"Не могу их бегло читать" и "не знаю символьной записи нот" — абсолютно разные вещи. И это тоже обсуждалось на форуме. Идёт бодрое перемешивание понятий беглой читки с листа и знания нотации как такового (и тот же Дмитрий эти понятия охотно перемешивал в дискуссиях ). Беглая читка реально нужна в работе далеко не всегда — это фортепианный аккомпаниатор или оркестровый музыкант, прежде всего.
Ну, а в общем случае, давайте будем честными: теория музыки без нот — это станцевать об архитектуре. И если в интернете есть много танцоров об архитектуре, то это лишь в угоду ленивому потребителю. Подавляющее число аспектов теории музыки знания нот требует.
Так, проясняется ситуация. Вы утверждаете, что нужно знать ноты, а не нотную запись? Я вполне вот могу некоторыми аспектами муз теории оперировать без знания нотной записи, чисто в воображении. Я, конечно, могу всё это расписать, если вдруг потребуется, но буду математически высчитывать положение знаков на нотном стане.
Или, например, я не знал названия "большой минорный септаккорд", но использовал его при этом — это плохо?
Если человек знает теорию на интуитивном уровне, но не знает названия нот/ладов и тп, и при этом играет отлично (BB King тому пример), разве он становится хуже, как музыкант?
Если человек отлично обходится в своём стиле без знания нот, разве нужно ему их навязывать или требовать от него знания нот? =)
Я так понимаю, в этом и есть суть разногласий между Вами и Дмитрием. Вы утверждаете, что ноты — вершина музыкальной мысли, что все, кто не знает нот — "отсталые" в музыкальном плане. Дмитрий смотрит на музыку шире и не ограничивается только академической музыкой, считая другие жанры имеющими не меньше прав на существование.
Индийская музыкальная теория, к примеру, хотя и имеет некую запись нот (без длительностей, буквенными обозначениями), но имеет обширную теорию, которая передаётся от мастера к ученику из поколения в поколение. И основана на импровизации в заданных рамках. Разумеется, я рассматриваю именно классическую музыку, рагу, а не народную.
И в разных регионах индии одна и та же рага будет звучать по разному — разные традиции. Даже пакар (фраза-зацепка), делающий рагу уникальной, может разниться в разных регионах для одной и той же раги.
И при этом данная музыкальная традиция одна из древнейших на земле. И весьма прекрасная. Могу ли я согласиться, что рага более "отсталая" музыка, нежели европейская классика? Нет, не могу. Они разные, и рага зачастую несёт больше чувств, нежели европейская музыка.
Так что тут моя позиция такова: да, нотная грамота — это круто и интересно, но и без неё музыка может быть прекрасной.