Автор Тема: Лады и боксы хелп.  (Прочитано 6063 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Aboba 2005 Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 138
  • Репутация: +8/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Лады и боксы хелп.
« Ответ #15 : Ноября 22, 2022, 20:09:38 »
если принять за основу, что в гамме обычно семь ступеней, то можно начать играть по этой же гамме не с первой ноты, а с шестой, со второй, с четвертой... Семь нот останутся те же самые, но на слух получившаяся восприниматься будет уже иначе. Это называется "народные лады". Начинаем играть от каждой из семи ступеней гаммы - получаем семь ладов: ионийский, фригийский, и т.д. и т.п. Они создают разное настроение.  При этом ноты-то одни и те же! Волшебство.
У каждого народного лада свои особенности звучания, и каждый уместно звучит в каком-то конкретном контексте.
А вот названия, особенности звучания, уместность применения придется заучивать. ???
кароч это когда поверх гармонии гоняешь определенный лад, то этот интервал между мелодией и гармоние создает определенное настроение, так?

... и добавил:

Aboba 2005, я когда-то делал себе файл с формами для боксов мажорной и минорной пентатоник соотнося их со стандартной мажорной и минорной гаммой в тех же боксах. Прикреплю его ниже - можешь скачать и пользоваться.
Спасибо. Я вообще искал боксы ради того чтобы гонять их как упражнение (хочу прокачать легато). Играть хроматику - скучно, охото чтобы в том, что я играю еще и был смысл как музыканта, а не только как технаря
« Последнее редактирование: Ноября 22, 2022, 20:13:21 от Aboba 2005 »

Оффлайн detuned

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5019
  • Репутация: +1778/-73
Re: Лады и боксы хелп.
« Ответ #16 : Ноября 22, 2022, 20:28:04 »
кароч это когда поверх гармонии гоняешь определенный лад, то этот интервал между мелодией и гармоние создает определенное настроение, так?

примерно так. Только слово "интервал" имеет в музыке вполне определенное значение, и тут ты его применил шибко широко, тебе щас прилетит  ;D... но смысл такой, да.
 

... и добавил:

кароч это когда поверх гармонии гоняешь определенный лад, то этот интервал между мелодией и гармоние создает определенное настроение, так?
Я вообще искал боксы ради того чтобы гонять их как упражнение (хочу прокачать легато). Играть хроматику - скучно, охото чтобы в том, что я играю еще и был смысл как музыканта, а не только как технаря
слова не мальчика, но мужыканта!
Тогда смотри.
У народных ладов есть еще другое, очень практическое применение: как обыгрывать гармонию с учетом движения аккордов? а вот, например, так.
Возьмем, не к ночи будь помянуты, бледную китайскую копию Iron Maiden и непревзойденный оригинал "Ария". Песен пятьсот у тех и у других играется по одной и той же гармонии: VI - VII - i (в разных вариациях, но с этими ступенями). То есть, аккорды от 6 и 7 ступеней гаммы мажорные, а 1 ступени - минорная. Если песня в ля-миноре , то VI - VII - i это фа мажор - соль мажор - ля минор. Если песня в ми-миноре, то VI-VII-i это будут соответственно до мажор- ре мажор - ми минор.
Чтобы придумать грамотную мелодию, и та же самая песня в пятьсот первый раз зазвучала немного по-новому;
либо для того, чтобы придумать соло на эти аккорды, нам нужна будет гамма, которая максимально близка ко всем этим аккордам и по нотам, и по гармонии в целом.
Для песни в ля-миноре это будут  гаммы ми-минора и ре-минора. Они хороши уже тем, что находятся в очень близком родстве к ля-минору, плюс многие ноты из фа-мажора и соль-мажора в них тоже есть. Однако есть проблемка! В натуральном (эолийском) ми-миноре гамма идет не через фа, а через фа-диез (это сильный косяк), остальные ноты совпадают. Но можно взять гамму не эолийского, а фригийского ми-минора, вот в нем уже всё подходит.
В натуральном (эолийском) ре-миноре чуточку интереснее. Там тоже есть одно несовпадение: си-бемоль вместо си, но это уже не такой сильный косяк, плюс соль-мажор можно иногда пройти и по соль-минору, получится даже интереснее. Так что можно придумать тему, в которой такая песня обыгрывается по ре-минору эолийскому, а можно взять другой ре-минор - дорийский, там уже все ноты совпадут. Или можно совместить оба лада, получится интересно. Главное, чтобы на слух ложилось.
« Последнее редактирование: Ноября 22, 2022, 21:21:10 от detuned »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Лады и боксы хелп.
« Ответ #17 : Ноября 23, 2022, 01:38:52 »
Я вообще искал боксы ради того чтобы гонять их как упражнение (хочу прокачать легато).
Тогда нужны не "боксы", а аппликатуры гамм по 3 звука на струне (3nps).

