Автор Тема: Не понимаю что делать с гаммами  (Прочитано 15424 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Не понимаю что делать с гаммами
« Ответ #90 : Февраля 10, 2021, 18:58:44 »
Проблема есть, но есть решения, хотя и не идеальные и не самые изящные.
Одноименные замены мажора и минора допустимы. Марти Фридман вон так чуть не в каждом соло это делает.
Между Dm7 и Dx разница в одну ноту, а три из четырех - совпадают, это очень близкое родство. При этом эта нота - терция, и можно обыграть, например, блюзовой терцией, в восходящем движении с повышением, а в нисходящем - с понижением. Можно обыграть и через обе терции (гамма "минорный бибоп").
Dm7 можно обыграть через обе септимы (гамма "макам махаванд"), обе септимы усиливают ощущение доминантовости. Дорический Dm7 можно обыграть точно так же, только с дорийской секстой (гамма "рага киам ми малхар").
Тут много утверждений, с которыми я бы поспорил или, по-крайней мере попытался бы уточнить. Но не буду этого делать, так как это все не относится к вопросу, "как слышать".
При чем тут замены, обыгрывание, Марти Фридман и всякие "макам махаванд"?

Цитировать
Тут еще у вас не хватает пункта 3) : Dm имеет и субдоминантовый характер)))

В том то и дело - я не хочу писать все что я, типа, знаю, я отвечаю на конретную вашу фразу. Субдоминантовость у вас не рассматривалась.

Цитировать
см. ниже Все верно, но я говорю именно про плагальный оборот ii-I. Он именно плагальный, я даже перепроверил. Поскольку "плагальный оборот" - это разрешение субдоминанты в тонику, то ii , с точки зрения теории, носит заодно и субдоминантовый характер. Термин для разрешения доминанты в тонику, который вы, видимо, имеете в виду, это "автентический оборот".
Ok, пятерка. Но какое это имеет отношение к вопросу?

Цитировать
Тут как бы все чуточку сложнее. Именно потому, что имеем ii-Vx-I, а не просто IV-Vx-I. Логика здесь следующая: если сыграть ii-ii-I, то функционально это не самый очевидный аналог S-D-T. Первый ii - это тритоновая замена четвертой ступени, второй ii - это замена побочным минором к седьмой.

Я не понял, почему "первый ii" - это тритоновая замена IV - где тут тритон? Что такое побочный минор?
Прошу, не надо долго объяснять, просто приведите пример звучащей музыки. Либо вообще не отвечайте на это, так как это опять-таки уход от моего вопроса.

Цитировать
С другой стороны, не теоретической, а сугубо практической, когда я думаю над обыгрываниями, [....]
...Я понятно объясняю?
Как бы я особо не вникаю в эти объяснения, потому что вопрос не касался обыгрывания. Если эта тема вас так занимает, можете создать отдельную тему.
Вот дальше ближе к теме:
Цитировать
Вопрос мне не до конца понятен, его можно интерпретировать по-разному. Я отвечаю как понял, извините, если неправильно понял.
Когда я думаю, что хочет здесь звучать,   
"Когда я думаю, что хочет здесь звучать" - опять с точки зрения какого-то обыгрывания. Не хочет звучать, а уже звучит. Думайте о вопросе не контексте импровизации, а в контексте сольфеджио.

Цитировать
я слышу не относительно тоники и не относительно текущего аккорда, а относительно гармонической функции.
Можно слышать функцию аккорда или тона. Нельзя слушать относительно функции.
Функция - это роль аккорда или звука в ладу. Функции могут быть разные - мелодические, гармонические, интервальные, фонические и тд. В основе них лежит отношение переферийного элемента к центральному. По другому сказать - центральный элемент принимает в нашем сознании функцию устоя, тоники или главной опоры, тогда остальные элементы определяются с своими ролями. Они прежде всего взаимодействуют с центральным элементом, но так же есть взаимодействие между собой. По аналогии Солнца-планеты-их спутники. Тяготения, гравиация и тд.
Таким образом функция - это следствие нашего восприятия всей это гравитационной системы. И благодаря функциям мы распознаем звуки. Эти функции воспринимаются нами как тяготения, которые создают "портреты ступеней"
Собственно суть вопроса и была - когда звучит некая нота она распознается в контексте текущего аккорда (или его сублада) или относительно тоники всей тональности (основного лада)? Или еще как-нибудь?
Функция - это уже интерпретация мозга того, что он услышал. Если, конечно, вы не рассматриваете функции просто как буквы написанные на бумаге на основе умозрительных рассуждений.

