У меня такое ощущение, что про 5 основных боксов на грифе тут никто не знает, кроме меня и модератора.
Вообще, я разделяю понятия 5 боксов и пять аккордовых форм.
5 боксов, действительно относятся к пентатонике, горизонтальной импровизации, но, главное, они соответствуют модальному мышлению - то есть все пять играются на один тональный центр, независимо от смены гармонии. Поэтому лучше всего подходят к модальным композициям, то есть в роке и блюзе.
А 5 аккордовых форм связывают текущий аккорд и его мелодизацию - арпеджио, родственную гамму, пентатонику, фигурации и тд. То есть сменился аккорд, сменилась и форма и все остальное. Мышление вертикальное - следует за сменой аккордов.
Конечно, понятия похожи, но не идентичны.
Ну, и можно смешивать горизонтальный и вертикальный подходы.
видеть ноты на грифе.
Это вообще чисто форумная пионерская тема.
На грифе ноты видят все - и джазмены и рокеры.
Ничего сложного в том, чтобы знать расположение звуков на своем инструменте, нет.
Когда кто-то из великих говорит "я не знаю нот", он имеет ввиду "я не читаю с листа" или "не могу самостоятельно нотировать придуманную мелодию".
Для джаза нужно мыслить нотами
Что касается "мыслить нотами", ступенями, боксами, формами и аппликатурами - одно другого не исключает.
Но по-настоящему
только нотами могут мыслить только абсолютники. И то не всегда. Для этого надо уметь быстро и свободно
говорить и слышать нотами.
Но мыслить только глухими точками, не понимая какие звуки нажимаются, где аккордовые опорные звуки, а где неопорные - не порядок.
Кстати, роковые мастера так (тупо по точечкам) не играют - они, как правило хорошо представляют гармонию, на которую играют, даже используя тоько пентатонику. Посмотрите классические соло, например, Hotel California, Stairway to Heaven, Smoke on the Water, Comfortably Numb, Let It Be, Sultans of Swing и тд - все они ориентированы на аккорды, которые звучат в каждый момент соло.
Я уж не говорю про сатриваев.