Автор Тема: Модальная составляющая в гармонии  (Прочитано 11801 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн sterile_space Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
Модальная составляющая в гармонии
« : Января 23, 2013, 13:40:02 »
Добавлю только, что анализировать и систематизировать в принципе возможно вообще всё, что угодно, даже то, что не имеет художественной ценности. А, сочиняя музыку, композитор в любом случае руководствуется какими-то принципами, даже если эти принципы им не осознаются.
« Последнее редактирование: Августа 18, 2013, 23:53:45 от eye »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #1 : Января 23, 2013, 17:58:12 »
Здесь научная дискуссия на тему "Что есть модальность и с чем ее едят".

Добавлю только, что анализировать и систематизировать в принципе возможно вообще всё, что угодно, даже то, что не имеет художественной ценности. А, сочиняя музыку, композитор в любом случае руководствуется какими-то принципами, даже если эти принципы им не осознаются.
Эти слова надо высечь в граните.
Вроде бы очевидная мысль, но народ раз за разом приводит аргумент - "композитор N об этом не думал". Как-будто яблоко должно знать закон Ньютона, чтобы упасть на землю.
Можно разговаривать на языке, не думая о том, что в нем есть правила. Но стоит перестать соблюдать правила, которых вы не осознаете, вас перестанут понимать окружающие.
(нажмите чтобы показать/спрятать)

ну я и говорю, что систематизировать музыку, изначально сочиненную ВНЕСИСТЕМНО (от балды) можно лишь условно.
"Внесистемно" - это как? Просто кто-то бездумно тыкает пальцАми в инструмент, полностью отключив голову, и получается шедевр? Если человек обращается к своему слуху, он уже находится в системе своего слухового опыта, вкуса, таланта, представлений, образов и средств их выражения и тд.
Что значит "систематизировать условно"? Одно дело систематизировать по условным стилям, другое дело заметить закономерности, взаимосвязи, разделить на составляющие и прочее. Если музыка воспринимается слушателями, значит они понимают этот язык, а значит там соблюдены определенные правила языка, через которые эта музыка становится понятной, "узнаваемой".

Цитировать
В рамках околомитальной-митальной музыки. Дрим Театр, например.
Уж эти то товарищи прошаренные, не зря они столько каверов переиграли-прожевали.

Цитировать
У тех же битлов я не слышал модализмов.
Когда я хожу с кем-то в лес за грибами, то не нахожу их там, в отличии от друзей... В упор не вижу...
У битлов полно "модализмов". Наверное, проще перечислить песни, где чистая функциональная гармония. Список, думаю, будет короче.

Цитировать
Я очень сомневаюсь, что те же Битлз заморачивались по поводу композинга.
Как это? А что они делали в вашем представлении? Только жрали яичницу?
Еще как "заморачивались", достаточно послушать многочисленные тэйки и почитать воспоминания.
Вот пример работы над песней. Год работать над песней - это заморачиваться или как? Леннон перебрал там кучу вариантов и в мелодии и в гармонии и в аранжировке. Длинный путь от бренчания под гитару, через домашнюю студию к работе с группой в студии:
The Beatles - The Making of Strawberry Fields Forever (1966-67)
Кстати, может эту вещь проанализировать на предмет модализмов. )

И очень хотелось бы композицию с внятными нотами, чтобы тема не скатилась в обсуждение, кто чего расслышал/не расслышал,
Уже было такое обсуждение по теме и никуда оно не скатилось...
Для обсуждения гармонии в большинстве случаев достаточно и буквенной схемы гармонии и аудио (хотя и не всегда, тогда можно и кусочек нот привести, как это было в дискуссии по Hey Buldog на классике). Ваше условие "дайте ноты" слишком трудоемко и не оправдано. Можно еще потребовать партитуру, чтобы посмотреть суммарное голосоведение, что, кстати, было бы даже более оправдано, хотя и не выполнимо. У меня нет ни времени не желания заниматься нотированием объекта - не вижу смысла.
А со схемами эта тема уже жевалась.

