Автор Тема: Гармошки-II (русские, народные, блатные хороводные)  (Прочитано 26874 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Я там "джазового" не услышал... песню целиком не слушал

Оффлайн Gnot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1506
  • Репутация: +23/-5
есть с середины песни. На пластинке надпись "под руководством О.Лундстрема".
« Последнее редактирование: Декабря 17, 2012, 16:31:20 от Gnot »

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2
Интересно, что вначале  Ebm  Fm  Gm воспринимается (мной) как i - ii - iii
ого! Я, наоборот, при первом прослушивании сделал примерно вот так -  :o "шо это было?", а уж при повторных, когда знаешь что происходит, услышать ми-бемоль первой ступенью невозможно, даже напрягшись изо всех сил :) Да и мелодия в диковинном венгерском ладу тогда получается (#4, 6)

А "джазцу" пианинка пытается дать во втором куплете

Оффлайн Gnot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1506
  • Репутация: +23/-5
ого! Я, наоборот, при первом прослушивании сделал примерно вот так -  :o "шо это было?", а уж при повторных, когда знаешь что происходит, услышать ми-бемоль первой ступенью невозможно, даже напрягшись изо всех сил :) Да и мелодия в диковинном венгерском ладу тогда получается (#4, 6)

Ebm  Fm  Gm ...
смои уши хотят, чтобы аккорд Gm  куда-то разрешился.. Звучит как доминанта... Но не в Ebm. Аккорд Ebm кажется "левым"   ???

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
он и разрешается - дальше Gm->A7+5-9->Dm

Оффлайн Gnot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1506
  • Репутация: +23/-5
Тогда получается, что тональность d-moll? Но тогда аккорд Ebm будет либо хроматическим, либо каким-то левым... 

... и добавил:

Интересно, что вначале  Ebm  Fm  Gm воспринимается (мной) как i - ii - iii
А как потом (на 0-56 после Ре минора) даже не пойму...
Однако пример мелодической (модальной) гармонии. )
Вот никак не пойму все же что значит модальная гармония.. и модальность вообще. Часто говорят-это натурально-ладовая гармония. Но всякий лад подразумевает тяготения, тонику. И наверно немного функций. Конечно бывают хитрые уходы от тоник, внезапные модуляции, музыка как-бы парит над тоникой, не разрешается в нее, уходит в другие лады. Но все равно мы слышим тяготения, музыку. В противном случае будет просто хаотичный набор звуков, к музыке не имеющий отношения.. ??? ??? ???

... и добавил:

или в контексте понимать над функциями только строго T-S-D? А тяготения звуков, аккордов -это не функции?
« Последнее редактирование: Декабря 18, 2012, 18:26:08 от Gnot »

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Цитировать
Но всякий лад подразумевает тяготения, тонику.
Всякий-то всякий, но характер (принцип) тяготений, отношений в них разный.
Поэтому лады и различают на тонально-гармонические и модально-мелодические* (иногда используется термин  монодические).
*Термины, которые я использую - обобщенные, так как в официальной науке не пришли к четким определениям и терминологии.

TSD - это гармонические тяготения, а модальные - мелодические.
Гармоническое тяготение обусловливается тем, что звук воспринимается как элемент аккорда определенной функции.
Если же гармония рулится мелодическими тяготениями - это модальная гармония. Мелодические тяготения менее определенные и более переменчивые, часто  осознаваемые  как бы задним числом. У них другая задача - "мелодическая".

Поэтому в ладу в любом случае работает функция "тоники", но она может переходить со звука на звук и окончательно понятно, что есть тоника только при завершении движения, поэтому и говорят, что это не тоника, а финалис.
Для мелодической гармонии характерно отсутствие активного действия функций (движение против тяготений TSD), плагальность, параллельное движение голосов, как правило поступенное, отсутствие доминант, ладовая переменность, статичность, внимание к краскам аккордов, а не их энергии движения, использование ладов и аккордики этих ладов и тд. Основной принцип гармонии - "утолщение" мелодии или игра с ладовыми красками.

Если вы возьмете два аккорда из одной диатоники и будет по разному играть  Em-Am или Am-Em - то какой из них тоника? Оба можно представить как тонику - все зависит от контекста, метроритма, протяженности и т.д.