а, и еще: в ладах главное интервальные формулы.
А что подразумевается под интервальной формулой лада? Типа тон-тон-полутон и тд? Или что?

Оффлайн зет эйч ю кей

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1983
  • Репутация: +341/-37
  • вы ошибаетесь
Re: Лады и боксы хелп.
« Ответ #18 : Ноября 23, 2022, 02:40:36 »
Цитировать
Типа тон-тон-полутон и тд?

ага

Оффлайн Aboba 2005 Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 138
  • Репутация: +8/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Лады и боксы хелп.
« Ответ #19 : Ноября 23, 2022, 06:15:09 »
примерно так. Только слово "интервал" имеет в музыке вполне определенное значение, и тут ты его применил шибко широко, тебе щас прилетит  ;D... но смысл такой, да.
 

... и добавил:
слова не мальчика, но мужыканта!
Тогда смотри.
У народных ладов есть еще другое, очень практическое применение: как обыгрывать гармонию с учетом движения аккордов? а вот, например, так.
Возьмем, не к ночи будь помянуты, бледную китайскую копию Iron Maiden и непревзойденный оригинал "Ария". Песен пятьсот у тех и у других играется по одной и той же гармонии: VI - VII - i (в разных вариациях, но с этими ступенями). То есть, аккорды от 6 и 7 ступеней гаммы мажорные, а 1 ступени - минорная. Если песня в ля-миноре , то VI - VII - i это фа мажор - соль мажор - ля минор. Если песня в ми-миноре, то VI-VII-i это будут соответственно до мажор- ре мажор - ми минор.
Чтобы придумать грамотную мелодию, и та же самая песня в пятьсот первый раз зазвучала немного по-новому;
либо для того, чтобы придумать соло на эти аккорды, нам нужна будет гамма, которая максимально близка ко всем этим аккордам и по нотам, и по гармонии в целом.
Для песни в ля-миноре это будут  гаммы ми-минора и ре-минора. Они хороши уже тем, что находятся в очень близком родстве к ля-минору, плюс многие ноты из фа-мажора и соль-мажора в них тоже есть. Однако есть проблемка! В натуральном (эолийском) ми-миноре гамма идет не через фа, а через фа-диез (это сильный косяк), остальные ноты совпадают. Но можно взять гамму не эолийского, а фригийского ми-минора, вот в нем уже всё подходит.
В натуральном (эолийском) ре-миноре чуточку интереснее. Там тоже есть одно несовпадение: си-бемоль вместо си, но это уже не такой сильный косяк, плюс соль-мажор можно иногда пройти и по соль-минору, получится даже интереснее. Так что можно придумать тему, в которой такая песня обыгрывается по ре-минору эолийскому, а можно взять другой ре-минор - дорийский, там уже все ноты совпадут. Или можно совместить оба лада, получится интересно. Главное, чтобы на слух ложилось.
Спасибо за ответ.
Может у когото есть видео где это разбирается на живом примере?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Лады и боксы хелп.
« Ответ #20 : Ноября 23, 2022, 14:31:44 »

либо для того, чтобы придумать соло на эти аккорды, нам нужна будет гамма, которая максимально близка ко всем этим аккордам и по нотам, и по гармонии в целом.
И это, как всем известно, Ля минор натуральный...