Цитировать
Например, ответа на вопрос по книге Середы (чуть выше).
Для этого надо распрашивать Середу. Я, честно говоря, каких-то ключевых моментов его работы не смог понять - они изложены кратко и туманно - понимание неоднозначно. А если неоднозначно, то это гадание на кофейной гуще. Ладно еще неоднозначность "модальности" - источников много, можно "очистить зерна от плевел".
А может мне не хватило сообразительности, а на самом деле там все просто... Как-нибудь перечитаю.
Что собой представляет сыгранный ribbani пример из 7-го ответа.
Он же сам написал: "Один из примеров гармонизации пентатоники))  модально)) "
Можно добавить - "с использованием хроматических квартаккордов". С таким же успехом можно было "гармонизовать"  и хроматическими мажорными трезвучиями (включить звуки пентатоники в состав трезвучий в качестве побочных тонов).


... и добавил:

Почему основанием интервала для этих рассуждений всегда берётся I ступень? Ведь в реальной музыке последовательность звуков и интервалов будет любой. Если Ре в реальной музыке может образовывать с До как большой, так и малый интервал, почему эта Ре будет именно высокой ступенью?
Вне контекста (книга Середы) могу пояснить почему берется До-Ре. Ладовая краска второй ступени Ре образуется благодаря тяготению в ближайшую тонику До.
На самом деле интервалы - это вторично, главное - ступень и ее варианты.
Поэтому в ладах II, III, VI, VII - высокие ступени, а bII, bIII, bVI, bVII - низкие.
Нейтральные тоже могут быть высокими или низким #IV и bV.
« Последнее редактирование: Февраля 23, 2013, 11:15:28 от eye »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #2 : Января 23, 2013, 18:49:45 »
Цитировать
Можно еще потребовать партитуру, чтобы посмотреть суммарное голосоведение, что, кстати, было бы даже более оправдано, хотя и не выполнимо. У меня нет ни времени не желания заниматься нотированием объекта - не вижу смысла.
Если начали с Битлз, то давайте на них и остановимся!  :) Как раз есть партитуры всех (почти всех) песен - книга называется "The Beatles - Complete Scores". Так что никаким нотированием заниматься уже не придется, главное выбрать песню, а то их немало  :) Но может, стоит это сделать в теме "Гармошки"?

Оффлайн Rotten_id

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 49
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #3 : Января 23, 2013, 18:54:09 »
eye,
Все что я говорил про систематизацию, я имел ввиду анализ как бы через призму академической муз. теории (к коим относится топикстартер).

Цитировать
Если человек обращается к своему слуху, он уже находится в системе своего слухового опыта, вкуса, таланта, представлений, образов и средств их выражения и тд.

Абсолютно согласен. Но, в большинстве случаев система слухового опыта композитора идет вразрез с АКАДЕМИЧЕСКОЙ. Если мы говори про ВООБЩЕ - то да! понять логику в построении того или иного хода можно почти в каждом случае.

Против Дрим Театра ничего не имею! Категорически уважаю их всех. Все очень крутые музыканты

На счет Битлов - извиняюсь. Опрометчиво с моей стороны. Кроме Yesterday, и какой-нибудь Yellow Submarine ничего толком и не слышал :crazy: Под словом ЗАМОРАЧИВАЛИСЬ, в отношении них же, я имел в виду что они не заморачивались делать все идеально правильно, по-академу. 

В общем-то, скорее все что я написал - оправдания-оффтопик. Просто не хочется быть неправильно понятым.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #4 : Января 23, 2013, 19:13:51 »
Если начали с Битлз, то давайте на них и остановимся!  :) Как раз есть партитуры всех (почти всех) песен - книга называется "The Beatles - Complete Scores". Так что никаким нотированием заниматься уже не придется, главное выбрать песню, а то их немало  :) Но может, стоит это сделать в теме "Гармошки"?
Во-первых, они достаточно приблизительны. И что будем размещать здесь партитуры? В итоге за деревьями не будет видно леса, то бишь за нотами - гармонии.
Цитировать
Но может, стоит это сделать в теме "Гармошки"?
Мне тоже кажется, что для этого создавалась тема "гармошки".
А сюда, при желании можно скидывать всякие теоретические тексты, разбросанные по форуму, разным книгам и интернетам.

Цитировать
Но, в большинстве случаев система слухового опыта композитора идет вразрез с АКАДЕМИЧЕСКОЙ.