Пример тональной гармонии C-A7-Dm-G7-C - преобладают кварто-квинтовые соотношения и функциональные отношения.
Пример мелодической гармонии: Cmaj7-Dm7-Em7-Fmaj7 -  поступенное "мелодическое" движение по ступеням лада.

Это только простые примеры для приблизительного понимания - ими, конечно, тема не исчерпывается.

Цитировать
Но все равно мы слышим тяготения, музыку. В противном случае будет просто хаотичный набор звуков, к музыке не имеющий отношения..
Но надо понимать, что чувство тяготений - в вашем восприятии. И если человек не слышит каких-то тяготений в виду его неподготовленности, он говорит - "этот ваш джаз - хаотичный набор звуков". )
Тяготений не существует физически (хотя есть некоторые акустические основания) - это всего лишь наша способность интерпретировать как-то звуки и прогнозировать их движение. Поэтому - да, если мы совсем никак не можем прогнозировать, то для нас это будет хаотичный набор звуков.

... и добавил:

Что касается того куска с Ebm - он прежде всего рулится мелодией. Хотя если его замедлить и рассматривать в лупу, то там можно найти обычные гармонические обоснования - модуляционность, мажоро-минор и тд.
« Последнее редактирование: Декабря 18, 2012, 19:11:54 от eye »

Оффлайн Gnot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1506
  • Репутация: +23/-5

Но надо понимать, что чувство тяготений - в вашем восприятии. И если человек не слышит каких-то тяготений в виду его неподготовленности, он говорит - "этот ваш джаз - хаотичный набор звуков". )
Тяготений не существует физически (хотя есть некоторые акустические основания) - это всего лишь наша способность интерпретировать как-то звуки и прогнозировать их движение. Поэтому - да, если мы совсем никак не можем прогнозировать, то для нас это будет хаотичный набор звуков.
джаз хоть и хроматизирован, но в нем прослеживаются тяготения, диатонические ноты, а хроматические какие-то без напряга воспринимаются, какие-то с напрягом для ушей) Не спец в джазе, чтобы осмеливаться что-то утверждать. Но тяготения-разрешения там все равно есть. Вопрос только в том, когда музыка перестает быть музыкой, а переходит в банальный шум или просто немузыкальные звуки (как будто кто-то беспорядочно колотит по трубе разными по частоте звуками или жужжит дрелью  ;D, или как играть на расстроенном фано). Ну или на том же  фано лупить поступенные ходы с дикими диссонансными интервалами-будет это музыкой или нет?

... и добавил:

Всякий-то всякий, но характер (принцип) тяготений, отношений в них разный.
Поэтому лады и различают на тонально-гармонические и модально-мелодические* (иногда используется термин  монодические).
*Термины, которые я использую - обобщенные, так как в официальной науке не пришли к четким определениям и терминологии.

TSD - это гармонические тяготения, а модальные - мелодические.
Гармоническое тяготение обусловливается тем, что звук воспринимается как элемент аккорда определенной функции.
Если же гармония рулится мелодическими тяготениями - это модальная гармония. Мелодические тяготения менее определенные и более переменчивые, часто  осознаваемые  как бы задним числом. У них другая задача - "мелодическая".

Поэтому в ладу в любом случае работает функция "тоники", но она может переходить со звука на звук и окончательно понятно, что есть тоника только при завершении движения, поэтому и говорят, что это не тоника, а финалис.

Если вы возьмете два аккорда из одной диатоники и будет по разному играть  Em-Am или Am-Em - то какой из них тоника? Оба можно представить как тонику - все зависит от контекста, метроритма, протяженности и т.д.

Пример тональной гармонии C-A7-Dm-G7-C - преобладают кварто-квинтовые соотношения и функциональные отношения.
Пример мелодической гармонии: Cmaj7-Dm7-Em7-Fmaj7 -  поступенное "мелодическое" движение по ступеням лада.

Это только простые примеры для приблизительного понимания - ими, конечно, тема не исчерпывается.
Но надо понимать, что чувство тяготений - в вашем восприятии. И если человек не слышит каких-то тяготений в виду его неподготовленности, он говорит - "этот ваш джаз - хаотичный набор звуков". )
Тяготений не существует физически (хотя есть некоторые акустические основания) - это всего лишь наша способность интерпретировать как-то звуки и прогнозировать их движение. Поэтому - да, если мы совсем никак не можем прогнозировать, то для нас это будет хаотичный набор звуков.