Цитировать
Для песни в ля-миноре это будут  гаммы ми-минора и ре-минора.
Зачем? Чтобы потом бороться с косяками, о которых речь дальше? :

Цитировать
Однако есть проблемка! В натуральном (эолийском) ми-миноре гамма идет не через фа, а через фа-диез (это сильный косяк)
В натуральном (эолийском) ре-миноре чуточку интереснее. Там тоже есть одно несовпадение: си-бемоль вместо си, но это уже не такой сильный косяк

Я еще понимаю, если бы речь шла о дополнительных пентатониках (зачем-то) - на G ->G/e, на F ->F/d

Цитировать
Может у когото есть видео где это разбирается на живом примере?
Это вряд ли, если только сам detuned  не снимет )
Но я вас понимаю, сообщение трудно понять - там много "художественной литературы", но сама суть запутана и, похоже, ошибочна.

... и добавил:

ага
Позвольте, при всем уважении, я "прикопаюсь". Просто меня всегда удивляет это утверждение, может я чего не понимаю...
в ладах главное интервальные формулы.
Вы реально, глядя на эти ттптптттп сразу понимаете, что за лад? И помните все эти сочетания? А зачем? Вы же играете звуки лада, а интервалы могут образовываться разные, если не играть постоянно тупо гаммы.

По-моему, такие секундовые формулы нужны только начинающим, чтобы построить первую в жизни мажорную гамму, после ознакомления с темой тон и полутон.

Практического применения такие формулы не имеют - вы же(повторюсь), используя лады, играете не только эти интервалы. При построении мелодии интервалы могут быть любые.
На самом деле важны ступеневые формулы и, собственно, ступени, так как это звуки, а не промежутки между ними.
Сравните, что информативнее?:
т т п т т т п
т п т т п т т
или
1 2  3 4 5  6  7  1
1 2b3 4 5 b6 b7 1

Но самое главное - мы слышим портреты ступеней, а интервалы, то есть взаимодействие между соседними звуками - вторичны (в контексте понимания лада) и зависят от строения мелодии.
« Последнее редактирование: Ноября 23, 2022, 15:09:05 от ёjё »

Оффлайн detuned

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5019
  • Репутация: +1778/-73
Re: Лады и боксы хелп.
« Ответ #21 : Ноября 23, 2022, 16:11:58 »

Может у когото есть видео где это разбирается на живом примере?
я ждал, может, кто-то подкинет. Сам я таких видео не видел, но попробуй послушать Александра Зилкова (молодой, из самоучек, но уже много с кем работал, сейчас с Александром Пушным), он доходчиво объясняет и с хорошим интеллигентным юмором таким
Первая часть вопроса:

https://youtu.be/uElzkD-Gww0
Чуть глубже:

https://youtu.be/JXdEkjSJ2To

Вторую часть вопроса придется уже самому поискать на его канале "Нескучный саунд", я просто не буду уж все подряд отсматривать, чтобы дать тебе нужную ссылку.  Попробуй ютубить "Нескучный саунд лады", "Нескучный саунд как импровизировать" и т.п. Зилкова все равно ненапряжно слушать, и он смысловой, ничего не потеряешь)

Оффлайн Aboba 2005 Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 138
  • Репутация: +8/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Лады и боксы хелп.
« Ответ #22 : Ноября 23, 2022, 16:15:04 »
в общем, в моей голове получилась такая картина. Есть гармония, как описал человек выше 1,6,7 ступени. Для того чтобы придумать соляк и обыгрывать гармонию нужно знать какая ступень гаммы, к какому ладу относится, дабы все ноты совпадали и все ложилось.
Только вот вопрос зачем...? По сути мы так и остаемся в Ля миноре...

Оффлайн detuned

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5019
  • Репутация: +1778/-73
Re: Лады и боксы хелп.
« Ответ #23 : Ноября 23, 2022, 16:18:55 »
И это, как всем известно, Ля минор натуральный...
Зачем? Чтобы потом бороться с косяками, о которых речь дальше? :

Если честно, это просто то, что первым пришло мне в голову для наглядной иллюстрации
ля минор эолийский это само собой, но тогда дальше нечего и объяснять
Ре-минор дорийский мне видится даже более интересным здесь, потому что он родственен и ля-минору, и фа-мажору, и через одноименные тональности отчасти и соль-мажору. Он ближе к фа-мажору, чем ля-минор, и даже движение к соль-мажору более гармоничное от ре дорийского, чем от ля эолийского.
Но ведь это личные предпочтения. Кому блондинки, кому брюнетки

Я еще понимаю, если бы речь шла о дополнительных пентатониках (зачем-то) - на G ->G/e, на F ->F/d
но сама суть запутана
во-первых, так было бы только запутаннее
во-вторых, я выше сказал, что я против пентатоники ДО понимания гаммы и ладов. Зачем же мне быть непоследовательным?