Цитировать
я имел в виду что они не заморачивались делать все идеально правильно, по-академу
Rotten_id, а при чем здесь академическая система? (Кстати, вы имеете ввиду даже не академическую, а "школьную").
Вот же MrLf написал:
Теперь я проникся мыслью о том, что анализ гармонии "обычным", тональным способом не всегда даёт хорошие результаты, особенно, когда дело касается современной лёгкой музыки (рок- и т.д.). Поиск T S D там, где их нет (или почти нет), может быть довольно надуманным, а значит — совсем неинтересным для понимания и теоретического осмысления музыки.
На самом деле академическая теория (не учебная) также рассматривает компоненты из которых складывается поп-рок. Ничего нового практически не придумано. Может быть - в области ритма и тембра.

Оффлайн Pitsot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1229
  • unpozorable 8)
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #5 : Января 23, 2013, 21:43:33 »
чисто на всякий, напомню про http://www.icce.rug.nl/~soundscapes/DATABASES/AWP/awp-alphabet.shtml
вдруг кому поможет, хотя бы свериться с правильным съемом/возможно кривой скачаной табой

Оффлайн HuhlaR

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1105
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #6 : Января 23, 2013, 22:21:09 »
MrLf, интересная тема  :) . Но некоторые вещи ,без муз. примеров совсем непонятны :7:
Например это  :crazy:
-------------
Тоникой (финалисом) мог стать (осознаться) любой звук, ввиду отсутствия сильного центра, но ладовые краски присутствовали всегда. Устои и неустои всегда были, но эти базовые "функции" были переменчивы, не было постоянного стремления к одному устою, а было его ретроспективное осознание. В ладу в любом случае работает функция "тоники", но она может переходить со звука на звук, и окончательно становится понятно, что есть тоника, только при завершении движения, поэтому (рассуждая о старинной модальной музыке) говорят, что это не тоника, а финалис.
-------------
а в современной музыке как?
например в блюзе  При обыгрывании |D7|G7|A7| 

                                                            D7 - D mixolyd
                                                            G7 - D dorian
                                                            A7 - D ionion
 при таком подходе , Не понятно :7: 
Что тогда является ТОНИКОЙ,  во время звучания акк. G7 -  нота РЕ или СОЛЬ - ?
т.е. то что звучит в гармонии (аккордовая СОЛЬ) или то что в мелодии (первая ступень РЕ дорийского) ?
  и когда используем (Ре ионийский) поверх A7 - ЛЯ или РЕ ?

или например   |Dm9|Dm9|G7|G7|  - что ещё можно использовать,кроме Ре дорийского и (минор. пент. Ре) с добавленной пониж. пятой ?
     во время звучания G7 и обыгрывании минор.пент. от РЕ- какая ступень Тоника  ?



Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #7 : Января 24, 2013, 00:25:20 »
Главным "аспектом", имхо, для начала может стать низкая эффективность "обычного", "тонального" анализа. Исходя из этого и можно выбрать песню.
Я не мыслю терминами "эффективный анализ- неэффективный", по мне скорее - адекватный поставленной задаче или нет. Например, применять функциональный анализ там, где нет функций - не неэффективно, а просто неправильно.
Когда я написал - "там разные аспекты модальности", я имел ввиду, что тема многообразна в своих проявлениях и невозможно ее раскрыть 1-2 вещами. А тем более тональность все-таки сидит в наших ушах и она всегда будет давать о себе знать.

Поэтому и в блюзе D7 - A7 - G7 тоника, понятное дело, будет Ре. Мы же так и слышим. Да и к чему упираться в одну из сторон модальности - переменность. Она вовсе необязательна.
Тем более блюз - это смесь европейского тонального мышления и негритянского ладового.
Цитировать
или например   |Dm9|Dm9|G7|G7|  - что ещё можно использовать,кроме Ре дорийского и (минор. пент. Ре) с добавленной пониж. пятой ?
давайте не будем сюда сваливать все свои непонятки вместе с кашей, которая в голове.  ???
(Это не в обиду - с этими многочисленными источниками из интернета - каша в голове обеспечена).
« Последнее редактирование: Января 24, 2013, 01:09:16 от eye »

Оффлайн HuhlaR

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1105
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #8 : Января 24, 2013, 20:19:33 »
Да и к чему упираться в одну из сторон модальности - переменность. Она вовсе необязательна.
а.... теперь понятней  :crazy: ,  (просто на Ютубах много разных подходов при обыгрывании и т.д.)

