Автор Тема: Функции ступеней лада  (Прочитано 18627 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Функции ступеней лада
« : Июня 30, 2016, 12:53:44 »
Захотел я наконец более основательно подойти к этому вопросу, а то как-то всё поверхностно. Сейчас я всё имею ввиду относительно гармонии, а не мелодии. Как я понимаю, функциональность ступеней в мелодии несколько отличается от того, когда эти ступени в акомпанементе?

Вот что я понимаю, это то, что:
I, III, V ступени - устойчивые.

I ступень - тоника, устойчивый звук, задаёт тональность, к ней на протяжении лада стремятся все другие ступени.
IV - субдоминанта. Создаёт слабую неустойчивость, которая начинает раскрывать творческий потенциал гармонии.
V - вот тут уже не очень понимаю. С одной стороны она устойчива, с другой стороны создаёт сильное напряжение и тяготение в тонику. Такое ощущение что в ней какие-то противоположные качества если судить по описанию её в различных источниках.

А вот с остальными ступенями - тёмный лес. Как я понял, III и VI - медианты. Каково их влияние на гармонию и их функция? VI вроде как функционально может заменять IV, а вот III - не ясно, но подозреваю, что она чем-то похожа на тонику.

II и VII ступени - хз их функцию.

Проясните поподробнее о вот этих неясных ступенях.
« Последнее редактирование: Июня 30, 2016, 13:01:33 от ElCaballero »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #1 : Июня 30, 2016, 14:53:21 »
Захотел я наконец более основательно подойти к этому вопросу, а то как-то всё поверхностно. Сейчас я всё имею ввиду относительно гармонии, а не мелодии. Как я понимаю, функциональность ступеней в мелодии несколько отличается от того, когда эти ступени в акомпанементе?
Так вы хотите узнать о функциях аккордов на ступенях лада или о самих ступенях?


Цитировать
Вот что я понимаю, это то, что:
I, III, V ступени - устойчивые.
Это касается ступеней лада

Цитировать
I ступень - тоника, устойчивый звук, задаёт тональность, к ней на протяжении лада стремятся все другие ступени.
IV - субдоминанта. Создаёт слабую неустойчивость, которая начинает раскрывать творческий потенциал гармонии.
V - вот тут уже не очень понимаю. С одной стороны она устойчива, с другой стороны создаёт сильное напряжение и тяготение в тонику. Такое ощущение что в ней какие-то противоположные качества если судить по описанию её в различных источниках.

А вот с остальными ступенями - тёмный лес. Как я понял, III и VI - медианты. Каково их влияние на гармонию и их функция? VI вроде как функционально может заменять IV, а вот III - не ясно, но подозреваю, что она чем-то похожа на тонику.

II и VII ступени - хз их функцию.

Проясните поподробнее о вот этих неясных ступенях.
Здесь тоже вроде все об отдельных ступенях лада, хотя напутано и с функциями аккордов.


Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #2 : Июня 30, 2016, 17:42:38 »
Цитировать
Так вы хотите узнать о функциях аккордов на ступенях лада или о самих ступенях?
Думаю, что надо узнать о том и о том, только для начала конкретно разделить одно от другого, ибо у меня сейчас какая-то каша из этого всего в голове.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #3 : Июня 30, 2016, 18:19:12 »
Чтобы не путаться, надо прежде всего понять, что является функциональной единицей в какой-либо изучаемой системе - либо отдельный тон, либо аккорд.

Тоника, субдоминанта, доминанта (и "промежуточные" медианты)- это функции в ладовой системе, где функциональной единицей является аккорд. Тогда функции отдельных тонов определяются тем, в какой аккорд они входят в текущей ситуации.

В системе, где функциональной единицей является отдельный тон, функции иные - устой/неустой, опорность/неопорность. Там все менее однозначно, чем в трехфункциональной системе мажоро-минора. И там  уже  тон определяет функцию аккорда, который его гармонизует (утолщает, окрашивает).

Так же надо учитывать опыт нашего восприятия и мы в принципе можем наделять функциями SDT отдельные тоны, если они распознаются, как часть функционально-гармонической системы.

А когда рисуют гамму и подписывают Tonic, Supertonic, Mediant, Subdominant, Dominant, Submediant, Leading Tone - это к функциям отношения не имеет, это просто названия ступеней по расположению.
Разве что Leading Tone "по случайности". ))
« Последнее редактирование: Июня 30, 2016, 18:23:21 от eye »

Оффлайн Craneg

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1741
  • Репутация: +1435/-5
  • Yamaha YZF-R1
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #4 : Июня 30, 2016, 19:49:27 »
Чтобы не путаться, надо прежде всего понять, что является функциональной единицей в какой-либо изучаемой системе - либо отдельный тон, либо аккорд.

