rocknrollplayer, спасибо. Я имел в виду изучение ладов в начале обучения, когда какие-то более сложные варианты могут загрузить человека и в какой-то степени оттолкнуть от дальнейшего изучения. Можно же для начала, например, зациклить тот же фа мажор и импровизировать на основе мажорной гаммы, при этом снимать побольше характерных фраз, учиться чувствовать, какие там опорные ноты, какие неустойчивые; характерные мелодические ходы и т. п. А в дальнейшем, когда накопится опыт и улучшится понимание, заняться более основательным изучением ладов. Я писал об этом выше. Наверное, важно выучить все ноты миксолидийского лада и знать, что это натуральный мажор с пониженной седьмой ступенью, что эта седьмая пониженная ступень обычно тяготеет вниз. Возможно, вначале можно как-то обойтись без досконального изучения всего этого, а просто начать играть, хотя бы обыгрывая аккорды на основе мажора. Импровизация и вообще музыка - это же как речь. Никто не даёт ученикам начальных классов Толстого и Достоевского. Существует какая-то методика постепенного овладения языком - от простого к сложному.
Может быть я преувеличиваю, конечно, лады - это не высшая математика, но относительно каких-то более доступных способов обыгрывания аккордов, наверное, подробное изучение каждой ноты каждого лада, какая ступень пониженная, какая повышенная и т. д. воспринимается новичком как что-то громоздкое и слишком времятрудозатратное в освоении. Есть же примеры, когда люди не зная теории и даже нот, отлично импровизируют и чувствуют все тяготения, устойчивые, неустойчивые ноты, характерные мелодические ходы и т. д. Зачем слишком грузиться в самом начале, когда хочется просто начать играть, хотя бы обыгрывая аккорды на основе мажорной гаммы и арпеджио?