Но всякий лад подразумевает тяготения, тонику.
Всякий-то всякий, но характер (принцип) тяготений, отношений в них разный.
Поэтому лады и различают на тонально-гармонические и модально-мелодические* (иногда используется термин монодические).
*Термины, которые я использую - обобщенные, так как в официальной науке не пришли к четким определениям и терминологии.TSD - это гармонические тяготения, а модальные - мелодические.
Гармоническое тяготение обусловливается тем, что звук воспринимается как элемент аккорда определенной функции.
Если же гармония рулится мелодическими тяготениями - это модальная гармония. Мелодические тяготения менее определенные и более переменчивые, часто осознаваемые как бы задним числом. У них другая задача - "мелодическая".
Поэтому в ладу в любом случае работает функция "тоники", но она может переходить со звука на звук и окончательно понятно, что есть тоника только при завершении движения, поэтому и говорят, что это не тоника, а финалис.
Для мелодической гармонии характерно отсутствие активного действия функций (движение против тяготений TSD), плагальность, параллельное движение голосов, как правило поступенное, отсутствие доминант, ладовая переменность, статичность, внимание к краскам аккордов, а не их энергии движения, использование ладов и аккордики этих ладов и тд. Основной принцип гармонии - "утолщение" мелодии или игра с ладовыми красками.
Если вы возьмете два аккорда из одной диатоники и будет по разному играть Em-Am или Am-Em - то какой из них тоника? Оба можно представить как тонику - все зависит от контекста, метроритма, протяженности и т.д.
Пример тональной гармонии C-A7-Dm-G7-C - преобладают кварто-квинтовые соотношения и функциональные отношения.
Пример мелодической гармонии: Cmaj7-Dm7-Em7-Fmaj7 - поступенное "мелодическое" движение по ступеням лада.
Это только простые примеры для приблизительного понимания - ими, конечно, тема не исчерпывается.
Но все равно мы слышим тяготения, музыку. В противном случае будет просто хаотичный набор звуков, к музыке не имеющий отношения..
Но надо понимать, что чувство тяготений - в вашем восприятии. И если человек не слышит каких-то тяготений в виду его неподготовленности, он говорит - "этот ваш джаз - хаотичный набор звуков". )
Тяготений не существует физически (хотя есть некоторые акустические основания) - это всего лишь наша способность интерпретировать как-то звуки и прогнозировать их движение. Поэтому - да, если мы совсем никак не можем прогнозировать, то для нас это будет хаотичный набор звуков.
... и добавил:Что касается того куска с Ebm - он прежде всего рулится мелодией. Хотя если его замедлить и рассматривать в лупу, то там можно найти обычные гармонические обоснования - модуляционность, мажоро-минор и тд.