Тоника, субдоминанта, доминанта (и "промежуточные" медианты)- это функции в ладовой системе, где функциональной единицей является аккорд. Тогда функции отдельных тонов определяются тем, в какой аккорд они входят в текущей ситуации.

В системе, где функциональной единицей является отдельный тон, функции иные - устой/неустой, опорность/неопорность. Там все менее однозначно, чем в трехфункциональной системе мажоро-минора. И там  уже  тон определяет функцию аккорда, который его гармонизует (утолщает, окрашивает).

Так же надо учитывать опыт нашего восприятия и мы в принципе можем наделять функциями SDT отдельные тоны, если они распознаются, как часть функционально-гармонической системы.

А когда рисуют гамму и подписывают Tonic, Supertonic, Mediant, Subdominant, Dominant, Submediant, Leading Tone - это к функциям отношения не имеет, это просто названия ступеней по расположению.
Разве что Leading Tone "по случайности". ))
где бы почитать о системах и функциях в них, что бы вам здесь глупых вопросов не задавать?

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #5 : Июня 30, 2016, 20:06:35 »
Цитировать
Тоника, субдоминанта, доминанта (и "промежуточные" медианты)- это функции в ладовой системе, где функциональной единицей является аккорд. Тогда функции отдельных тонов определяются тем, в какой аккорд они входят в текущей ситуации.
Вот об этом интересно бы узнать. Какие бывают функции в этой системе и какой аккорд выполняет какую функцию? I-IV-V это понятно TSD, но ведь кроме них есть ещё и остальные ступени. III и VI - медианты, II и VII - хз как называются. Или медианты это название, относящееся только к мелодической функциональной системе, где единица - тон?

Да и вот сама суть функций не очень ясна. С тоникой относительное понятно - главный аккорд, самый устойчивый в ладу и все другие ступени вроде как в него тяготеют? Какие-то слабее, какие-то сильнее.
Субдоминанта - тут уже менее понятно. Она идёт как развитие чего-то, но вот внятным определением описать конкретную функцию у меня не получается.
Касаемо доминанты, понимаю только то, что это самая неустойчивая ступень лада, которая резко тяготеет в тонику. Но ведь наверное она и для других целей может использоваться.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #6 : Июня 30, 2016, 23:40:26 »
где бы почитать о системах и функциях в них, что бы вам здесь глупых вопросов не задавать?
Почитайте "Зуковысотная система музыки" Словарь ключевых терминов. Т.С. Бершадская, Е.В.Титова.
Но вопросы тут не могут быть глупые - тема непростая.

... и добавил:

Вот об этом интересно бы узнать. Какие бывают функции в этой системе и какой аккорд выполняет какую функцию?
"Краткий теоретический курс гармонии" Ю.Тюлин. Глава 4. Основные Функции аккордов.



(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Июля 01, 2016, 00:16:35 от eye »

Оффлайн Nick M.

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 4
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #7 : Июля 01, 2016, 00:29:32 »
Касаемо доминанты, понимаю только то, что это самая неустойчивая ступень лада, которая резко тяготеет в тонику. Но ведь наверное она и для других целей может использоваться.

Ну, к примеру, когда я пытаюсь под джазовую ii-V-I играть, эта самая неустойчивость доминантаккорда отлично подходит для того, чтобы выйти за пределы гаммы и начать использовать хроматику, во время остальных аккордов не так здорово заходит, подчас режет слух, а тут вроде здорово. "Неустойчивость" самое ключевое слово здесь, как мне это видится, можно развернуться и поэкспериментировать (альтерацию там сыграть, из гаммы выйти опять же, ещё чего) и всё это не будет звучать так дико, ибо слушатель уже чувствует, что доминант неустойчивый.
« Последнее редактирование: Июля 01, 2016, 00:36:27 от Nick M. »

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #8 : Июля 01, 2016, 00:35:20 »
Цитировать
"Краткий теоретический курс гармонии" Ю.Тюлин. Глава 4. Основные Функции аккордов.

С этим понятно, всё достаточно конкретно и просто объясняется. Плюс, как я понимаю, если говорить о гармонических тяготениях (т.е. функциональная единица - аккорд), то там тоже неустойчивые тяготеют в устойчивые, как и в мелодических?

И ещё вопрос - в чём функция субдоминанты? Если тоника это полный устой, доминанта это полный неустой, то как можно конкретно охарактеризовать субдоминанту?

И вот ещё - как вы слышите данную цепочку аккордов?
С-Bb-F-C

У меня складывается ощущение, что это I-VIIb-I-V (с переходом в F мажор). Так думаю потому, что в последнем аккорде я не слышу тоники, но может быть вы слышите?

... и добавил:

Уже слышу там тонику в последнем аккорде, странно  ??? Днём казалось что звучит неустойчиво.

