Автор Тема: Гармошки-II (русские, народные, блатные хороводные)  (Прочитано 26873 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Параллельный топик по гармошкам здесь
https://guitarplayer.ru/index.php?topic=81312.0

Топик про мелодию из Джентельменов удачи навел на мысль о возможной полезности такого треда.
Думаю, этот тип гармонии так же нуждается в понимании и освещении :)
Надеюсь, кому-нибудь будет интересно...

Andrew_G, надеюсь вы не против, что я скопировал сюда ваш пост?

Снимал когда-то на заказ.  Гармония совсем несложная, но есть пару интересных мест. :)

| Am | Am | Am | Dm |
| Dm | Dm | Dm G7 | C E7 |
| Am | E7 | Gm7/A A7 | Dm |
| Dm7 G7 |Cmaj7 F| H7 E7 | Am |

Нужно учесть, что бас и аккорды играются попеременно, иначе аккорд Gm7/A (соль-минор септ с ля в басу) может вызвать недоумение :D  Но в оригинале именно так.
Еще один интересный момент - когда в аккомпанементе  H7 E7 , в мелодии идут ноты d и c , из-за этого как бы на мгновение мелькают "перченые" джазовые аккорды :  H7(#9) , H7(b9), E7(#5)
играть на гитаре нужно сетку, которую я написал, там все аккорды простые (названия сложных я привел просто так, для интереса, их играть не надо). На Gm7/A можно сыграть так (это получается Gm6/A, но суть та же)
---3---3-
---3---3-
---3---3-
-----2---
-0-------
--------
Все остальные аккорды - аналогично, чередуя бас на толстых струнах и аккорд на тонких

| Am | Am | Am | Dm  |
(a): i (t)                iv(s)   
| Dm | Dm   | Dm    G7  | C       E7 |
   iv       iv   =  ii         
                 (C) Sii -  D7 - T(a):  d7 

| Am | E7   | Gm7/A A7    | Dm |
  i     - V  (d): s    - d7  -    t

|   Dm7  G7   |Cmaj7    F         |  H7    E7  | Am |
(C) Sii -  D7 -   T  -   S=
                                 (a)bVI   -  dd7 - d7  - i


Комменты:
1). Am- Dm  Am = i - минорная тоника, Dm= iv = s субдоминанта в миноре

2). Отклонение из Ля минора (a) в параллельный До мажор (C) через общий Dm: (d)iv=(c)ii

3). Dm7-G7-C = ii - V7 - I = Sii - D - T  - субдоминанта- доминанта - тоника.

4). Появление Gm в Ля миноре - отклонение в Ре минор - Gm-A7-Dm  (d): iv-V7-i = s - d7 - t

Далее опять отклонение  в (С).

5) И, наконец, двойная доминанта и доминанта к (a): H7 - E7 - Am = II7-V7-i = dd7-D7-t

Таким образом имеем "Джентельменский" набор "народных" гармоний:

1. Оборот в Ля миноре                                 (a): Am-Dm-(E7) (часто Dm6, обращение Hø=ii7-5/3)
2. Отклонение в тональность субдоминанты (d): Gm7-A7-Dm (часто Gm6, обращение Eø)
3. Отклонение в параллельный мажор         (C): Dm7-G7-C-(F)
4. Оборот с двойной доминантой                  (a): H7-E7-Am

« Последнее редактирование: Января 04, 2013, 08:52:08 от eye »

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Владимирский Централ )))))))))))))))
(как же я ее ненавидел несколько  лет назад на югах!)