... и добавил:

в общем, в моей голове получилась такая картина. Есть гармония, как описал человек выше 1,6,7 ступени. Для того чтобы придумать соляк и обыгрывать гармонию нужно знать какая ступень гаммы, к какому ладу относится, дабы все ноты совпадали и все ложилось.
Только вот вопрос зачем...? По сути мы так и остаемся в Ля миноре...
нене, не все так
Выше ты меня понял более правильно: используя разные лады внутри аккорда или последовательности аккордов, мы можем создавать разные настроения.
Если мы играем всё по ля-минору, то получаем пятьсот первую одинаковую песню за сорок с лишним лет творчества, потому что невозможно одним и тем же людям на протяжении стольких лет и одной и той же гармонии делать что-то каждый раз иначе.
Когда выбираешь лад, которым будешь обыгрывать аккорд, ты можешь выбрать какой-то чуть другой лад, и песня зазвучит иначе. Не нужно, чтобы "все ноты совпали и всё ложилось". Может совпадать не всё и не везде, где-то могут быть заметные диссонансы, но при этом не должно складываться очевидных, как их называют, "вил".
Ну как еще  иначе объяснить...
Возьмем  аккорд ми-минор. В него входят ми, соль и си. Мы можем заполнить промежутки между этими опорными нотами тремя народными ладами, и это все равно получится ми-минор, но песня будет звучать по-разному. Вот на ум пришла Symphony of Destruction. В куплете ми-минор, и в припеве тоже ми-минор, но они звучат очень по-разному, потому что в куплете рифф ми фригийский, а в припеве обыгрывается ми эолийский.  Почему рифф куплета жесткий, а припев мелодичный? Потому что во фригийском миноре малая секунда гораздо более конфликтная, чем большая секунда в эолийском. Малая секунда звучит как очень настойчивое тяготение назад в тонику, практически как D -> T, а вот большая секунда не так сильно тяготеет, и движется уже в сторону терции, создает более плавное мелодическое движение
« Последнее редактирование: Ноября 23, 2022, 19:56:58 от detuned »

Оффлайн зет эйч ю кей

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1983
  • Репутация: +341/-37
  • вы ошибаетесь
Re: Лады и боксы хелп.
« Ответ #24 : Ноября 23, 2022, 21:10:48 »
Цитировать
Позвольте, при всем уважении, я "прикопаюсь".

Я готов! Начнемте!

Цитировать
Вы реально, глядя на эти ттптптттп сразу понимаете, что за лад?

нет, не понимаю. Я не работник музыкальной сферы, и мое образование ограничивается страницей номер 40 "Самоучителя на бас-гитаре и контрабасе" Чак Шер. Замес именно в том, что в своих поисках "как бы прошарить, ничего не делая и не зная", я нахожу интервальные формулы эффективной подсказкой для достижения возможности получать удовольствие от музицирования.
... прошу прощения за эту длинную фразу из длинных слов...
Так вот, интервальные формулы хорошо применимы к гитаре, ибо на гитаре не ноты, а номера порожков ладовой проволоки.
Ладовый взгляд на музыку это ведь та же коронка key, только в профиль то есть я идолопоклонник аппликатурного мышления, которое опять же для освоения грифа гитары превосходно.
Суммирую: интервальные формулы восторгают меня именно тем, что мне их не требуется даже понимать и определять лад.

Цитировать
И помните все эти сочетания?

нет, не помню. По тем же причинам, что выше. Я выбрал для себя ля минор, мне кажется он лучший для гитары (да и в пианино он прямтаки навязывается). Не имея надобности действовать в других тональностях, вообще не вижу надобности в нотах, буквенных обозначениях аккордов, табах... А вот знание "+1 квадратик/+2 квадратика" ведет напрямую к Удовольствию От Музицированиятм

Цитировать
Вы же играете звуки лада, а интервалы могут образовываться разные

Я наоборот - кручу инструменты по аппликатуре, как шарманку, и получаются разные интервалы (подразумеваю обе руки пианиста - бас играет непротиворечивые ноты, возможно пентатонику; гитара примерно то же самое, но созвучиями; lead, что бы это ни было - гребет уже все ноты гаммы, ему можно). В итоге получается такое облако гармоничных звуков, соединяющихся в разные аккорды, устойчивые и не очень, в унисон и т.д.