... и добавил:

Что касается того куска с Ebm - он прежде всего рулится мелодией. Хотя если его замедлить и рассматривать в лупу, то там можно найти обычные гармонические обоснования - модуляционность, мажоро-минор и тд.
То есть в модальной музыке все же преобладают тяготения,  система? просто система более гибкая, может не ограничиваться одной тональностью и модуляциями как в классической гармонии?
« Последнее редактирование: Декабря 18, 2012, 19:14:33 от Gnot »

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Цитировать
джаз хоть и хроматизирован, но в нем прослеживаются тяготения
Джаз очень широкое явление, там можно всякого найти. Традиция основана на функциональной гармонии более чем. Но это скорее была шутка юмора, навеянная тем, что иногда люди говорят - что джаз это просто шум.

Цитировать
То есть в модальной музыке все же преобладают тяготения,  система? просто система более гибкая, может не ограничиваться одной тональностью и модуляциями как в классической гармонии?
В этой фразе все в кучу смешано и присутствуют ложные утверждения, так что не знаю, что сказать

Оффлайн Gnot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1506
  • Репутация: +23/-5

В этой фразе все в кучу смешано и присутствуют ложные утверждения, так что не знаю, что сказать
ну тогда тут надо дать определение термина МУЗЫКА...  Что принято считать музыкой, что нет... Есть же определенные закономерности в музыке. Та же фразировка, разделение на предложения и тд. В мелодии тоже есть определенные закономерности - поступенные движения, скачки, завершение, окрас (печальная, светлая, грустная и тд). Что более понятно человеку. Нет же хаотичного набора звуков из разных тональностей, октав... Как по аналогии с человеческой ресчью наверно. Можно скзать так - Я СЕГОДНЯ КУПИЛ НАСТОЯЩИЙ СТРАТОКАСТЕР И ИГРАЛ НА НЕМ УРА! или так - Я СТРАТ ВЧЕРА ШЕЛ В МАГАЗИН ПОИГРАЛ РЕШИЛ ЗАЙТИ И ТАМ УВИДЕЛ КАК Я РАД ЧТО ЗВУЧИТ БЫЛИ СКИДКИ ПОЛУЧИЛ ПРИВЕЗ ДОМОЙ ЗАРПЛАТУ ДАЛИ Я ПРИОБРЕЛ УРА. 


... и добавил:

конечно последнюю фразу можно как-то истолковать, но будет очень непонятно звучать.

... и добавил:


Тяготений не существует физически (хотя есть некоторые акустические основания) - это всего лишь наша способность интерпретировать как-то звуки и прогнозировать их движение.
а утверждение, что думаем о музыке, подразумеваем тяготения и наоборот действует или нет?
« Последнее редактирование: Декабря 18, 2012, 19:32:59 от Gnot »

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
ну тогда тут надо дать определение термина МУЗЫКА...
а? э... ну, ладно... такая логика мне неведома ???
а утверждение, что думаем о музыке, подразумеваем тяготения и наоборот действует или нет?
наоборот - это что думает музыка о нас и подразумевает ли она отталкивание? Конечно, действует.

... и добавил:

Цитировать
Как по аналогии с человеческой ресчью наверно. Можно скзать так - Я СЕГОДНЯ КУПИЛ НАСТОЯЩИЙ СТРАТОКАСТЕР И ИГРАЛ НА НЕМ УРА! или так - Я СТРАТ ВЧЕРА ШЕЛ В МАГАЗИН ПОИГРАЛ РЕШИЛ ЗАЙТИ И ТАМ УВИДЕЛ КАК Я РАД ЧТО ЗВУЧИТ БЫЛИ СКИДКИ ПОЛУЧИЛ ПРИВЕЗ ДОМОЙ ЗАРПЛАТУ ДАЛИ Я ПРИОБРЕЛ УРА. 
конечно последнюю фразу можно как-то истолковать, но будет очень непонятно звучать.
так вы примерно все так и пишите:"То есть в модальной музыке все же преобладают тяготения,  система? просто система более гибкая, может не ограничиваться одной тональностью и модуляциями как в классической гармонии?"
или
"а утверждение, что думаем о музыке, подразумеваем тяготения и наоборот действует или нет?"
Только без капса.
« Последнее редактирование: Декабря 18, 2012, 21:58:04 от eye »