0.вст
  | Am | F | Dm | E7 | Fmaj7 | G | C | E7 | % | % | % |
1.купл.
  |[ Dm | E7 | Am | F  | Dm | E7 | Gm6 | A7 |
   | Dm | E7 | Am | F  | Dm |E7 |
2. проигр.
  |Am |Dm E | Am |E7 |Am |Dm | Am |E7 |

1' купл. ///... | Am | % |

3. припев
   | Dm  | E   | Am Am/G | F  F/E    | Dm | G    | C | % |
   | F     | A7 | Gm6   A7  | Dm Am |E7    | Am ]|
Особенность этого "произведения" - начала куплета и припева - не с тоники, а субдоминанты - из-за этого, однажды я не смог сходу подобрать по памяти, когда попросили (я правда, по означенным выше причинам, ни мелодии не помнил, ни гармонии, а "напевали" что-то невразумительное). Но все равно стыдно было ))

на очереди Мурка? ))


Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
- Давай сбацай ченить...
- тирли-тирлим...
- Это и я так могу... а Мурку могёшь?
- та-та тара-та-та...
- Вот теперь другое дело!


http://ru.youtube.com/watch?v=J32rDZGMzsE

Мурка

¢|[ Am| % |E7  | Am | %  | H7 | E7 | % |
  | Am | % | A7 | Dm |Am | E7 |Am |     |

А припев все равно никто не помнит :)

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2
eye, разумеется не против, а за! )
Предложение. Пока топик не разросся, дать расшифровку некоторых используемых обозначений, чтобы впоследствии не отвлекаться на это.

Римские цифры - ступени лада. Нумерация и альтерации относительно натурального мажора.
Например , ступени мажора - I II III IV V VI VII,
cтупени натурального (эолийского минора) - I II bIII IV V bVI bVII

Прописные (заглавные, "большие") буквы в обозначении тональности, ступени, функции - мажор, строчные ("маленькие") - минор, например D - ре мажор, f# - фа-диез минор, iii - минорный аккорд на III ступени лада,  T - мажорная тоника, s - минорная субдоминаната

Sii - аккорд второй ступени лада, выполняющий функцию субдоминанты

(нота): обозначение тональности, например (С#): (f): (Bb): - соответственно до-диез мажор, фа минор, си бемоль мажор

Написание в виде дроби удобно для обозначения обращений и сложных аккордов - в числителе сам аккорд, в знаменателе бас. Например:
F/G - трезвучие фа мажор с нотой соль в басу, Am/C - секстаккорд (первое обращение) ля минорного трезвучия (ноты снизу вверх до-ми-ля), i/bIII - трезвучие первой ступени минора с нотой bIII в басу
Арабская цифра в знаменателе дроби - обозначение ступени в басу относительно тоники аккорда, например:
i/3 - трезвучие первой ступени минора с терцовым тоном в басу

Собирательный пример использования этих обозначений
(a): Am/C = i/bIII = i/3 = t
« Последнее редактирование: Июля 10, 2008, 11:43:37 от Andrew_G »

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2

Sii - аккорд второй ступени лада, выполняющий функцию субдоминанты

вопросы:
1. а почему S заглавная, если аккорд минорный?
2. как называть его аналог в миноре - Siiø?
3. можно ли по аналогии записать (a): F = bVI = Sbvi и т.п., или Sii это единственный пример подобного обозначения?

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Со всем согласен в основном посте, только против того, чтобы записывать минорные аккорды маленькими буквами.
Для обозначения минорных тональностей - годится.
Еще маленькими буквами записываются короткие одноголосые ходы в буквенных схемах. А, вообще, надо иметь достаточные основания, чтобы нарушать традицию :)
Буквенные обозначения трогать нельзя ))

Кстати, все остальные нововведения не выдуманы нами - это солянка из разных существующих систем, американских, разумеется.
 
Цитировать
а почему S заглавная, если аккорд минорный?
T,S,D - функции в мажоре, t,s,d - в миноре. Не зависит от наклонения аккорда - это функции.
Цитировать
как называть его аналог в миноре - Siiø?
sii - субдоминанта второй ступени, структура аккорда не важна.
Цитировать
можно ли по аналогии записать (a): F = bVI = Sbvi
Для шестой и третьей есть название - Mн и Mв. Я, кажется, не встречал обозначение svi, но  в частном порядке можно попобовать использовать. Обычно все-таки это касается крайних усиленных представителей функций - Sii и dvii (Dvii).