 
Цитировать
Вы все поняли правильно. Нота "ре" будет нормально ложиться в любую часть этого оборота,

Я разве спрашивал как и куда будет "ложиться" Ре?

Цитировать
при этом до аккорда С она будет иметь четкие функциональные значения,
Да, вот тут интересно. Напишите, что за "четкие функциональные значения". На чем они основаны?

 
Цитировать
а на аккорде С будет звучать уже как расширение (9 или add9).
То есть на тоническом аккорде функции вдруг исчезают и звук начинает оцениваться, как интервал от основного тона аккорда До (который является тоникой тональности, но это стало вдруг неважно)?

Цитировать
З.Ы. Могло ввести в заблуждение вот это: "на протяжении оборота ДО аккорда С нота "ре". Сорри, писал поздно ночью, "ДО" в данном случае - предлог, а не нота, "С" - аккорд до-мажор.
А, понял, мог бы, конечно и сам догадаться... сбило то, что предлог написан заглавными буквами - я наоборот так выделяю ноты.

Тогда мысль ясна - звук Ре воспринимается в составе аккорда (вы пишите функцию, но по сути звук оказывается в составе того или иного аккорда, образуя интервал с его тоникой, аккорд в свою очередь несет ту или иную тональную функцию).
Получается довольно громоздкая конструкция (если реально так), на обработку которой мозгу понадобится относительно много времени - понять тональный контекст, понять функцию, в этот вычислить тонику аккорда и определить интервал между ними.
Гораздо быстрее определять ноту как ступень относительно тоники тональности, которая определяется мгновенно, после чего начинается осознаное восприятие всего остального. Но с другой стороны иногда может быть удобнее и быстрее опрделить ноту, как интервал в составе текущего аккорда.

В общем, так мы еще долго будем рассуждать, блуждая в трех соснах. Я предлагаю пример. В нем
1) сначала играются рандомные ноты До мажора без сопровождения. Можете ли вы их определять в реальном времени и называть? Если да, то  на чем основывается распознание?
2) во втором куске одновременно звучит тоника лада (До) и рандомные ступени лада - образуются интервалы. Слышите вы интервалы или ступени, изменилось ли восприятие ступеней из-за окраски, которую дает интервал?
3) В третьем куске ноты играются на фоне гармонических оборотов. Изменилось восприятие нот - стали ли они частью аккордов или, там, функций или они все также ступени до мажорной гаммы? Как определяются - легче или труднее?
 4) Звуки в составе различных аккордов. Можете ли вы быстро определяить эти аккорды. Если да, то каким образом - по общей краске или слышите характерные ступени/интервалы, или еще как..
Вот пример

https://youtu.be/oaaGj3vbygE
« Последнее редактирование: Февраля 10, 2021, 19:25:23 от eye »

Оффлайн detuned

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5241
  • Репутация: +1877/-78
Re: Не понимаю что делать с гаммами
« Ответ #91 : Февраля 10, 2021, 19:55:31 »
И при желании можно упорядочить по терциям (б3-м3-б3).
А, все-таки так можно было.
Ну так и в чем причина тогда? двойные стандарты? оправдание косоглазого смайла? попытка померяться пиписьками?
Впрочем, лучше не отвечайте. Это уже с самого начале не был предметный обмен мнениями.

тоническое трезвучие во втором обращении может выполнять функцию доминанты
Допускаю, всё может быть.  ??? Всего не знает никто, я о таком не знал, и сейчас не знаю. 

И суть в том, что разные обращения как раз и имеют разное строение.
Да нет здесь сути. Вы явно говорите не о том, о чем говорил я, и уже не первый раз.

Но ведь я тоже говорю, что такой подход неудобен на практике, хоть и формально всё правильно описывает. Гораздо проще сказать "второе обращение" или "квартсекстаккорд".

Об этом я уже написал. Повторять?

Тогда почему же "вот тут четвертая терция от тоники" лучше объясняет взаимосвязь между нотами аккорда, чем просто "добавленная девятая ступень" ?
Подход "мы просто добавили девятую ступень" это позитивизм: так случилось , есть, ну и бог с ним. Мне неизвестен способ оправдать или объяснить "простое добавление" в этом месте девятой ступени. Оно само наросло? Я художник, я так вижу?
В то же время, с диалектической точки зрения я могу объяснить степенями родства появление в простом тоническом аккорде ноны, почему я могу на ней сделать акцент, и даже вообще триумфально завершить на ней соло, и почему не потребуется разрешать два сильных диссонанса ни в тонику, ни в терцию.