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #9 : Января 24, 2013, 20:50:46 »
MrLf, 
Да...... Если вы из моего топика сделали выводы только о "знаниях негра", то тогда сложно как-то говорить на достаточно  сложные темы.... 

... и добавил:

И скажите плиз, как можно проводить анализ блюза (который вы проводили) без оценки музыкального мышления (принципов и концепции) его создателя?
 
« Последнее редактирование: Января 24, 2013, 21:14:39 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #10 : Января 25, 2013, 00:48:19 »
ну, вот это я уже приводил в пример

(нажмите чтобы показать/спрятать)

А насчет того, что обещал, постараюсь сделать. Позже.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #11 : Января 26, 2013, 16:25:24 »
И не будет озвучен, скорее всего, никогда. Тем более, на форуме. Над этим целый коллектив должен работать, несколько лет. Да и какой тут понятийный аппарат, если музыка это прежде всего ремесло, особенно современная? Я думаю, если б тут сидели Холдсворт, Фрэнк Заппа, и Стив Вай, то даже это не помогло бы. Холдсворт просто сочиняет и играет музыку, какая ему разница как это у него получается? А если кто-то хочет делать подобную, то прежде всего нужно услышать это в голове, и перенести на гитару. Ну не получится сочинить такого, ипользуя голую теорию!
Я предлагаю даже такой эксперимент - давайте возьмем всё-таки какую-то песню (тех же Битлз, в конце-концов), и пусть каждый анализирует дома независимо. Вряд ли мы получим одинаковый анализ.

... и добавил:

Любой анализ, это прежде всего видение композиции. А каждый видит мир по-разному.
« Последнее редактирование: Января 26, 2013, 16:29:25 от rocknrollplayer »

Оффлайн sterile_space Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #12 : Февраля 01, 2013, 21:40:24 »
Да уж, кухарки — это конечно главный критерий в вопросах, касающихся нужд общества ;)

Моя сентенция по поводу кухарок была основана на одном изречении, принадлежащем одному известному музыканту-авангардисту. Это так, для справки, если что.  ;) Я думал, ты в теме.  ;D

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #13 : Февраля 04, 2013, 20:56:10 »
что, мол, с ладовой природой этой гармонии что-то случилось из-за использования обращений.
Одна из сторон модальности, как уже говорилось, отражена в одном из "прозвищ" модальности - "мелодическая тональность".
В басу там виолончель играет мелодию, и эта мелодия  организует мелодически данную гармонию. Мелодия не всегда бывает в басу и не всегда играет такую роль, как в той вещи. Я вообще тогда поначалу не понял, почему обращения убили ту гармонию, но было понятно, что что-то не то...
Если диатонику мы можем почувствовать даже в отсутствие определенной мелодии, то в данном случае мелодия образует некий не диатонический лад (GAbBbCDEbFb) и при отсутствии мелодии лад не прослушивается и гармония не звучит должным образом.
Кроме лада, там есть и другие стороны "мелодической тональности" - мажоро-минор и однотерцовость. (Я пришел к выводу, что "продвинутый" мажоро-минор и сопоставление однотерцовых аккордов и  тональностей - это тоже игра ладовыми красками (vs функциональность), а значит это стоит отнести к приемам ладовой гармонии.
UPDATE
Попалось у Холопова сегодня, кажется по этому вопросу основных тонов (и обращений)
.....
феномен основного тона аккорда, как и
— непрерывная (continuo) линия основных тонов, basso fundamentale. Онтологическая необходимость строки ВР при анализе модальной гармонии проистекает, таким образом, от постоянного оперирования консонантными трезвучиями, природным свойством которых является определенный и часто сильный основной тон.
С большим запозданием, лишь на исходе эпохи барокко, гениальное нововведение Ж.-Ф. Рамо, «фундаментальный бас» (ВР), раскрыло для слуха этот уже не новый закон музыкального мышления. Но он действует везде, где звучат терцово-консонантные гармонии, и линия смены основных тонов, ВР, должна учитываться при определении лада на уровне чередования созвучий. По крайней мере, с XV в. (дата сугубо условна) логика ВР ощутимо дает о себе знать в процессе раскрытия лада...                                   \
« Последнее редактирование: Февраля 06, 2013, 01:18:44 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #14 : Февраля 08, 2013, 10:27:25 »
.
« Последнее редактирование: Февраля 22, 2013, 11:46:10 от MrLf »