Цитировать
По-моему, такие секундовые формулы нужны только начинающим, чтобы построить первую в жизни мажорную гамму, после ознакомления с темой тон и полутон.

ну так ведь же тема про это самое. Автор топика спросил совета, как бы ему въехать в лады, и я рекомендовал ему свой метод (не свой, конечно; свой - то есть которым пользуюсь я и считаю его пригодным)

Цитировать
При построении мелодии интервалы могут быть любые

я представляю это как пирамидку (выше упоминал): сначала непротиворечивые ноты баса, потом примерно так же гитарой, и сверху lead может хоть хроматикой - фундамент темы заложен, и lead может либо красиво идти с ним в гармонии, либо красиво диссонировать.

Цитировать
На самом деле важны ступеневые формулы и, собственно, ступени, так как это звуки, а не промежутки между ними.

не сочтите за попытку съехать, но для меня это одно и то же. Насколько я видел в интернетах, фраза "ступени гаммы" ступорит аудиторию тем сильнее, чем лучше объясняют. А вот пустоты между ступенями пересчитать - это ок.

Цитировать
а интервалы, то есть взаимодействие между соседними звуками - вторичны (в контексте понимания лада) и зависят от строения мелодии

я представляю наоборот - взаимодействие соседних звуков определяет мелодию. А какие звуки могут считаться соседними - смотрю по аппликатуре лада.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Лады и боксы хелп.
« Ответ #25 : Ноября 23, 2022, 23:43:28 »
Я понял. Ладно, проехали )

Оффлайн modus2000

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3767
  • Репутация: +665/-7
  • (. )( .)
Re: Лады и боксы хелп.
« Ответ #26 : Ноября 23, 2022, 23:46:51 »
Я выбрал для себя ля минор, мне кажется он лучший для гитары (да и в пианино он прямтаки навязывается). Не имея надобности действовать в других тональностях, вообще не вижу надобности в нотах, буквенных обозначениях аккордов, табах... А вот знание "+1 квадратик/+2 квадратика" ведет напрямую к Удовольствию От Музицирования

вы имеете ввиду вы таким образом импровизируете соло?

я не понимаю что такое лад и гамма и пентатоника вообще очень смутно. Ну ноты  CDEFGAB я так понимаю это гамма До мажор? Вот на этом заканчиваются мои знания.  Я  знаю аккорды и умею их строить в разных положениях грифа от тоники. Импровизируя играя аккорды (в основном Am / F/ G) и обыгрывая их какими то случайными нотами подобранными на слух. Учить чужое мне лень и не интересно - импровизация и какие то свои наброски.

Вот вопрос - есть ли волшебная таблетка чтобы особо не вникать в теорию - как начать более продвинуто импровизировать? Соло там в такт музыке играть на тех же Am F G скажем? С чего начать?

Оффлайн зет эйч ю кей

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1983
  • Репутация: +341/-37
  • вы ошибаетесь
Re: Лады и боксы хелп.
« Ответ #27 : Ноября 24, 2022, 00:48:19 »
вступительное оправдание: пытаюсь развивать мысль в рамках топика.

Цитировать
вы имеете ввиду вы таким образом импровизируете соло?

я в заквоченном Вами описываю все свои действия с гитарами. если коротко еще раз, то - Сначала аппликатура, Потом выбор нот (из числа аппликатурных) и Ритм, В итоге УдовольствиеОтМузицированиятм
Полагаю, соло на гитаре тоже можно делать данным образом, но я так не буду. У меня в планах на соло губные гармошки и синтовые питчи.

Кстати, губная гармошка - тоже хороший способ познать ионийский/эолийский лад и понять в чем замес.

Цитировать
ноты  CDEFGAB я так понимаю это гамма До мажор?

это слишком экзаменационный вопрос. если прямо, то Да, это до мажор. Еще можно обнаглеть и заявить, что это Ля минор. А уж если ваще, то из этих нот можно составить еще пять тональностей.