... и добавил:

Но не буду этого делать, так как это все не относится к вопросу, "как слышать".
При чем тут замены, обыгрывание, Марти Фридман и всякие "макам махаванд"?
 Как бы я особо не вникаю в эти объяснения, потому что вопрос не касался обыгрывания.Если эта тема вас так занимает, можете создать отдельную тему.
В смысле???
А разве этот вопрос вырос не в контексте выбора звукоряда в рамках гармонического оборота?
Тогда все это было лишнее.  ???

Ok, пятерка. Но какое это имеет отношение к вопросу?
я увидел в вашей фразе вопросы:
Разрешить в До (тонику) можно все что угодно, не только доминанту
Но характер разрешения доминанты и субдоминанты различный - есть даже термины для этого...
и ответил на свой лад на оба. Раз зря, значит, зря.

Либо вообще не отвечайте на это, так как это опять-таки уход от моего вопроса.
Ок.
...

Нельзя слушать относительно функции.
Функция - это роль аккорда или звука в ладу. Функции могут быть разные ... В основе них лежит отношение переферийного элемента к центральному. По другому сказать - центральный элемент принимает в нашем сознании функцию устоя, тоники или главной опоры, тогда остальные элементы определяются с своими ролями. Они прежде всего взаимодействуют с центральным элементом, но так же есть взаимодействие между собой. По аналогии Солнца-планеты-их спутники. Тяготения, гравиация и тд.
Таким образом функция - это следствие нашего восприятия всей это гравитационной системы. И благодаря функциям мы распознаем звуки. Эти функции воспринимаются нами как тяготения, которые создают "портреты ступеней"Собственно суть вопроса и была - когда звучит некая нота она распознается в контексте текущего аккорда (или его сублада) или относительно тоники всей тональности (основного лада)? Или еще как-нибудь?
Функция - это уже интерпретация мозга того, что он услышал. Если, конечно, вы не рассматриваете функции просто как буквы написанные на бумаге на основе умозрительных рассуждений.
Что называем субладом - диатонический лад? Дорийский Dm7 и т.д.?
Я так же интерпретирую функции, как и вы, и нет, не рассматриваю их как буквы на бумаге. Но я не могу согласиться с тем, что мы не слушаем относительно функции. Точнее, если это было бы так, то я не могу в таком случае объяснить даже для себя, почему ноты или созвучия, которые не входят не только в лад произведения, но и в контекст текущего аккорда, могут звучать уместно в контексте оборота или всей пьесы.
Если вас все равно не устраивает моя мысль, и выбрать необходимо именно из двух предложенных вариантов, то я воспринимаю ноту в  контексте текущего аккорда.

Тогда мысль ясна - звук Ре воспринимается в составе аккорда (вы пишите функцию, но по сути звук оказывается в составе того или иного аккорда, образуя интервал с его тоникой, аккорд в свою очередь несет ту или иную тональную функцию).
Да, вот тут интересно. Напишите, что за "четкие функциональные значения". На чем они основаны?
То есть на тоническом аккорде функции вдруг исчезают и звук начинает оцениваться, как интервал от основного тона аккорда До (который является тоникой тональности, но это стало вдруг неважно)?