... и добавил:

Понял в чём причина - при набитии этой последовательности в гитар про с автоматическими аппликатурами аккордов последнее C звучит очень тонически. А вот если просто набросать аккорды по нотам в классическом варианте (т.е. трезвучия I-III-V без обращений), то последнее C уже звучит не так устойчиво на мой слух.
« Последнее редактирование: Июля 01, 2016, 00:48:45 от ElCaballero »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #9 : Июля 01, 2016, 03:35:14 »
Касаемо доминанты, понимаю только то, что это самая неустойчивая ступень лада, которая резко тяготеет в тонику. Но ведь наверное она и для других целей может использоваться.
Кто может использоваться для других целей?
Не путайте аккорды и функции. Хотя большинство учебников написаны в системе, где аккорд на 5й ступени - выполняет функцию доминанта, поэтому все понятия плотно спаялись и перепутались в умах. Либо опять-таки называют не функцию, а расположение - "над тоникой" (D)или "под тоникой"(S). Как видите в этой науке все очень запутано. Теоретики постарались...

С этим понятно, всё достаточно конкретно и просто объясняется. Плюс, как я понимаю, если говорить о гармонических тяготениях (т.е. функциональная единица - аккорд), то там тоже неустойчивые тяготеют в устойчивые, как и в мелодических?
Да, только характер тяготений разный. А так - да, это закон диалектики - все неустойчивое стремится к устойчивому, а потом под действием неких сил опять приходит в неустойчивое состояние. Маятник.
Бывает неустойчивость притяжения, а бывает - отталкивания.

Цитировать
И ещё вопрос - в чём функция субдоминанты? Если тоника это полный устой, доминанта это полный неустой, то как можно конкретно охарактеризовать субдоминанту?
Представте себе три персонажа - Президент (T), Партия президента (D), Партия оппозиции (S). Неустой D направлен к T и усиливает ее, утверждает власть президента. Неустой S противостоит T, отрицает ее и стремится занять главенствующее положение.
То есть разница этих неустоев в их направленности.

Цитировать
И вот ещё - как вы слышите данную цепочку аккордов?
С-Bb-F-C
Вне контекста это может быть чем угодно. Но, допустим, вы имеете ввиду, что C это I. Тогда это оборот в миксолидийском ладу
I - bVII - IV - I. Этот модализм распространен в роке.
Если его рассматривать через призму функций, то они те же, что и в обычном мажоре - I=T, IV=S, bVII=D(mix). То есть на тех же ступенях те же функции.
Но по-скольку вводного полутона тут нет - функция ослаблена. Плюс нормативное следование функций нарушено - TDST . Это приводит к тому, что энергия функций не реализуется, а реализуются краски аккордов и лада. Поэтому эта гармония не функциональна (или слабо функциональна) с точки зрения классической гармонии.

Цитировать
У меня складывается ощущение, что это I-VIIb-I-V (с переходом в F мажор). Так думаю потому, что в последнем аккорде я не слышу тоники, но может быть вы слышите?
Я говорю, что это нужно слушать в контексте. Вот песня в тональности G, где куплет написан в натуральном мажоре (с небольшими отклонениями- ладовой перемнностью, а припев (0:54) в миксолидийском ладу (потом уходит) |G  F |C  | = I-bVII-IV.   Соль там явно тоника и никакого До мажора (хотя при желании можно поспорить, но я могу доказать). Хотя Key там "До мажорный".


https://www.youtube.com/watch?v=3BEj-uqGdlw
« Последнее редактирование: Июля 01, 2016, 03:36:58 от eye »

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #10 : Июля 01, 2016, 13:26:12 »
Вопрос ещё по этой картинке. Вот мы видим, что в группу тонической функции могут входить VI и III аккорды ступеней. Значит ли это, что если в песне VI или III ступень входят в эту группу, то происходит модуляция в соответствующую тональность? Если нет, то что тогда подразумевается под тонической группой? Самые малые неустои из всех остальных (S,D), но которые к основной тонике I всё равно тяготеют?

« Последнее редактирование: Июля 01, 2016, 13:29:26 от ElCaballero »

Оффлайн Psixodelik

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Репутация: +202/-2
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #11 : Июля 01, 2016, 14:08:09 »
что тогда подразумевается под тонической группой?

То, что эти аккорды имеют по два общих звука с тоническим аккордом. А ещё можно заметить, что там встречается тонический аккорд параллельной тональности (VI в мажоре, III в миноре). Другой же аккорд тонической группы вообще можно превратить в обращение тонического аккорда, если повысить квинту. Вот от туда мне кажется и растут ноги тонической группы. Хотя конечно может я и ошибаюсь

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #12 : Июля 01, 2016, 14:38:05 »
Вопрос ещё по этой картинке. Вот мы видим, что в группу тонической функции могут входить VI и III аккорды ступеней. Значит ли это, что если в песне VI или III ступень входят в эту группу, то происходит модуляция в соответствующую тональность?
Нет, конечно. Имеется ввиду тоническая группа данной тональности. Это значит, что они могу брать на себя функцию тоники.
Но так же они имеют общие звуки с другими функциональными группами. Поэтому их функция менее определенная и трактуется по контексту - какие аккорды идут до и после.
В принципе, стоит почитать все-таки книжку.

