не значит что другим этого не достичь. Надо работать и работать правильно. Многие годы тратят на технику и не могут ничего добиться, а лишь несколько месяцев с правильным преподавателем все лечат. Я думаю у Павла куча таких личных примеров.
Мне в принципе все равно, я не переубеждаю. Просто перед тем как что то так категорически классифицировать почитали бы что в реальности такое зун-ы и как это выглядит внутри нашего ящика :),  как работает гиппокамп, как вообще мозг инфу воспринимает и сохраняет, тогда бы и не было наших разговоров почему кто то годами мучается, а кому то Бог послал) Все встало бы на свои места.
Решает только правильная практика, много регулярной по эффективным методикам. Так что если считаете что вам не дано и развивать не буду, будь то АС или еще что нибудь - ваше право. А я не из таких людей. Буду копать в разных направлениях, потому что знаю что это правильно.
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2015, 10:55:31 от Voronov.S »

Оффлайн guitarkottt

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1463
  • Репутация: +165/-103
  • Давлю диван совокупным весом себя и гитары.
удачи могу тебе пожелать. АС уже развил? это говорят элеметарная функция мозга.

Оффлайн Eug23

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2042
  • Репутация: +351/-8
  • Диванщег!
Voronov.S, развить можно все что угодно и кому угодно, но до определенного уровня. И уровень этот будет определяться параметрами мозга. Савельев утверждает - гениальный художник = зрительные области, которые в несколько раз превышают средние по палате, включая подполя в спецотделах мозга, которых у среднего сапиенса может и не быть, плюс развитые физико-моторные области, чтобы это нарисовать. В нашем случае это слуховые области + та же самая моторика. И слух и моторику можно развивать, то есть тренировками добиться некоторого развития музыкальных способностей, но достичь серьезных успехов вряд ли получится. Кстати про АС, возможно наличие или отсутствие его обусловлено наличием или отсутствием специального подполя в зоне мозга отвечающего за слуховые функции.
Почему у некоторых людей легкие руки, а у некоторых тяжелые изначально, ну наверно связано с врожденными способностями (конструкцией мозга)? Нет?
Савельев утверждает, что изменчивость мозга у людей колоссальная, причем именно это и выделяет его среди других биовидов.