почему прикольно - не играть чужое вообще никакой грамотности не надо - нащупал наощупь приятную нотку и заучил. И уже композитор.
Но хотелось бы как то знать заранее в каком месте нащупывать
так ведь это внутреннее противоречие. Или совсем девственница, или совсем не, не бывает вместе
Даже если совсем чуть-чуть
я думаю, надо знать определенные вещи, а еще лучше - уловить их взаимосвязь. На этой основе щупать нотки за всякое.
Вот есть такой Марти Фридман, нереальный мелодист. Он говорит, что не думает про лады. Он говорит, что ваще не знает теории, прям нет-нет. У него подход такой. Он придумывал короткое сочетание нот и слушал, как оно звучит сначала с одним аккордом, потом с другим. Он играет такие обалденные тягучки, которые выносят мозг своей инопланетностью: вроде не тот аккорд, не та гармония, - а звучит в кайф. Потом играл это сочетание нот то так, то этак, добавлял ноты, менял их порядок, количество, - получались вариации.
И лады у него какие-то...странные.
Но при этом он все равно знал хоть что-то о строении аккорда, гаммах и заменах. Хотя он и говорит, что нет, но это явно не так.
Несомненно, что он понимает про тяготение нот друг к другу, потому что на этом строятся его замены натурального на мелодический минор прям ваще везде.
Когда он играет первое соло Holy Wars, очевидно, что он знает строение аккордов и и арпеджио, потому что там арпеджио мажора и минора в разных позициях. Арпеджио в разны позициях у него во многих песнях.
Когда он играет там же акустическое соло, то хрен его знает, как это сделано. Там смешано все вместе, несколько гамм вместе. Я думаю, что он не думал про гаммы, взял какие-то вообще разные фразы и замешал их с чем попало, и окончательно всех запутал хроматизмами. Но гаммы он точно какие-то знает, иначе не взял бы их.
Когда он играет соло Lucretia, непонятно, знает ли он теорию замены минора на мажор или делает это по приколу (а звучит прикольно), но ясно же, что он знает и мажор, и минор, иначе бы он их не смешал. То же самое в Skin O' My Teeth и в High Speed Dirt.
Когда он играет первую часть соло Tornado of Souls, он играет восходящую японскую пентатонику. Вот как он ее играет, он знает, что она японская, или взял обычный минор и выпустил две ноты? Я не знаю, как, но очевидно, что он что-то из этого точно знает.
Кстати, пентатонику он тоже явно знает, а из Foreclosure of a Dream ясно, что не только пентатонику, но и дополнительные ноты к ней (блюзовый лад)
Когда он играет Hangar 18, то ясно, что он знает про замены аккордов и про лады. Может, он действительно про них не думает, когда придумывает. Но он совершенно явно имеет о них представление.
Я думаю, когда он говорит, что не знает теории, то это не значит, что он не знает ее вовсе. Скорее, он имеет в виду, что он чувствует, что слишком мало знает, меньше, чем ему необходимо.