Цитировать
Я  знаю аккорды и умею их строить в разных положениях грифа от тоники

это противоположно тому, что делаю я. В Вашей парадигме гитары собеседником больше подойдет slonuko

Цитировать
обыгрывая их какими то случайными нотами подобранными на слух

мне кажется, в этом и проблема. Гитарплэеры превращают свою забаву в несение службы. долбят хроматику в клик, учат гаммы чтобы знать гаммы, подбирают на слух... Где Удовольствиетм, побуждающее продолжать?

Цитировать
Учить чужое мне лень и не интересно

одобряю.

Цитировать
есть ли волшебная таблетка чтобы особо не вникать в теорию

Как мне кажется в этой теме, Лады/интервальные формулы/ступени гаммы - стоит обратить внимание. Кроме того, теория неоднородна, и можно отбрасывать большие куски, сокращая проблему.

Цитировать
как начать более продвинуто импровизировать?

исключительно мое мнение: половина импровизации - ритм. другая половина - используемые ноты из заранее известной аппликатуры. Назовем их к примеру ступени гаммы. Исключительно мое мнение: не так уж важно, какие именно это ступени, они просто подвернулись под руку, и внятная мелодия / драйвовый рифак сложились сами собой. Не спрашивай почему, не сейчас.

Цитировать
Am F G

Для начала - как именно ты берешь эти аккорды?

Оффлайн detuned

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5019
  • Репутация: +1778/-73
Re: Лады и боксы хелп.
« Ответ #28 : Ноября 24, 2022, 07:48:38 »

я не понимаю что такое лад и гамма и пентатоника вообще очень смутно. Ну ноты  CDEFGAB я так понимаю это гамма До мажор? Вот на этом заканчиваются мои знания. 
что такое гамма, лад и пентатоника объяснить-то несложно, но это такой предмет, что чем глубже копнешь, тем сложнее получится ответ. Попробую ответить наглядно и с примерами, но будут и сознательные упущения.

Основа европейской музыки - это аккорд, состоящий не менее чем из трех опорных звуков в пределах одной октавы (трезвучие аккорда). Трезвучие работает для нашего мозга как координаты тела по трем осям координат: менее трех нот - недостаточно информации, более трех - добавляет что-то новое в звучание, но именно трезвучия для опоры уже достаточно. Ноты для трезвучия подходят не любые, между ними есть связи. Связи хорошо образуются по терциям и производным от них (квинта - это терция+терция, септима - это еще одна терция поверх, и т.п. Кварта - "перевернутая" квинта, секста - "перевернутая" терция, они сохраняют свои связи). Трезвучие аккорда - это две терции в том или ином порядке (м.+Б., Б.+м., м.+м., Б.+Б.). Септаккорд - это три терции, и т.д.
Хорошие и очевидные на слух связи мы называем консонансами, а трудные и конфликтные - диссонансами. К примеру, тритон (уменьшенная квинта) это вообще-то диссонанс, но в определенных контекстах он звучит хорошо, потому что в нем есть близкая связь - две терции м.+м. А вот малая секунда намного более конфликтная, потому что ее связи куда более сложные и неочевидные. Но и ее можно заставить звучать, если эти связи специально подчеркнуть (например, заполнить вакуум между этими нотами терциями, их потребуется 4. Получится распространенный джазовый аккорд).
Какая-нибудь уникальная неповторимая снежинка обязательно скажет тебе, что "вообще-то современная европейская музыка - это и додекафония, и атональность, там воще всё не так, а ещё это современно и модно!". Но ты на это ему отвечай, что вообще-то и копрофилия, и педофилия это тоже такая любовь, причем тоже очень современно и модно.

Ок, вот у нас есть трезвучие аккорда, пусть это будет упомянутый тобой до-мажор, состоящий из двух терций: нота "С" +Б. = нота "Е", нота "Е" +м. = нота "G". Но как на основе этого аккорда сочинить любую мелодию, состоящую не только из этих трёх звуков? Что мы можем сделать?
В октаву входит 12 звуков - полутонов (от открытой струны до 12 лада как раз ровно октава, от "до" до следующей "до" тоже ровно 12 полутонов). 3 звука мы уже имеем, это С, Е и G, осталось ещё 9, мы можем заполнить зияющие промежутки, но какие ноты выбрать? Вот формула выбора этих промежутков "тон / полутон" и будет гамма, или звукоряд - вся совокупность нужных звуков в пределах 1 октавы. Часто говорят, что "нот всего семь" (особенно часто так говорят, когда оправдывают свою лень и скукоту произведения), но это неправда. Нот в октаве как минимум 12, и вопрос в том, сколько из них мы возьмем в гамму. Их может быть 7, но может быть и 5 (пентатоника), и 6 (гексатоника, уменьшенная гамма - часто встречается в роке и металле), и 8 (увеличенная, редко встречается в металле), и хоть все 12.
Но да, из-за того, что связи хорошо образуются по терциям и их производным, чаще всего получается 7 нот, они же 7 ступеней аккорда.