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #13 : Июля 01, 2016, 19:41:12 »
Цитировать
То, что эти аккорды имеют по два общих звука с тоническим аккордом. А ещё можно заметить, что там встречается тонический аккорд параллельной тональности (VI в мажоре, III в миноре). Другой же аккорд тонической группы вообще можно превратить в обращение тонического аккорда, если повысить квинту. Вот от туда мне кажется и растут ноги тонической группы. Хотя конечно может я и ошибаюсь
Это объясняет структуру, но не объясняет, в чём собственно заключается тоническая функция, т.е. какую смысловую нагрузку эти аккорды будут нести если по ситуации они относятся к тонической группе. Т.е. понятно, в чём заключается тоническая функция I, но в чём заключается тоническая функция VI и III, если нет модуляции в них - не понятно.

Нет, конечно. Имеется ввиду тоническая группа данной тональности. Это значит, что они могу брать на себя функцию тоники.
Но так же они имеют общие звуки с другими функциональными группами. Поэтому их функция менее определенная и трактуется по контексту - какие аккорды идут до и после.
В принципе, стоит почитать все-таки книжку.
А что понимается под "брать функцию тоники"? Это значит, что звучание будет похоже на тонику и эти аккорды будут являться элементом устойчивости посреди маятника, т.е. в отличии от S и D они имеют самую малую неустойчивость? Т.е. как будто мы едем на поезде, а эти аккорды - станции, на которых мы останавливаемся во время движения, но не являющиеся самой первой станцией? Или я понимаю совершенно не так? Можно какой-нибудь конкретный пример последовательности с использованием III либо VI ступени в функции тоники?
Книжки я не осиливаю никак( Гораздо более запоминается с коротких статей.

Другой вопрос: данная таблица

претерпевает ли какие-либо изменения в миноре? (подразумеваю, что да). Т.е. в случае минора мы имеем bIII, bVI, bVII, функция этих аккордов меняется? Если да, то есть таблица для минора (в гугле не нашёл, только по мажору все)?

И ещё вопрос: золотая секвенция вида Am-Dm-G-C-F-Bdim-E7-Am, как я понял из какой-то предыдущей темы, по этой системе не классифицируется так как является просто квартовой секвенцией с постоянными переходами в тональности? Или её всё-таки можно расписать с использованием T-S-D?
« Последнее редактирование: Июля 01, 2016, 20:19:38 от ElCaballero »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #14 : Июля 01, 2016, 20:59:59 »
Т.е. понятно, в чём заключается тоническая функция I, но в чём заключается тоническая функция VI и III, если нет модуляции в них - не понятно.
Это значит, что данные аккорды будут звучать как разновидность тоники в обращениии или с надстройками.
Например, Am7 это g-c-e-a = С6/G
Em7 - это Cmaj7/E с пропущенной До.

Цитировать
Можно какой-нибудь конкретный пример последовательности с использованием III либо VI ступени в функции тоники?
Сначала играете ||: Cmaj7 A7 Dm7 G7 :||, а потом в один из повторов заменяете До на Ми минор   ||: Em7 A7 Dm7 G7 :||

Другой пример - прерванный оборот, когда доминанта разрешается в Am вместо С
|| C |F |G |C ||C |F |G |Am|
или |SD| T| :
|Dm7G7|Cmaj7||Dm7G7|Am7||Dm7G7|Cmaj7 Am7||


Цитировать
Другой вопрос: данная таблица
претерпевает ли какие-либо изменения в миноре? (подразумеваю, что да). Т.е. в случае минора мы имеем bIII, bVI, bVII, функция этих аккордов меняется? Если да, то есть таблица для минора (в гугле не нашёл, только по мажору все)?
Это на следующей странице  странице той же книги. Можно pdf скачать и постомтреть картинки, особо не читая.

Цитировать
И ещё вопрос: золотая секвенция вида Am-Dm-G-C-F-Bdim-E7-Am, как я понял из какой-то предыдущей темы, по этой системе не классифицируется так как является просто квартовой секвенцией с постоянными переходами в тональности? Или её всё-таки можно расписать с использованием T-S-D?
Можно
|Dm-G-C-|F           |-Bdim-E7-Am|
(C) ii V I  IV=(a)bVI  ii-5  V    vi
(C) S D T ______(a)  s    d    t

F - переходный аккорд, общий для двух тональностей С и a.
           
« Последнее редактирование: Июля 01, 2016, 21:50:57 от eye »