Автор Тема: Лады и обыгрывание аккордов  (Прочитано 27601 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Лады и обыгрывание аккордов
« : Июня 13, 2011, 14:26:56 »
Вопрос навеян случайным высказыванием в соседней теме:
Есть несколько видов обыгрывания, Когда ты при смене каждого аккорда  играешь от тоники...и когда обыгрываешь каждый аккорд по отдельности. (это где то вроде eye писал).
Смутно помню, что где-то читал про эти "несколько видов обыгрывания", а точнее, два вида обыгрывания. Например, играя в тональности С-dur под аккорд G, используя при этом обычную натуральную мажорную гамму, можно "трактовать" это обыгрывание двумя способами:

1. Мы играем в натуральном мажорном ладу, на фоне его доминанты, обыгрываем доминанту (аккорд G).
2. Мы играем в миксолидийском ладу (bVII), на фоне его тоники, обыгрываем тонику (аккорд G).

Таким образом, ход в гармонии С-G можно рассматривать как ход T-D в натуральном мажоре в тональности C-dur, а можно — как T-T со сменой тональности на G-dur с одновременной сменой лада — переход в миксолидийский лад. В итоге получается что в лоб, что по лбу — все равно на фоне аккорда G звучат ноты "до-ре-ми-фа-соль-ля-си" без диезов и бемолей.

Вопросы:
1. Не является ли чушью всё то, что я здесь написал, и почему? ;D
2. Как правильно называются такие два способа обыгрывания гармонии?

Оффлайн Dunkar

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 601
  • Усугубитель
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #1 : Июня 13, 2011, 16:37:48 »
MrLf, насколько я понимаю, то, как будет трактоваться это обыгрывание, зависит от контекста, в котором играются эти аккорды и того, как ты, собственно, будешь обыгрывать. То есть, чаще всего это будет именно переход от тоники к доминанте и далее по С-dur, поскольку функциональная гармония у нас более на слуху. Но если, например, звучат Dm/G | C | G, и ты играешь, настроившись на тонику - соль, то будет G-миксолидийский.

На истину никак не претендую, поскольку в ладах шарю плохо. Это просто предположение.
« Последнее редактирование: Июня 13, 2011, 18:34:20 от Dunkar »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #2 : Июня 13, 2011, 19:59:17 »
Вопросы:
1. Не является ли чушью всё то, что я здесь написал, и почему? ;D
2. Как правильно называются такие два способа обыгрывания гармонии?
Начну с ответа на второй вопрос. Когда аккорды обыгрываются одним ладом это называется обыгрывание по тональности, когда каждый аккорд своим ладом это назывется вертикальное обыгрывание.
Действительно в тональности до мажор нет смысла мыслить миксолидийским ладом обыгрывая G. Но мексолидийский лад не едиственный вариант обыгрывания G. G можно обыграть гармоническим до мажором (c-d-e-f-g-ab-h-c). Можно по блюзовому G обыграть паралельной минорной пентатоникой (соль минор). Можно считать на время звучания аккорда G доминантой не к до мажору а к до минору и обыграть гармоническим мелодическим или дважды гармоническим со минором. Главное во всех этих случаях красиво вернуться на следующем аккорде обратно в тональность до мажор. Фактически получается модуляция/отклонение только не в гармонии а в мелодии. В этом случае мыслить вертикальным обыгрыванием проще. Ну и если последовательность не вписывающаяся ни в одну тональность типа (Сmaj7-Emaj7-Abmaj7-Gm7) то тут только вертикатьное обыгрывание, одной тональностью сдесь трудно будет обойтись.   

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #3 : Июня 13, 2011, 20:01:43 »
Но если, например, звучат Dm/G | C | G, и ты играешь, настроившись на тонику - соль, то будет G-миксолидийский.
Нет, я немного не то имел в виду. Имеется в виду, не может ли джазовый импровизатор менять в уме тональность при каждой смене аккорда, но использовать при этом разные лады. Т.е., звучит аккорд С — играем в натуральном до-мажоре, звучит аккорд G — играем в миксолидийском Соль, звучит F — играем в лидийском Фа, звучит Dm — играем в дорийском Ре и т.д. Есть такой подход или это бред? :)

... и добавил:

Когда аккорды обыгрываются одним ладом это называется обыгрывание по тональности, когда каждый аккорд своим ладом это назывется вертикальное обыгрывание.
Спасибо, теперь ясно — такой подход есть. Я не встречал такого термина, как "вертикальное обыгрывание"... А есть английский эквивалент?
« Последнее редактирование: Июня 13, 2011, 20:07:19 от MrLf »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #4 : Июня 13, 2011, 20:14:03 »
Английский термин не знаю. Все мое образование три книги Манилова ("Учись аккомпанировать на гитаре", "техника джазового аккопанимента", "Джаз в ритме самбы") и этот форум.

Оффлайн Dunkar

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 601
  • Усугубитель
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #5 : Июня 13, 2011, 20:18:55 »
Нет, я немного не то имел в виду. Имеется в виду, не может ли джазовый импровизатор менять в уме тональность при каждой смене аккорда, но использовать при этом разные лады. Т.е., звучит аккорд С — играем в натуральном до-мажоре, звучит аккорд G — играем в миксолидийском Соль, звучит F — играем в лидийском Фа, звучит Dm — играем в дорийском Ре и т.д. Есть такой подход или это бред? :)

Я думаю, такая трактовка не имеет смысла, поскольку играть ты будешь все равно по ступеням C-dur. Говорить о том, что при смене аккорда меняется лад в этом случае, ИМХО, неправильно, поскольку тоникой у тебя все равно остается до.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #6 : Июня 13, 2011, 20:26:48 »
Ну и если последовательность не вписывающаяся ни в одну тональность типа (Сmaj7-Emaj7-Abmaj7-Gm7) то тут только вертикатьное обыгрывание, одной тональностью сдесь трудно будет обойтись.   
А кстати, это реальный пример? Что это за пьеса или песня?