Ко всему еще можно добавить обозначение структур
I - мажорное трезв.
i - минорное 3-зв.
I+5 - увелич.
i-5 - уменьш.

I+7 - большой маж 7-акк
I7 - малый маж 7-акк
i7 - малый минорный 7-акк
i7-5 или iø - полуменьшенный
i6-5 или io - уменьшенный

I6, i6 - с секстой
I2 i2 - с добавленной 2, или Iadd2
Isus4
i+5

другие
I+7-5
I7-5
I+7+5
i+7
I7sus4

и тд.

Неполные трезвучия
5/I - квинта на первой ступени или I5

-6/VII - малая секста на 7й ступени (неплный V/3 или секстаккорд пятой)
6/II - большая секста на 2-й (неполный V/5 или квартсекстаккорд пятой)
4/V - кварта на 5й (неполный I/5 или (кадансовый) квартсекстаккорд)

И тд

Итак
I - ii -  II7 - II           iii -      III7 - IV,iv, bII/IV  - V,v     -     bVI, vi - VI7 - bVII,        vii-5    VII
T  Sii  DD    SII(лид) Mв -      dп   -  S   (S неоп) - D(Dмикс)- Mв (tп)  dп  - DVII(микс) DVII, dvii   
dп - побочная доминанта. Можно "п" не ставить.

« Последнее редактирование: Июля 10, 2008, 07:54:05 от eye »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
А припев все равно никто не помнит :)

Обижаешь начальник.

Аm                   Dm
МУрка ты мой муреночек
E7                   Am
Мурка ты мой котоеночек
Am                  Dm
Мурка МАруся Климова
Dm             H7     E7   Am   
Люблю тебя Лю - би - мая

Если вы считаете что на форуме сидят люди
слушавшие Мурку только в к/ф место встречи
а с творчеством Д.Эленктона знакомые только м/ф НУ погоди (Караван)
то вы ошибаетесь. :)

Кстати Шарапов играл не "тирли-тирлим..."
А фантазию Шопена опус 66.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина


Римские цифры - ступени лада. Нумерация и альтерации относительно натурального мажора.
Например , ступени мажора - I II III IV V VI VII,
cтупени натурального (эолийского минора) - I II bIII IV V bVI bVII

Зачем ступени натуратьного минора обозначать через мажор?
Может такая система обозначения хороша для анализа музыки написанной
в мажоро-миноре но для анализа "наших" песен где преобладает гармонический минор
такая система мне кажется притянутой за уши.

Как говориться нефиг нашу письку американской линейкой мерить
в дюймах будет короче чем в сантиметрах
« Последнее редактирование: Июля 10, 2008, 10:53:52 от Taps »

Оффлайн GreenFat

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 131
  • Репутация: +2/-2
  • Незареггистрированный
    • http://
Taps, последняя строчка "прости любимого"...
ведь он её вальнул?(здравствуй, моя мурка и прощай.." ;)

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Ну так для этих песен тема характерная

"ты мяня любла а теперьзабыла
и перо за это получай" (с) Розенбаум

"Машка если мне станет известно
что работаешь ты на ЧК
я скажу тебе прямо и чесно
застрелю и не дрогнет рука" (с) Токарев

Вот такая она любовь в народных песнях

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Но вернемся к теме топика.

