Автор Тема: Функции ступеней лада  (Прочитано 19683 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1376
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #45 : Сентября 22, 2016, 19:43:30 »
Тональность композиции не Em, а F#m.
Аккорды:

F#m-F#m / F#m-D / E-C# / D-B#m / C#

Функции:

T-T / T-S / D-D / S-S / D
Я просто смотрел свои ноты, они в ми миноре. Но, в принципе, значит всё правильно - походу я начал разбираться в теме.

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3199
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #46 : Сентября 22, 2016, 20:02:18 »
А вот пример гармонии посложнее:

https://www.youtube.com/watch?v=wE6RHAfzNJ0

Тут уже вступление заставляет подзависнуть))
В целом, вся композиция хоть и похожа на диатонику, но вот так сходу, без инструмента, я бы на аккорды не разложил.

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1376
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #47 : Ноября 09, 2016, 20:19:06 »
Цепочка C-Am-Dm-G-C

Как я понимаю, звучит тоника C, потом звучит её субдоминанта и одновременно доминанта для Dm, которая переводит нас в тональность Dm, а затем звучит субдоминанта тональности Dm, которая одновременно является доминантой для C и возвращает нас в C.

Но как это записать? Если я напишу просто T-D-T-D, то эта запись не показывает, относительно чего эти доминанты. Ведь второй аккорд является доминантой для третьего, но не для первого, а запись T-S-T-S вообще не объясняет тут функцию этих доминант. Так как же записать формулой?
« Последнее редактирование: Ноября 09, 2016, 20:20:57 от ElCaballero »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #48 : Ноября 09, 2016, 21:23:54 »
Цепочка C-Am-Dm-G-C

Как я понимаю, звучит тоника C, потом звучит её субдоминанта и одновременно доминанта для Dm, которая переводит нас в тональность Dm, а затем звучит субдоминанта тональности Dm, которая одновременно является доминантой для C и возвращает нас в C.

Но как это записать? Если я напишу просто T-D-T-D, то эта запись не показывает, относительно чего эти доминанты. Ведь второй аккорд является доминантой для третьего, но не для первого, а запись T-S-T-S вообще не объясняет тут функцию этих доминант. Так как же записать формулой?
Имхо, всё целиком в C-dur, а второй аккорд Am несёт субдоминантовую функцию, это субмедианта.
Дальше идёт Dm, который тоже несёт субдоминантовую функцию, но более сильную.
« Последнее редактирование: Ноября 09, 2016, 21:27:52 от MrLf »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #49 : Ноября 10, 2016, 10:17:54 »
Цепочка C-Am-Dm-G-C

Как я понимаю, звучит тоника C, потом звучит её субдоминанта и одновременно доминанта для Dm, которая переводит нас в тональность Dm, а затем звучит субдоминанта тональности Dm, которая одновременно является доминантой для C и возвращает нас в C.

Но как это записать? Если я напишу просто T-D-T-D, то эта запись не показывает, относительно чего эти доминанты. Ведь второй аккорд является доминантой для третьего, но не для первого, а запись T-S-T-S вообще не объясняет тут функцию этих доминант. Так как же записать формулой?
В книге В.Манилова, В.Молотков "ТЕХНИКА ДЖАЗОВОГО АККОМПАНЕМЕНТА НА ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЕ" используют обозначение тональностей в скобках  (С): до мажор (с) до минор
Ваша запись выглядела бы так (С):Т - (d):d - t (C): D.  Или более подробно  чтобы показать модулирующие аккорды (С):Т - siv=(d):d - t= (C):sii - D.
Но это в том случае если вы действительно будете обыгрывать связку Am-Dm ре минором.
Лично я считаю, что не нужно искать модуляцию там где она явно не проявляется. Лучше вся последовательность обыгрывать До мажором. если совсем скучно надстроек добавить  в гармонию и хроматизмов в обыгрывание.  Тогда запись будет иметь следующий вид С):Т - siv - sii - D. Или Т - tiv - sii - D  т.к. аккорд 6 ступени мажора может иметь как тоническую функцию, так и субдоминантовую.

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1376
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #50 : Ноября 21, 2016, 19:17:35 »
||G-D-Am-C||G... Что скажете, какие функции? На мой слух, C прямо требует перехода в последующую G, цепочка красиво завершается если на G остановиться. Но почему? Ведь по логике это субдоминанта, а такой эффект свойственен только доминанте.