Да, первое предложение ближе всего (уже ясно, что в части функций мы расходимся). 
Про "четкие функциональные значения" ноты "ре" до аккорда С. В обороте ii-V роль супертоники двоякая: она уводит от тонального центра по сильному диссонансу в большую секунду; и она же выполняет роль подготовки уха к доминанте. Поэтому в Dm7 нота "ре" не только создает конфликт с основной тоникой тональности, но и временно утверждает тонику текущего аккорда в составе трезвучия аккорда Dm7. Кроме того, нота "ре" также обеспечивает более плавное, без движения тона, движение Dm7 в G7, хотя напрямую с функциональной ролью это не связано. С доминантой слушателю все гораздо более понятно, остается только дождаться разрешения в тонику. Функционально нота "ре" в G7 в составе его трезвучия временно утверждает тонику текущего аккорда; и обеспечивает должное напряжение для разрешения в тонический аккорд.
Нет, на тоническом аккорде функции никуда не исчезают. Речь здесь лишь о том, что если в первых двух аккордах нота "ре" входит в трезвучия аккордов и играет в них основополагающую роль, и в плане функции безошибочно определяется, то в последнем она настолько далеко от тонального центра (я все же рассматриваю ее в терцовом контексте, а вы, как я понимаю, как простое добавление к тонике), что сколько-нибудь сильной функциональной роли эта нота просто уже не исполняет.
Получается довольно громоздкая конструкция (если реально так), на обработку которой мозгу понадобится относительно много времени
Гораздо быстрее определять ноту как ступень относительно тоники тональности, которая определяется мгновенно, после чего начинается осознаное восприятие всего остального. Но с другой стороны иногда может быть удобнее и быстрее опрделить ноту, как интервал в составе текущего аккорда.

речь ведь идет о неких микросекундах работы мозга, а не о чем-то по-настоящему длительном.
Кроме того, я бы не исключал догадку и ожидание: из логики музыкального повествования мы предполагаем, что будет происходить дальше в гармонии и даже отчасти - в мелодии, и с довольно большой точностью. Получается, что мозг оценивает не только то, что происходит в данную секунду, но и заранее формирует некую картину, что сейчас произойдет: функция, вероятная тоника аккорда и вероятные устои, возможно, даже мелодия. Таким образом, когда наступает этот самый следующий момент, мозг сравнивает их уже не "с нуля".

В общем, так мы еще долго будем рассуждать, блуждая в трех соснах. Я предлагаю пример.

Вот пример

https://youtu.be/oaaGj3vbygE
Извините, но это уже не сегодня. У меня уже полночь.
« Последнее редактирование: Февраля 10, 2021, 22:04:45 от detuned »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Не понимаю что делать с гаммами
« Ответ #92 : Февраля 11, 2021, 02:21:02 »
Цитировать
Что называем субладом - диатонический лад? Дорийский Dm7 и т.д.?
Ну да,  например в мажорной  тональности, основной лад - натуральный мажор, то родственные каждому аккорду звукоряды можно обозвать субладами. ii-V-I  = dor-mix-ion. Так как реально этих ладов там нет - все это отрезки натурального мажора, в котором последовательно в соответствии с аккордами меняются опорные ступени.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2251
  • Репутация: +699/-1937
  • Кот ДаВинчи
Re: Не понимаю что делать с гаммами
« Ответ #93 : Февраля 11, 2021, 10:16:19 »
detuned,
(нажмите чтобы показать/спрятать)


eye, если можно, присоединюсь:
В общем, так мы еще долго будем рассуждать, блуждая в трех соснах. Я предлагаю пример. В нем
1) сначала играются рандомные ноты До мажора без сопровождения. Можете ли вы их определять в реальном времени и называть? Если да, то  на чем основывается распознание?
2) во втором куске одновременно звучит тоника лада (До) и рандомные ступени лада - образуются интервалы. Слышите вы интервалы или ступени, изменилось ли восприятие ступеней из-за окраски, которую дает интервал?
3) В третьем куске ноты играются на фоне гармонических оборотов. Изменилось восприятие нот - стали ли они частью аккордов или, там, функций или они все также ступени до мажорной гаммы? Как определяются - легче или труднее?
4) Звуки в составе различных аккордов. Можете ли вы быстро определяить эти аккорды. Если да, то каким образом - по общей краске или слышите характерные ступени/интервалы, или еще как..

1) Большинство могу назвать. Распознавание основывается на том, что в начале была сыграна тоника До, и остальные ноты я определяю по отношению к ней, стараясь держать все время в памяти эту тонику.
2) Слышу ступени, восприятие не изменилось, так как раньше тоника была в памяти, а сейчас она звучит на самом деле. Замечу еще, что на фоне тоники ступень=интервал. А вот случайные интервалы в до мажоре определить сложнее - там я четко слышу интервал, но не всегда могу определить, от какой ступени он построен.
3) Восприятие изменилось - теперь они воспринимаются как часть аккордов; некоторые звучат устойчиво, некоторые как "задержания", стремящиеся разрешиться; определить ноты гораздо труднее. Более-менее получается определить только на фоне тонического аккорда
4) Могу, определяю только по окраске

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Не понимаю что делать с гаммами
« Ответ #94 : Февраля 13, 2021, 00:08:15 »
eye, если можно, присоединюсь:
Я это в общем предлагал всем, кто захочет.

