нота и нота, зачем ее ступенью обзывать?
Одна и таже нота в разных шкалах и тональностях может оказываться разной ступенью.
Например, нота До в тональности До - первая ступень, а тональности Ре бемоль - седьмая, а в тональности Ре минор - седьмая низкая, а в Фа мажоре - пятая и тд. Ступень - это роль, функция и именно это придает ноте (музыкальному звуку) определенную [эмоциональную] окраску, смысл, значение.
нахрена столько терминов придумали для одних и тех же вещей?
На самом деле, есть определенная неразбериха в этом деле. А еще накладывается терминология музыковедов из разных стран, которые понимают явление по-своему или не понимают иностранный термин должным образом, но вводят его в обиход.
В итоге мы имеем родственные термины, но не совпадающие по сути - scale, mode, key, tonality, modality, модальность, модус, монодия, звукоряд, гамма, лад, ключ, ... при чем англоязычные и русские термины не являются переводом, хотя их переводят, например mode≠лад, key≠ключ. В результате у многих теоретиков свой взгляд на значение того или иного термина

Что говорить про любителей?