Автор Тема: Джазовая(?) гармония  (Прочитано 9168 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн jessethejazzman Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 68
  • Репутация: +2/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Джазовая(?) гармония
« : Января 14, 2016, 12:15:32 »
Всем привет! Надоело писать песни на стандартные роковые прогрессии вроде минорных I-VI-III-VII, I-III-VII-VI  или мажорной I-V-III-IV. Пошел к хорошему преподу, который имеет за спиной муз.школу, училище и консерваторию с целью развиваться в этом направлении. Объяснил ему, что хочу прошариться в гармонии посильнее и договорились, что я сам по ходу обучения буду корректировать в какую сторону нам двигаться. Ну так вот, первый же урок, начали с классических штук вроде совершенной и несовершенной каденции и я уже понимаю, что это не то, что мне надо, попахивает классикой. Хотелось бы понять, как тот же Ваня Дорн сочиняет песни, у него очень интересные гармонии, например в песне Целовать Другого (Ebmaj - D7 - Gm7 - C), которые непонятны мне, по каким законам они строятся... хочу понять эту музыку. Знаю, что у него был джазовый препод... может я поторопился, когда пошел к преподу классической школы? Много ли я смогу применить из того, что он мне расскажет для сочинения подобной музыки? Конкретно в этой песне, мне не ясно, как может после Maj аккорда идти Мажорный септ на пол-тона ниже?

Саму муз.теорию знаю на уровне муз.школы, но так как образование классическое, почти ничего не секу в гармониях с септаккордами, нонаккордами, шестерками и тд, то есть то, что часто используется в более легкой музыке.

И еще по ходу пьесы есть вопрос. В классической гармонии написано, мол есть главное правило - Субдоминанта не может идти после Доминанты. Тут же сразу вспомнилась Knockin on Heavens Door? (G D C, то есть T D S). То есть это правило действует только для классики?

В общем... запутался немного, просто не знаю в каком направлении двигаться, какую музыку и как анализировать. Надеюсь на ваши подсказки товарищи!

Оффлайн Yurichъ

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2119
  • Репутация: +485/-5
Re: Джазовая(?) гармония
« Ответ #1 : Января 14, 2016, 12:45:53 »
Ваня Дорн - голова!  :rolleyes:

Оффлайн СуперГерман

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 892
  • Репутация: +429/-39
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Джазовая(?) гармония
« Ответ #2 : Января 14, 2016, 13:28:31 »
В "классике", если иметь ввиду непосредственно стиль "классицизм", субдоминантовая гармония после доминантовой сродни аномальному явлению и грубому нарушению правил по закону классических канонов красоты и благозвучия. В ином случае, создатель музыки мог быть запросто объявлен бесовским угодником и предан анафеме. Не уверен, что среди композиторов классического периода практиковались исключения из этого правила, но в более поздней академической музыке они стали встречаться: чем ближе к современной жизни - тем чаще. Касательно поп-музыки, как искусства востребованного широкими массами, "Рок-н-Ролл" абсолютно опроверг классическую гармоническую формулу , явив собой раскрепощение от гнёта предосудительных устоев. И это произошло неспроста...

В вашем же случае, мне думается, не нужно после одной встречи торопиться с эмоциональными выводами. Возможно, стоит походить ещё немного, раз уж начали, а там и сможете лучше для себя понять - нужно ли это Вам. В любом случае, опыт тоже имеет цену и значение. Если преподаватель специалист исключительно в области классической гармонии, то, вероятно, стоит поинтересоваться другим преподавателем, который без объяснения всяких лишних для вас устоев классической гармонии, станет объяснять вам именно то, что нужно. Однако, и в среде академических музыкантов и преподавателей встречаются любители джаза и современной музыки.

Оффлайн jessethejazzman Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 68
  • Репутация: +2/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Джазовая(?) гармония
« Ответ #3 : Января 14, 2016, 13:49:24 »
В "классике", если иметь ввиду непосредственно стиль "классицизм", субдоминантовая гармония после доминантовой сродни аномальному явлению и грубому нарушению правил по закону классических канонов красоты и благозвучия. В ином случае, создатель музыки мог быть запросто объявлен бесовским угодником и предан анафеме. Не уверен, что среди композиторов классического периода практиковались исключения из этого правила, но в более поздней академической музыке они стали встречаться: чем ближе к современной жизни - тем чаще. Касательно поп-музыки, как искусства востребованного широкими массами, "Рок-н-Ролл" абсолютно опроверг классическую гармоническую формулу , явив собой раскрепощение от гнёта предосудительных устоев. И это произошло неспроста...

В вашем же случае, мне думается, не нужно после одной встречи торопиться с эмоциональными выводами. Возможно, стоит походить ещё немного, раз уж начали, а там и сможете лучше для себя понять - нужно ли это Вам. В любом случае, опыт тоже имеет цену и значение. Если преподаватель специалист исключительно в области классической гармонии, то, вероятно, стоит поинтересоваться другим преподавателем, который без объяснения всяких лишних для вас устоев классической гармонии, станет объяснять вам именно то, что нужно. Однако, и в среде академических музыкантов и преподавателей встречаются любители джаза и современной музыки.