 Так, теперь у нас есть и гамма, и ступени. Если играть гамму от какой-либо ступени кроме I, формула тонов и полутонов соответственно сдвинется. От V cтупени уже получится GABCDEF, от III - EFGABCD, и т.п. Не получится просто взять ту же аппликатуру и сдвинуть ее на нужное место на грифе без изменений, аппликатуру придется сменить, потому что мы-то сдвинулись в другую точку формулы, а сама формула - нет. Гаммы, сыгранные от каждой ступени, и называются "народные лады"  или просто "лады". Легко убедиться, что если в гамме 7 ступеней, то и ладов будет 7. Если на этих 7 ступенях в каждой гамме (на самом деле, все несколько сложнее, но это уже потом) образовывается 3 мажорных трезвучия, 3 минорных и 1 уменьшенное, то и лады получаются такие же.
Это значит, что любой мажорный и любой минорный аккорд можно обыграть 3 разными ладами, при этом аккорды все равно сохранят свое мажорное или минорное звучание. При этом звучание сразу приобретет новые акценты, новые ароматы, что ли. Другой вопрос, что не в любую точку песни можно запихать любой произвольный лад, но тут уж надо запомнить некоторые правила, их немного, - а потом пробовать их нарушать. Где-то получится неплохо, а где-то не получится ("не звучит").

Мы сейчас делим октаву на 12 долей, но и тут не все  сходятся в том, как именно делить, есть разные системы: Баховская, Пифагорейская, и другие. Можно легко убедиться, что третью струну гитары трудно заставить звучать точно в строй - это как раз последствия деления октавы на 12 равных "баховских" долей. Именно по этой же самой причине при перегрузе мы играем пауэр-аккорды: усиление в перегруз обостряет конфликты между колебаниями волн на некратных частотах терций, и получается каша, - приходится пропускать некоторые ноты. А  Пентатоника - это не более чем звукоряд не из 7 нот в октаве, а всего из 5. У разных народов разные традиции и ухо привычно к разному, пентатоникИ есть у негров, китайцев, японцев, да мало ли у кого еще. По сути, мы берем нашу гамму, пропускаем две ноты, и получаем пентатонику (на самом деле, в жизни все не так просто). Берем гамму мажора, пропускаем IV и  VII ступени, вот она и мажорная пентатоника. Берем гамму минора, пропускаем  II и  VI ступени, вот и минорная пентатоника.

... и добавил:

Чонить понятно?
если двигаем дальше, то я могу со своей стороны предложить, что точно стоит осознать в элементарной теории, чтобы импровизировать.
Если не двигаем дальше, то... не двигаем пока
« Последнее редактирование: Ноября 24, 2022, 08:08:27 от detuned »

Оффлайн modus2000

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3767
  • Репутация: +665/-7
  • (. )( .)
Re: Лады и боксы хелп.
« Ответ #29 : Ноября 24, 2022, 09:21:31 »
Для начала - как именно ты берешь эти аккорды?

по большей части я привык играть на акустике на баре (песни петь) и перенес эту привычку на электрогитару
Am барэ 5 лад
F баре 1 лад
G баре 3 лад
(ну это так, для примера последовательность взял наиболее часто используемую мной)

... и добавил:

CDEFGAB это слишком экзаменационный вопрос. если прямо, то Да, это до мажор. Еще можно обнаглеть и заявить, что это Ля минор. А уж если ваще, то из этих нот можно составить еще пять тональностей.

вот это вот очень печально слышать потому что непонятно  ;D
« Последнее редактирование: Ноября 24, 2022, 09:23:02 от modus2000 »