Я пердлагаю рассмотреть песню
"Степь да степь кругом"

Гармния
|G    |D7   |G    | %   |
|Dm  |E7   |Am  |%    |
|C     |C#0|G/D |G     |
|D7    |%  |G    | %    |

тональность G-мажор
1-я строка все вроде стандартно T-D-T (почему вроде ниже объясню)
2-я переход в тональность (Am) (не знаю как вам а на мой взгляд переход и G-мажор в A-минор
не самый заезженный оборот) и получается   (Am) s-d-t
3-я строка в первом такте возврат обратно в G-мажор через аккрод С общий для тональностей G-мажор (IV-я ступень) и A-минор (III-я ступень или как тут приняно IIIb).
Далее ход S-IV#0-T/D. Этот ход очень характерен для спиричуэлзов конца 19 -нач 20 века.
Вот вопрос кто у кого ход стащил руские мужики у негров или нигеры у нас? Может кто подскажет. 
4-я строка стандарная кода S-T.

Дальше еще интереснее:
Начинаем анализировать мелодию в месте с гармонией
первая строка  тема |d  d|e   d|h  |  |
т.е. во втором  такте нота е а аккорд D7 значит в сумме будет D9
вторая строка тема |h h|c c|e | |
те. первый такт Dm + h = Dm6; второй такт E7 + c =E7#5
третья строка тема |e f#|a e|d | |
вотрой такт получается С#0 + a =С#0b5
(в первом такте f# короткая проходная нота по этому я не пишу С +f#=Cadd#11 хотя можно)
четвертая строка тема|df#a|c h|g | |
все ноты аккордые разве что прохожная h  во втором такте дает D7+h = D13.

напишем гармонию с учетом нот в теме:
|G     |D9      |G     | %   |
|Dm6 |E7#5   |Am  |%    |
|C     |C#0#5 |G/D |G     |
|D7    |      D9|G    | %    |

Ну чем не джазовый олвейз грин стандарт.
Заметте я ни одного аккорда за уши не притягивал
все надстройки получаются из темы.

Ну а чтоб совсем по джазовому звучало заменим
G на Gmaj7;
 C на Сmaj7;
|Am  |%    |  на |Am7  |Am6   |  (Am6 это уже практически модуляция из А-минора в G-мажор)
И на коду последний такт G заменим на  Gmaj7/9/13

Получим
|Gmaj     |D9      |Gmaj     | %             |
|Dm6      |E7#5   |Am7      |Am6          |
|Cmaj     |C#0#5 |Gmaj/D  |G              |
|D7        |      D9|G           |Gmaj7/9/13|

ИХМО прекрасная гармония для импровизаций.



Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2
Зачем ступени натуратьного минора обозначать через мажор?
Это всего лишь, как в книжках на отдельной страничке пишут - принятые обозначения. Зачем? Чтобы иметь универсальную шкалу и не тратить каждый раз время и место на разъяснение, какая же тут нумерация. Можно, конечно, мерять вес и в британских центнерах, если нравится - и каждый раз либо дополнительно это указывать, либо иметь проблемы с пониманием собеседниками, один из которых привык пользоваться американским, а другом метрическим центнером

eye, про маленькие буквы исправил
« Последнее редактирование: Июля 10, 2008, 13:18:17 от Andrew_G »

Оффлайн razzhizhitel

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 238
  • Репутация: +91/-23
Это всего лишь, как в книжках на отдельной страничке пишут - принятые обозначения. Зачем? Чтобы иметь универсальную шкалу и не тратить каждый раз время и место на разъяснение, какая же тут нумерация.
Но ведь тут, как правило, цифры пишут вкупе с буквенными обозначениями, а если есть буквенная запись, то ничего объяснять не нужно.

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2
Taps, я привык к такому варианту первых двух строк (тактовую разбивку сохранил твою)
| G    | %   | %    | %  |
| E7  | %   | Am  | %   |
и четвертая строка темы |d f# a|c f#|g |
С остальной гармонией согласен , только непонятно, что такое C#0#5, может тогда уж A7(9)/C# ?

Почему-то мне кажется, что эти Dm и C#o (или всё-таки трезвучие C#dim?) появились позже, при переложениях.

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2
о, щас кстати для
|C     |A7/C#|G/D |%  |
|D7    |%  |G    | %    |
родилась такая трактовка:
(G): S - DD - K -  D - T
как, имеет право на жизнь?