Очень лаконичный ответ! Спасибо! Конечно, я подопрашиваю своего преподавателя на следующем уроке... просто сами понимаете, преподаватель, имеющий три муз.образования просит в Питере не мало денег за урок, поэтому и приходится задавать партизанские вопросы на форуме, чтобы сэкономить себе время и деньги))

Оффлайн Yurichъ

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2119
  • Репутация: +485/-5
Re: Джазовая(?) гармония
« Ответ #4 : Января 14, 2016, 14:53:29 »
Ох уж эти преподаватели  :pozor: Лишь бы денюжку содрать  ;D

Оффлайн jinn71

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 12840
  • Репутация: +3559/-3
  • Гитарист
Re: Джазовая(?) гармония
« Ответ #5 : Января 14, 2016, 15:20:18 »
jessethejazzman, В блюзе не как в классике основной оборот как раз от доминанте к субдоминанте.
начать с блюза как схемы играть как в джазовай так и в ритм энд блюзе.


... и добавил:

попозже скажу за импортные учебники.
Из русских есть учебник от Игоря Бойко вроде "Мой метод" там есть раздел посвящен аккордам.(в другом издание отдельная книга)
То же книги 2 Бадьянова. одна джаз обыгрывания, другая аккордика.
Весьма хороша книга Попова "Аппликатурное мышление гитариста".
Ну и песни надо разбирать с интересующей тебя гармонией.
« Последнее редактирование: Января 14, 2016, 15:25:52 от jinn71 »

Оффлайн Yurichъ

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2119
  • Репутация: +485/-5
Re: Джазовая(?) гармония
« Ответ #6 : Января 14, 2016, 18:08:51 »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Джазовая(?) гармония
« Ответ #7 : Января 14, 2016, 18:20:38 »
_____________Ebmaj - D7 - Gm7 - C), которые непонятны мне, по каким законам они строятся...

Обычная Соль-минорнная гармония))) Просто с 6-й ступени начинается фраза и на C переход минора в дорийский. 
П.С. Обычно люди путаются в гармонии, беря первый аккорд за тонику. А в данном случае тоника Gm.
« Последнее редактирование: Января 14, 2016, 19:10:24 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Джазовая(?) гармония
« Ответ #8 : Января 14, 2016, 20:07:39 »
jessethejazzman, а вы просто приносите на занятия записи вещей с гармониями, которые вам нравятся и на основе их стройте занятия. Там и форму и каденции и гарм. обороты, функции, ладовые аккорды, мажоро-минор можно объяснить. И по тому насколько препод будет легко обращаться со звуковыми примерами (съем, анализ) будет понятно, насколько он в этом ориентируется. По идее он должен обрадоваться такой инициативе.
А потом вы можете сюда выкладывать "анализы" и на этом можно строить общение здесь, получая дополнительную пищу для размышления.
Насчёт, например, S после D - это не опровержение классической гармонии, как тут пишут, а просто другой тип ладотональной организации, который почему ьов учебниках и в заведениях не обсуждается. Но он существовал в доклассический период и всегда был в народной и ладовой музыке.
А оборот действительно стандартный, но с дорийской - мажорной субдоминантой (т.н. модализм)
bVI V7 i IV   
 m   d   t s dor
« Последнее редактирование: Января 14, 2016, 20:10:21 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Джазовая(?) гармония
« Ответ #9 : Января 14, 2016, 20:55:42 »
eye, Я думаю, что изучение гармонии лучше начинать не с анализа нестандартных и замороченных гармоний, а с простых "формул" (разных ладов), постепенно их расширяя, объединяя (создавая ладовые модуляции) и т.д.
У меня есть один любитель, который измучил меня вопросами (по сложным структурам), ответить на которые ему невозможно, так как хочет прыгнуть из "понедельника" в "четверг". В результате, при отсутствии системы в голове и точек отсчета, он только запутывается еще больше))))

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Джазовая(?) гармония
« Ответ #10 : Января 14, 2016, 21:16:52 »
Дмитрий, я думаю в песенном жанре поп музыки вряд ли особо сложные гармонии будут. Я в общем то не встречал. По крайней мере та песенка, которую привёл TC совсем простая. Ну, и педагог  всегда может сказать, что "тебе, малыш, это ещё рано знать". А "малыш" эту гармонию сюда закинет, вот и повеселимся.

Можешь привести пример "сложных систем"?

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Джазовая(?) гармония
« Ответ #11 : Января 14, 2016, 22:09:12 »
Ну мажоро-минорные песни и с ладовыми модуляциями. Битловские, например.... Нельзя сказать, что они простые. Заковырок там много.

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8121
  • Репутация: +2389/-17
  • Atypique
Re: Джазовая(?) гармония
« Ответ #12 : Января 14, 2016, 22:33:55 »
Цитировать
Битловские, например.... Нельзя сказать, что они простые. Заковырок там много.
- это точно. Зачастую у них возникает ощущение какой-то лоскутности, смешения несмешиваемого...

Оффлайн Small music tower

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4100
  • Репутация: +946/-27
  • я только учусь
Re: Джазовая(?) гармония
« Ответ #13 : Января 14, 2016, 23:00:21 »
В "классике", если иметь ввиду непосредственно стиль "классицизм", субдоминантовая гармония после доминантовой сродни аномальному явлению и грубому нарушению правил по закону классических канонов красоты и благозвучия.

Уточню - это касается только мажора. В натуральном миноре как раз наоборот - типичная схема T-D-S-T.
« Последнее редактирование: Января 14, 2016, 23:02:07 от Small music tower »

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Джазовая(?) гармония
« Ответ #14 : Января 15, 2016, 00:07:20 »
 :D :D :D

... и добавил:


Саму муз.теорию знаю на уровне муз.школы, но так как образование классическое, почти ничего не секу в гармониях с септаккордами, нонаккордами, шестерками и тд, то есть то, что часто используется в более легкой музыке.

Муз.школа обычно Всё рассказывает о септ- и нонаккордах! ;D В чём проблема так и не поняла. :(
« Последнее редактирование: Января 15, 2016, 00:25:02 от Алиса84 »