я не понимаю что такое лад и гамма и пентатоника вообще очень смутно. Ну ноты CDEFGAB я так понимаю это гамма До мажор? Вот на этом заканчиваются мои знания.
что такое гамма, лад и пентатоника объяснить-то несложно, но это такой предмет, что чем глубже копнешь, тем сложнее получится ответ. Попробую ответить наглядно и с примерами, но будут и
сознательные упущения.
Основа европейской музыки - это
аккорд, состоящий не менее чем из трех опорных звуков в пределах одной октавы (
трезвучие аккорда). Трезвучие работает для нашего мозга как координаты тела по трем осям координат: менее трех нот - недостаточно информации, более трех - добавляет что-то новое в звучание, но именно трезвучия для опоры уже достаточно. Ноты для трезвучия подходят не любые, между ними есть связи. Связи хорошо образуются по терциям и производным от них (квинта - это терция+терция, септима - это еще одна терция поверх, и т.п. Кварта - "перевернутая" квинта, секста - "перевернутая" терция, они сохраняют свои связи). Трезвучие аккорда - это две терции в том или ином порядке (м.+Б., Б.+м., м.+м., Б.+Б.). Септаккорд - это три терции, и т.д.
Хорошие и очевидные на слух связи мы называем консонансами, а трудные и конфликтные - диссонансами. К примеру, тритон (уменьшенная квинта) это вообще-то диссонанс, но в определенных контекстах он звучит хорошо, потому что в нем есть близкая связь - две терции м.+м. А вот малая секунда намного более конфликтная, потому что ее связи куда более сложные и неочевидные. Но и ее можно заставить звучать, если эти связи специально подчеркнуть (например, заполнить вакуум между этими нотами терциями, их потребуется 4. Получится распространенный джазовый аккорд).
Какая-нибудь уникальная неповторимая снежинка обязательно скажет тебе, что "вообще-то современная европейская музыка - это и додекафония, и атональность, там воще всё не так, а ещё это современно и модно!". Но ты на это ему отвечай, что вообще-то и копрофилия, и педофилия это тоже такая любовь, причем тоже очень современно и модно.
Ок, вот у нас есть трезвучие аккорда, пусть это будет упомянутый тобой до-мажор, состоящий из двух терций: нота "С" +Б. = нота "Е", нота "Е" +м. = нота "G". Но как на основе этого аккорда сочинить любую мелодию, состоящую не только из этих трёх звуков? Что мы можем сделать?
В октаву входит 12 звуков - полутонов (от открытой струны до 12 лада как раз ровно октава, от "до" до следующей "до" тоже ровно 12 полутонов). 3 звука мы уже имеем, это С, Е и G, осталось ещё 9, мы можем заполнить зияющие промежутки, но какие ноты выбрать? Вот формула выбора этих промежутков "тон / полутон" и будет
гамма, или звукоряд - вся совокупность нужных звуков в пределах 1 октавы. Часто говорят, что "нот всего семь" (особенно часто так говорят, когда оправдывают свою лень и скукоту произведения), но это неправда. Нот в октаве
как минимум 12, и вопрос в том, сколько из них мы возьмем в гамму. Их может быть 7, но может быть и 5 (
пентатоника), и 6 (гексатоника, уменьшенная гамма - часто встречается в роке и металле), и 8 (увеличенная, редко встречается в металле), и хоть все 12.
Но да, из-за того, что связи хорошо образуются по терциям и их производным,
чаще всего получается 7 нот, они же 7
ступеней аккорда.
Так, теперь у нас есть и
гамма, и
ступени. Если играть гамму от какой-либо ступени кроме I, формула тонов и полутонов соответственно сдвинется. От V cтупени уже получится GABCDEF, от III - EFGABCD, и т.п. Не получится просто взять ту же аппликатуру и сдвинуть ее на нужное место на грифе без изменений, аппликатуру придется сменить, потому что мы-то сдвинулись в другую точку формулы, а сама формула - нет. Гаммы, сыгранные от каждой ступени, и называются "
народные лады" или просто "
лады". Легко убедиться, что если в гамме 7 ступеней, то и ладов будет 7. Если на этих 7 ступенях в каждой гамме (
на самом деле, все несколько сложнее, но это уже потом) образовывается 3 мажорных трезвучия, 3 минорных и 1 уменьшенное, то и лады получаются такие же.
Это значит, что любой мажорный и любой минорный аккорд можно обыграть 3 разными ладами, при этом аккорды все равно сохранят свое мажорное или минорное звучание. При этом звучание сразу приобретет новые акценты, новые ароматы, что ли. Другой вопрос, что не в любую точку песни можно запихать любой произвольный лад, но тут уж надо запомнить некоторые правила, их немного, - а потом пробовать их нарушать. Где-то получится неплохо, а где-то не получится ("не звучит").
Мы сейчас делим октаву на 12 долей, но и тут не все сходятся в том, как именно делить, есть разные системы: Баховская, Пифагорейская, и другие. Можно легко убедиться, что третью струну гитары трудно заставить звучать точно в строй - это как раз последствия деления октавы на 12 равных "баховских" долей. Именно по этой же самой причине при перегрузе мы играем пауэр-аккорды: усиление в перегруз обостряет конфликты между колебаниями волн на некратных частотах терций, и получается каша, - приходится пропускать некоторые ноты. А
Пентатоника - это не более чем звукоряд не из 7 нот в октаве, а всего из 5. У разных народов разные традиции и ухо привычно к разному, пентатоник
И есть у негров, китайцев, японцев, да мало ли у кого еще. По сути, мы берем нашу гамму, пропускаем две ноты, и получаем пентатонику (
на самом деле, в жизни все не так просто). Берем гамму мажора, пропускаем IV и VII ступени, вот она и мажорная пентатоника. Берем гамму минора, пропускаем II и VI ступени, вот и минорная пентатоника.
... и добавил:Чонить понятно?
если двигаем дальше, то я могу со своей стороны предложить, что точно стоит осознать в элементарной теории, чтобы импровизировать.
Если не двигаем дальше, то... не двигаем пока