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2

Что касается того куска с Ebm - он прежде всего рулится мелодией. Хотя если его замедлить и рассматривать в лупу, то там можно найти обычные гармонические обоснования - модуляционность, мажоро-минор и тд.
в принципе можно, но будет ли это, условно говоря, "соответствовать действительности" ? :) увы, Яна Френкеля нам уже не спросить о этом, но как мне показалось:сначала была сочинена мелодия, вполне ложащаяся на любую "блатную\хороводную" гармонию, а затем 2 нетривиальных аккорда bii и biii сами родились из своих мажорных братьев bII и bIII.Особо отмечу - родились благодаря тому, что мелодия НЕ подчеркивает характерные "интересные " ноты гармонии. Френкель крут. Эффект оригинальности  достигается, при  этом не тревожа среднеколхозного (премного извиняюсь) слушателя

Родилось тренировочное задание - гармонизировать мелодию, по возможности (согласуясь с музыкальным смыслом), уходя от изначальной трактовки. Пусть гармонизация звучит нарочито инопланетно!
« Последнее редактирование: Декабря 19, 2012, 01:01:10 от Andrew_G »

Оффлайн Gnot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1506
  • Репутация: +23/-5
а? э... ну, ладно... такая логика мне неведома ???наоборот - это что думает музыка о нас и подразумевает ли она отталкивание? Конечно, действует.

... и добавил:
так вы примерно все так и пишите:"То есть в модальной музыке все же преобладают тяготения,  система? просто система более гибкая, может не ограничиваться одной тональностью и модуляциями как в классической гармонии?"
или
"а утверждение, что думаем о музыке, подразумеваем тяготения и наоборот действует или нет?"
Только без капса.
Тогда даже не знаю, что и думать еще... Музыка тем ведь и характерезуется, что в ней есть некая упорядоченность. Есть же закономерности в мелодиях, обязательно тонический центр или как вы говорите финалис.  Чтобы не вводить слушателя в заблуждение и напряг долгими отсутствиями разрешений, спадов напряженности. Я наверно среднеколхозный, раз мое ухо не очень подготовлено к атональной музыке ??? Короче будем думать, что функциональная гармония это та, где преобладают функции, квинто-квартовые ходы. Модальная - там где в гармонии поступенные ходы, функции ослаблены,  присутствуют хроматически измененные аккорды и тд. Про мелодию даже не знаю... В ней все возможно. Но если в мелодии показан лад, его наклонение, тональность,  то хроматические ноты будут резать слух, звучать как фальшь...  Если это сделано абы как. 
Я все это к тому... Что если я сыграю например прогрессию Am-Gbdim- F#maj7+9 - C#dim- Hb  или что-то в этом роде.... Слушатель наверно ничего не поймет, но я с гордостью констатирую, что это модальная гармония)   

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
в принципе можно, но будет ли это, условно говоря, "соответствовать действительности" ?
не думаю, поэтому и не делаю такой анализ.

Цитировать
Особо отмечу - родились благодаря тому, что мелодия НЕ подчеркивает характерные "интересные " ноты гармонии.
Как не подчеркивает, если она идет фактически по звукам этих трезвучий? Пропущенная терция в Ebm, мне кажется, ничего не решает.

попробовал другие трезвучия и аналогичное арпеджионное движение по ним. Одно из условий - бас двигается поступенно вверх, а опорные звуки мелодии - вниз (см. вложение).

... и добавил:

Тогда даже не знаю, что и думать еще... Музыка тем ведь и характерезуется, что в ней есть некая упорядоченность. Модальная - там где в гармонии поступенные ходы, функции ослаблены, ...  присутствуют хроматически измененные аккорды и тд
.... то хроматические ноты будут резать слух, звучать как фальшь...  Если это сделано абы как. 
...Слушатель наверно ничего не поймет, но я с гордостью констатирую, что это модальная гармония)   
Я не понимаю, зачем вы цитируете меня, а говорите сами с собой? Я нигде не писал про отсутствие логики, про хроматически измененные аккорды, хроматические ноты сделанные "абы как".
« Последнее редактирование: Декабря 19, 2012, 15:28:40 от eye »

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2

Как не подчеркивает, если она идет фактически по звукам этих трезвучий? Пропущенная терция в Ebm, мне кажется, ничего не решает.
От отсутствия терции в Ebm я и оттолкнулся, но с Fm промашка вышла, виноват, на инструменте не проверил себя и написал ерунду