Цитировать
1) Большинство могу назвать. Распознавание основывается на том, что в начале была сыграна тоника До, и остальные ноты я определяю по отношению к ней, стараясь держать все время в памяти эту тонику.
Фактически я так понимаю, что вы определяете интервалы, а не ступени лада. Это подтверждает второй пункт, что, когда звучат реально интервалы восприятие не меняется. Хотя, если честно, не факт, что восприятие должно быть совершенно другое при определении ступеней лада - ведь по сути ступени это так же интервалы по отношению к главной тонике, которая может не звучать, но пронизывает лад и "слышится" внутри.
Но есть, на мой взгляд, отличие, так как тональные гармонические функции влияют на восприятие ступеней, а в интервалах система гармонических функций отсутствует. Хотя все может быть сложнее...

Цитировать
2) Слышу ступени, восприятие не изменилось, так как раньше тоника была в памяти, а сейчас она звучит на самом деле. Замечу еще, что на фоне тоники ступень=интервал.

Тогда наверное, правильно сказать "определяю ступени по интервалам от тоники". Все-таки похоже, что интервалы.

Цитировать
А вот случайные интервалы в до мажоре определить сложнее - там я четко слышу интервал, но не всегда могу определить, от какой ступени он построен.

Тут проблема в том, что случайные (произвольные) интервалы постоянно меняют основание - все происходит быстрее.
В принципе произвольные интервалы в мажоре вы могли бы определять, так же как одну ступень из первого пункта, только теперь надо узнать две ступени. Это происходит последовательно, но достаточно быстро. Это в случае, если бы вы слышали ступени, а не только сам интервал.
Я слышу именно ступени, а краска интервала - это, типа, бонус, который подтверждает правильность услышанного. Хотя когда звучит малая секунда, я слышу сначала диссонанс малой секунды и одну из нот. Вторую иногда приходится угадывать.

(нажмите чтобы показать/спрятать)

Цитировать
3) Восприятие изменилось - теперь они воспринимаются как часть аккордов; некоторые звучат устойчиво, некоторые как "задержания", стремящиеся разрешиться; определить ноты гораздо труднее. Более-менее получается определить только на фоне тонического аккорда

У меня основа остается та же - я слышу звуки ступеней тональности. Но прибавляются и краски интервалов, которые иногда могут запутать, отвлечь от ступеней. Например звук До в аккорде Ре - это септима, звучит неустойчиво, хотя это первая ступень лада. При тренировке, на провокацию уже не ведешь, хотя по первоначалу может спутать.
Чем сложнее аккомпанемент, тем легче абстрагироваться от интервалов и сохранить ладотональное восприятие.
Цитировать
4) Могу, определяю только по окраске
Я продолжаю слышать нужные характерные ступени внутри аккордов, одновременно фиксируя краски - maj, min, sus, aug, dim и тд.

... и добавил:

Даже можно сузить рамки вопроса - в тональности До мажор нота, например, Ре будет слышаться 2й ступенью тональности на протяжении всего оборота Dm7-G7-Cmaj7 или менять свое значение в зависимости от аккордов: 1(Dm)-5(G)-2(C)?

Таким образом мой ответ на этот вопрос такой (лично для меня): прежде всего я слышу ступени основной ладотональности, но одновременно (почти) я слышу интервалы, прежде всего от тоник аккордов.
То эту Ре я узнаю, как вторую ступень До мажора, одновременно относительно аккордов она меняет значения - в Dm7 это прима, в G7 - квинта, в Cmaj7 - секунда или нона.
То есть слышание ступеней лада и интервалов - это несколько разные вещи.
Таким образом можно импровизировать ориентируясь на лад тональности, а можно слышать интервалику сублада внутри текущего аккорда - как бы тоже "лады". На самом деле эти типы восприятия работают одновременно и смешиваются. Иногда, даже вызывая ложные узнавания.

Видео я сделал, чтобы не показалось, что это все чисто теоретические измышления не подкрепленные опытом.

