Касаемо доминанты, понимаю только то, что это самая неустойчивая ступень лада, которая резко тяготеет в тонику. Но ведь наверное она и для других целей может использоваться.
Кто может использоваться для других целей?
Не путайте аккорды и функции. Хотя большинство учебников написаны в системе, где аккорд на 5й ступени - выполняет функцию доминанта, поэтому все понятия плотно спаялись и перепутались в умах. Либо опять-таки называют не функцию, а расположение - "над тоникой" (D)или "под тоникой"(S). Как видите в этой науке все очень запутано. Теоретики постарались...
С этим понятно, всё достаточно конкретно и просто объясняется. Плюс, как я понимаю, если говорить о гармонических тяготениях (т.е. функциональная единица - аккорд), то там тоже неустойчивые тяготеют в устойчивые, как и в мелодических?
Да, только характер тяготений разный. А так - да, это закон диалектики - все неустойчивое стремится к устойчивому, а потом под действием неких сил опять приходит в неустойчивое состояние. Маятник.
Бывает неустойчивость притяжения, а бывает - отталкивания.
И ещё вопрос - в чём функция субдоминанты? Если тоника это полный устой, доминанта это полный неустой, то как можно конкретно охарактеризовать субдоминанту?
Представте себе три персонажа - Президент (T), Партия президента (D), Партия оппозиции (S). Неустой D направлен к T и усиливает ее, утверждает власть президента. Неустой S противостоит T, отрицает ее и стремится занять главенствующее положение.
То есть разница этих неустоев в их направленности.
И вот ещё - как вы слышите данную цепочку аккордов?
С-Bb-F-C
Вне контекста это может быть чем угодно. Но, допустим, вы имеете ввиду, что C это I. Тогда это оборот в миксолидийском ладу
I - bVII - IV - I. Этот модализм распространен в роке.
Если его рассматривать через призму функций, то они те же, что и в обычном мажоре - I=T, IV=S, bVII=D(mix). То есть на тех же ступенях те же функции.
Но по-скольку вводного полутона тут нет - функция ослаблена. Плюс нормативное следование функций нарушено - TDST . Это приводит к тому, что энергия функций не реализуется, а реализуются краски аккордов и лада. Поэтому эта гармония не функциональна (или слабо функциональна) с точки зрения классической гармонии.
У меня складывается ощущение, что это I-VIIb-I-V (с переходом в F мажор). Так думаю потому, что в последнем аккорде я не слышу тоники, но может быть вы слышите?
Я говорю, что это нужно слушать в контексте. Вот песня в тональности G, где куплет написан в натуральном мажоре (с небольшими отклонениями- ладовой перемнностью, а припев (0:54) в миксолидийском ладу (потом уходит) |G F |C | = I-bVII-IV. Соль там явно тоника и никакого До мажора (хотя при желании можно поспорить, но я могу доказать). Хотя Key там "До мажорный".
https://www.youtube.com/watch?v=3BEj-uqGdlw