Здесь научная дискуссия на тему "Что есть модальность и с чем ее едят".
Добавлю только, что анализировать и систематизировать в принципе возможно вообще всё, что угодно, даже то, что не имеет художественной ценности. А, сочиняя музыку, композитор в любом случае руководствуется какими-то принципами, даже если эти принципы им не осознаются.
Эти слова надо высечь в граните.
Вроде бы очевидная мысль, но народ раз за разом приводит аргумент - "композитор N об этом не думал". Как-будто яблоко должно знать закон Ньютона, чтобы упасть на землю.
Можно разговаривать на языке, не думая о том, что в нем есть правила. Но стоит перестать соблюдать правила, которых вы не осознаете, вас перестанут понимать окружающие.
К тому же любители, имхо, имея свое "детское" представление о "грамотности" и "знаниях", слишком преувеличивают незнание и "беспечность" профессионалов-самоучек. Им кажется, что рок'н'рол это секс+наркотики. А умение играть на инструментах и сочинение музыки просто автоматом прилагаются к этому образу жизни, как элементарная и малозначительная вещь. При чем, если для умения играть музыку достаточно отработать ПШ под метроном (в их представлении) и все будет чики-пуки, то для сочинения вообще ничего не нужно. Хотя на самом деле вся пирамида строится с точностью до наоборот. ))
ну я и говорю, что систематизировать музыку, изначально сочиненную ВНЕСИСТЕМНО (от балды) можно лишь условно.
"Внесистемно" - это как? Просто кто-то бездумно тыкает пальцАми в инструмент, полностью отключив голову, и получается шедевр? Если человек обращается к своему слуху, он уже находится в
системе своего слухового опыта, вкуса, таланта, представлений, образов и средств их выражения и тд.
Что значит "систематизировать условно"? Одно дело систематизировать по условным стилям, другое дело заметить закономерности, взаимосвязи, разделить на составляющие и прочее. Если музыка воспринимается слушателями, значит они понимают этот язык, а значит там соблюдены определенные правила языка, через которые эта музыка становится понятной, "узнаваемой".
В рамках околомитальной-митальной музыки. Дрим Театр, например.
Уж эти то товарищи прошаренные, не зря они столько каверов переиграли-прожевали.
У тех же битлов я не слышал модализмов.
Когда я хожу с кем-то в лес за грибами, то не нахожу их там, в отличии от друзей... В упор не вижу...
У битлов полно "модализмов". Наверное, проще перечислить песни, где чистая функциональная гармония. Список, думаю, будет короче.
Я очень сомневаюсь, что те же Битлз заморачивались по поводу композинга.
Как это? А что они делали в вашем представлении? Только жрали яичницу?
Еще как "заморачивались", достаточно послушать многочисленные тэйки и почитать воспоминания.
Вот пример работы над песней. Год работать над песней - это заморачиваться или как? Леннон перебрал там кучу вариантов и в мелодии и в гармонии и в аранжировке. Длинный путь от бренчания под гитару, через домашнюю студию к работе с группой в студии:
The Beatles - The Making of Strawberry Fields Forever (1966-67)Кстати, может эту вещь проанализировать на предмет модализмов. )
И очень хотелось бы композицию с внятными нотами, чтобы тема не скатилась в обсуждение, кто чего расслышал/не расслышал,
Уже было такое обсуждение по теме и никуда оно не скатилось...
Для обсуждения гармонии в большинстве случаев достаточно и буквенной схемы гармонии и аудио (хотя и не всегда, тогда можно и кусочек нот привести, как это было в дискуссии по Hey Buldog на классике). Ваше условие "дайте ноты" слишком трудоемко и не оправдано. Можно еще потребовать партитуру, чтобы посмотреть суммарное голосоведение, что, кстати, было бы даже более оправдано, хотя и не выполнимо. У меня нет ни времени не желания заниматься нотированием объекта - не вижу смысла.
А со схемами эта тема уже жевалась.
Например, ответа на вопрос по книге Середы (чуть выше).
Для этого надо распрашивать Середу. Я, честно говоря, каких-то ключевых моментов его работы не смог понять - они изложены кратко и туманно - понимание неоднозначно. А если неоднозначно, то это гадание на кофейной гуще. Ладно еще неоднозначность "модальности" - источников много, можно "очистить зерна от плевел".
А может мне не хватило сообразительности, а на самом деле там все просто... Как-нибудь перечитаю.
Что собой представляет сыгранный ribbani пример из 7-го ответа.
Он же сам написал:
"Один из примеров гармонизации пентатоники)) модально)) "Можно добавить - "с использованием хроматических квартаккордов". С таким же успехом можно было "гармонизовать" и хроматическими мажорными трезвучиями (включить звуки пентатоники в состав трезвучий в качестве побочных тонов).
... и добавил: Почему основанием интервала для этих рассуждений всегда берётся I ступень? Ведь в реальной музыке последовательность звуков и интервалов будет любой. Если Ре в реальной музыке может образовывать с До как большой, так и малый интервал, почему эта Ре будет именно высокой ступенью?
Вне контекста (книга Середы) могу пояснить почему берется До-Ре. Ладовая краска второй ступени Ре образуется благодаря тяготению в ближайшую тонику До.
На самом деле интервалы - это вторично, главное - ступень и ее варианты.
Поэтому в ладах II, III, VI, VII - высокие ступени, а bII, bIII, bVI, bVII - низкие.
Нейтральные тоже могут быть высокими или низким #IV и bV.