И отчасти поэтому я считаю архаичный блюз модальной системой, а не тональной - там нет одного сквозного лада, классических функций и действия тоники на расстоянии. Там на мажорной гармонии накладывается модальная пентатоника. Поэтому там после "доминанты" идет "субдоминанта" - у доминанты нет потребности разрешиться в тонику. Собственно, какая она после этого доминанта...
« Последнее редактирование: Февраля 13, 2021, 01:45:13 от eye »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2251
  • Репутация: +699/-1937
  • Кот ДаВинчи
Re: Не понимаю что делать с гаммами
« Ответ #95 : Февраля 13, 2021, 15:58:12 »
Фактически я так понимаю, что вы определяете интервалы, а не ступени лада. Это подтверждает второй пункт, что, когда звучат реально интервалы восприятие не меняется. Хотя, если честно, не факт, что восприятие должно быть совершенно другое при определении ступеней лада - ведь по сути ступени это так же интервалы по отношению к главной тонике, которая может не звучать, но пронизывает лад и "слышится" внутри.
Но есть, на мой взгляд, отличие, так как тональные гармонические функции влияют на восприятие ступеней, а в интервалах система гармонических функций отсутствует. Хотя все может быть сложнее...
 
Тогда наверное, правильно сказать "определяю ступени по интервалам от тоники". Все-таки похоже, что интервалы.
Вот это уже интересно :) Если честно, я не задумывался, каким именно образом определяю ступени, потому что, как я говорил насчет п.2 - для меня ступень=интервал, если "точка отсчета" тоника. Разница лишь в том, что если звучит, скажем, одна лишь седьмая ступень - я чувствую её неустойчивость и как она хочет "дотянуться на полтона" до тоники. А если большая септима звучит гармонически, то слышу "краску" этого интервала и словно он хочет разрешиться в октаву.

В принципе произвольные интервалы в мажоре вы могли бы определять, так же как одну ступень из первого пункта, только теперь надо узнать две ступени. Это происходит последовательно, но достаточно быстро. Это в случае, если бы вы слышали ступени, а не только сам интервал.
Кстати, упражнения на узнавание мелодических интервалов в тональности мне даются легче, чем гармонических. Как я понимаю, это оттого, что сначала мозгу нужно определить один звук (что само по себе уже проще), а потом интервал от него (что тоже само по себе несложно). А вот в гармонических интервалах мне приходится мысленно "раскладывать" их на два звука и определить хотя бы один.

Но тогда вопрос: как нужно учиться слышать ступени, а не интервалы?
Цитировать
тональные гармонические функции влияют на восприятие ступеней, а в интервалах система гармонических функций отсутствует
Я правильно понял, что когда говорил о септиме "тянется к тонике" - вот это вы подразумевали под гармонческой функцией?
Опять же - когда я воспринимаю её таким образом, я же мысленно строю и интервал - малую секунду до тоники ???

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Не понимаю что делать с гаммами
« Ответ #96 : Февраля 13, 2021, 19:06:20 »
Цитировать
Я правильно понял, что когда говорил о септиме "тянется к тонике" - вот это вы подразумевали под гармонческой функцией?
Похоже на то - ощущение тяготения 7->1. В доминант7аккорде таких острых тяготений - два 4->3. Плюс менее острые, но яркие 2->1   и 5->1 . Эти тяготения и определяют дом. функцию.

Насчет различий в ступенях лада и... интервальных ступенях. Все-таки звучание  интервала подразумевает сумму двух звуков, типа такой визуализации:

https://www.youtube.com/watch?v=DXpntnHxNZQ

А ступень - это ладовый портрет одной ноты - неважно, как он сформировался. И этот портрет сохраняется у ступени независимо от того, в какой интервал эта ступень входит. То есть, например, нота Си может входить в интервалы квинта, терция, тритон, секунда и тд. Но ладовый портрет этой ноты сохраняется , независимо от того, образует ли она с другой нотой консонанс или диссонанс и прочие факторы контекста.
Цитировать
. Как я понимаю, это оттого, что сначала мозгу нужно определить один звук (что само по себе уже проще), а потом интервал от него (что тоже само по себе несложно).
А можно просто узнать обе ноты-ступени (или три и больше) - последовательно или одновременно. Даже лучше (в некотором смысле), если не слышишь интервал.

Цитировать
Разница лишь в том, что если звучит, скажем, одна лишь седьмая ступень - я чувствую её неустойчивость и как она хочет "дотянуться на полтона" до тоники.
Это только по началу она куда-то "тянется", а потом остается ее характеный портрет, который вроде уже и не тянется никуда.
« Последнее редактирование: Февраля 13, 2021, 19:08:00 от eye »