Цепочка отсюда:
https://www.youtube.com/watch?v=-GKLxPy6LNo
« Последнее редактирование: Ноября 21, 2016, 19:29:15 от ElCaballero »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #51 : Ноября 21, 2016, 20:05:33 »
||G-D-Am-C||G... Что скажете, какие функции? На мой слух, C прямо требует перехода в последующую G, цепочка красиво завершается если на G остановиться. Но почему?
Потому что тоника Соль ))

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1376
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #52 : Ноября 21, 2016, 22:31:09 »
Потому что тоника Соль ))
Хм, логично)) А как функции можно охарактеризовать? T-D-S-S выглядит странно. Рэ мажором это тоже не назовёшь, там тоническая соль везде.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #53 : Ноября 21, 2016, 23:04:07 »
А как функции можно охарактеризовать? T-D-S-S выглядит странно.
Прерванный оборот. Бунт ионийского Соль против натурального Соль мажора :crazy:
« Последнее редактирование: Ноября 21, 2016, 23:05:40 от MrLf »

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1376
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #54 : Ноября 21, 2016, 23:53:30 »
Прерванный оборот. Бунт ионийского Соль против натурального Соль мажора :crazy:
А на чём он прерывается? Вот тут http://www.7not.ru/harmony/6.phtml пишут, что

Кроме того, есть еще один, особенный, вид каденции - "прерванная", или "прерванный оборот". Это случается тогда, когда вместо ожидаемого тонического трезвучия внезапно звучит другой аккорд тонической группы, то есть III или VI ступень.

Но я не могу уловить данную логику в этой цепочке.

Кстати, я всё чаще замечаю: вот я тут неоднократно писал, что мне нравится последовательность i-VIb в миноре. Она создаёт некое ощущение кайфа, мне нравятся многие песни с ней, особенно цепочка i-VIb-iiib-VIIb. Так вот, почти что аналогичные ощущения вызывает I-V в мажоре. Интересно, какова связь между i-VIb в миноре и I-V в мажоре. Ощущения подозрительно сильно схожи.
« Последнее редактирование: Ноября 21, 2016, 23:57:41 от ElCaballero »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #55 : Ноября 22, 2016, 00:01:17 »
Хм, логично)) А как функции можно охарактеризовать? T-D-S-S выглядит странно. Рэ мажором это тоже не назовёшь, там тоническая соль везде.
А почему вы все время хотите везде видеть функциональную гармонию с ее правилами?
Пользуйтесь просто ступенями
I - V - ii - IV и смотрите реализуются ли функции, то есть соблюдаются ли нормативные последования. Если постоянно нарушаются, то функциональность снижается, остаются просто аккорды на ступенях звукоряда и  высвобождаются краски аккордов. При этом некоторые аккорды могут приобретать тоникальность. Помните мой список?
Я выделил то, что в той или иной мере НЕ выполняется.
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #56 : Ноября 22, 2016, 00:03:44 »
А на чём он прерывается?
В некотором смысле прерванным оборотом можно назвать любую ситуацию, где "забыли" взять тонику.
Сыграли аккорды G-D, потом "прервались" и полезли в Am.
Правда, это не объясняет, почему после более сильной субдоминанты Am берётся более слабая C.
Натянутое объяснение, конечно.
Проще сказать, что функции вообще не работают, т.к. гармония ладовая, когда играет роль красочность аккордов, а не энергичность их смены (функциональность).

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #57 : Ноября 22, 2016, 00:09:55 »
В некотором смысле прерванным оборотом можно назвать любую ситуацию, где "забыли" взять тонику.
Сыграли аккорды G-D, потом "прервались" и полезли в Am.
Кстати, да, в этом случае мы можем услышать дорийский лад на Am, если D плагально разрешается в Am.
В этой вещи я такого не чувствую, но знаю вещи, где похожее происходит.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #58 : Ноября 22, 2016, 00:16:47 »
Кстати, да, в этом случае мы можем услышать дорийский лад на Am, если D плагально разрешается в Am.
В этой вещи я такого не чувствую, но знаю вещи, где похожее происходит.
Значит, тогда всё можно объяснить и так, что это просто отклонение в a-moll с помощью прерванного оборота. С возвратом в G-dur через аккорд С.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Функции ступеней лада
« Ответ #59 : Ноября 22, 2016, 11:55:01 »
Значит, тогда всё можно объяснить и так, что это просто отклонение в a-moll с помощью прерванного оборота. С возвратом в G-dur через аккорд С.
Там есть характерная чистая фа которая однозначно подтверждает отклонение в a-moll из соль мажора?
Или обыгрывать в этой последовательности аккорд Am удобнее натуральным или гармоническим ля минором чем продолжать играть с соль мажоре?
Где тот элемент, который заставляет поменять в сознании тонику с соль мажора на ля минор?
Зачем искать модуляцию там где все аккорды построены на ступенях основной тональности и ни каких признаков модуляций и отклонений нет?