Оффлайн Dunkar

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 601
  • Усугубитель
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #7 : Июня 13, 2011, 20:29:32 »
То, о чем писал Taps, подразумевает при смене аккорда смену звукоряда (например, при обыгрывании G играется минорная пентатоника (g bb c d f) вместо до-мажорного звукоряда) - в этом случае имеет смысл говорить об отклонении в другой лад.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #8 : Июня 13, 2011, 20:32:39 »
То, о чем писал Taps, подразумевает при смене аккорда смену звукоряда (например, при обыгрывании G играется минорная пентатоника (g bb c d f) вместо до-мажорного звукоряда) - в этом случае имеет смысл говорить об отклонении в другой лад.
Да, это я уже понял :).

Оффлайн PsyCho23

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 400
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #9 : Июня 13, 2011, 20:38:01 »
чего тут происходит? :)

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #10 : Июня 13, 2011, 20:41:22 »
А кстати, это реальный пример? Что это за пьеса или песня?
Реальный, но сейчас не вспомню откуда.
В теме гармошки разбирали вещь Cantaloune Island
http://guitarplayer.ru/index.php?topic=81312.405
замечательный пример игры нового лада на каждый аккорд и ноты и видео. все там есть

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #11 : Июня 13, 2011, 20:45:41 »
Здесь есть некая терминологическая путаница.
Можно говорить о тональности и модальности. Если вы имеете тональную, функциональную гармонию, то, разумеется, чтобы вы не играли на разные аккорды - это будет натуральный мажор плюс альтерации.
Если вы имеете ладовую композицию, то вы будете играть соответствующий лад.
Но.
Если речь идет не об анализе музыкального произведения, а об импровизации, то те же термины могут использоваться совсем с другим значением.
Так же как в классической гармонии перед композитором стоит проблема гармонизации мелодии, перед импровизатором стоит проблема мелодизации гармонии. Поэтому импровизатор может мыслить родственными звукорядами-ладами внутри тонального произведения.

Есть разные техники импровизации, обыгрывания гармонии произведения.
Обычно их называют "вертикальный" и "горизонтальный" подходы. Это касается уже того, как мыслит музыкант в процессе импровизации. А думать он имеет право все, что угодно ))
В одном случае вы опираетесь на некий звукоряд, который насквозь пронизывает всю гармонию, невзирая на смену аккордов, в нашем случае это натуральный мажор или, если угодно ионийский лад. А может быть это та или иная пентатоника. Этот "горизонтальный" подход используется, если нет существенных (далеких) ладотональных отклонений.
В другом случае вы выбираете импровизационные средства относительно каждого аккорда, относительно каждой вертикали. В этом случае вы можете играть арпеджио данных аккордов, арпеджио на основе их надстроек, выбирать разные звукоряды для каждого аккорда.
В этом случае вы можете называть как-то эти звукоряды относительно тоники текущего аккорда, например, названиями диатонических ладов. Хотя как таковых ладов здесь нет - все тот же "мажор по горизонтали". Благодаря такому подходу - использования субладов - звуки мажора лучше "прилипают" к аккорду, то есть опорные звуки субладов лучше соориентированы во времени относительно текущей гармонии. То есть процесс мелодизации гармонии более осознан.

В последствии вертикальная техника развилась в вертикальную полимодальность - эта концепция отражена в работе Рассела "Лидийская концепция". Смысл в том, что каждый аккорд рассматривается как временный ладовый центр. Такой подход вступает в конфликт с тональным восприятием произведения, и хитрость состоит в том, чтобы используемые лады-звукоряды разрушили горизонтальные тональные взаимосвязи.

(в общем, пока я писал, примерно то же самое написали другие).

... и добавил:

чего тут происходит? :)
это типа?:
А чё это вы тут делаете, а?
там дальше по сценарию машут руками: "Да иди, иди отсюда!"
« Последнее редактирование: Июня 13, 2011, 20:53:58 от eye »

Оффлайн PsyCho23

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 400
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #12 : Июня 13, 2011, 20:54:55 »
eye именно)))))))   

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #13 : Июня 13, 2011, 21:05:47 »
Кажется, я вспомнил :). То ли Чугунов ("Гармония в джазе"), то ли Рогачев ("Системный курс гармонии джаза") такие методы импровизации называют "тональный" и "модальный" (ладовый).

Тональный метод заключается в том, что, например, в тональности F-dur аккорд G7 является побочной доминантой к тональности C-dur. Следовательно, этот аккорд можно обыграть звуками До-мажора.

Модальный метод рассматривает каждый аккорд как самостоятельную тональность. При этом каждому классу созвучий соответствует свой лад:

    Большой мажорный септаккорд — ионийский лад.
    Доминантсептаккорд — миксолидийский лад.
    Малый минорный септаккорд — дорийский лад.
    Полууменьшенный септаккорд — локрийский лад.
    Уменьшенный септаккорд — уменьшенный лад.

Что-то в этом роде... Нашёл в своих же собственных заметках, которые я давным-давно составил после прочтения этих книг. Проклятый склероз :D.

Правда, не совсем ясно, почему Большой мажорный септаккорд нельзя обыграть лидийским ладом, а Малый минорный — эолийским.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #14 : Июня 13, 2011, 21:26:32 »
Правда, не совсем ясно, почему Большой мажорный септаккорд нельзя обыграть лидийским ладом, а Малый минорный — эолийским.
В том-то и дело, что при модальном подходе лидийский для Maj7 в приоритете. Так же, как и дорийский для m7