Проблема есть, но есть решения, хотя и не идеальные и не самые изящные.
Одноименные замены мажора и минора допустимы. Марти Фридман вон так чуть не в каждом соло это делает.
Между Dm7 и Dx разница в одну ноту, а три из четырех - совпадают, это очень близкое родство. При этом эта нота - терция, и можно обыграть, например, блюзовой терцией, в восходящем движении с повышением, а в нисходящем - с понижением. Можно обыграть и через обе терции (гамма "минорный бибоп").
Dm7 можно обыграть через обе септимы (гамма "макам махаванд"), обе септимы усиливают ощущение доминантовости. Дорический Dm7 можно обыграть точно так же, только с дорийской секстой (гамма "рага киам ми малхар").
Тут много утверждений, с которыми я бы поспорил или, по-крайней мере попытался бы уточнить. Но не буду этого делать, так как это все не относится к вопросу, "как слышать".
При чем тут замены, обыгрывание, Марти Фридман и всякие "макам махаванд"?
Тут еще у вас не хватает пункта 3) : Dm имеет и субдоминантовый характер)))
В том то и дело - я не хочу писать все что я, типа, знаю, я отвечаю на конретную вашу фразу. Субдоминантовость у вас не рассматривалась.
см. ниже Все верно, но я говорю именно про плагальный оборот ii-I. Он именно плагальный, я даже перепроверил. Поскольку "плагальный оборот" - это разрешение субдоминанты в тонику, то ii , с точки зрения теории, носит заодно и субдоминантовый характер. Термин для разрешения доминанты в тонику, который вы, видимо, имеете в виду, это "автентический оборот".
Ok, пятерка. Но какое это имеет отношение к вопросу?
Тут как бы все чуточку сложнее. Именно потому, что имеем ii-Vx-I, а не просто IV-Vx-I. Логика здесь следующая: если сыграть ii-ii-I, то функционально это не самый очевидный аналог S-D-T. Первый ii - это тритоновая замена четвертой ступени, второй ii - это замена побочным минором к седьмой.
Я не понял, почему "первый ii" - это тритоновая замена IV - где тут тритон? Что такое побочный минор?
Прошу, не надо долго объяснять, просто приведите пример звучащей музыки. Либо вообще не отвечайте на это, так как это опять-таки уход от моего вопроса.
С другой стороны, не теоретической, а сугубо практической, когда я думаю над обыгрываниями, [....]
...Я понятно объясняю?
Как бы я особо не вникаю в эти объяснения, потому что вопрос не касался обыгрывания. Если эта тема вас так занимает, можете создать отдельную тему.
Вот дальше ближе к теме:
Вопрос мне не до конца понятен, его можно интерпретировать по-разному. Я отвечаю как понял, извините, если неправильно понял.
Когда я думаю, что хочет здесь звучать,
"Когда я думаю, что хочет здесь звучать" - опять с точки зрения какого-то обыгрывания. Не хочет звучать, а уже звучит. Думайте о вопросе не контексте импровизации, а в контексте сольфеджио.
я слышу не относительно тоники и не относительно текущего аккорда, а относительно гармонической функции.
Можно слышать функцию аккорда или тона. Нельзя слушать
относительно функции.
Функция - это роль аккорда или звука в ладу. Функции могут быть разные - мелодические, гармонические, интервальные, фонические и тд. В основе них лежит отношение переферийного элемента к центральному. По другому сказать - центральный элемент принимает в нашем сознании функцию устоя, тоники или главной опоры, тогда остальные элементы определяются с своими ролями. Они прежде всего взаимодействуют с центральным элементом, но так же есть взаимодействие между собой. По аналогии Солнца-планеты-их спутники. Тяготения, гравиация и тд.
Таким образом функция - это следствие нашего восприятия всей это гравитационной системы. И благодаря функциям мы распознаем звуки. Эти функции воспринимаются нами как тяготения, которые создают "портреты ступеней"
Собственно суть вопроса и была - когда звучит некая нота она распознается в контексте текущего аккорда (или его сублада) или относительно тоники всей тональности (основного лада)? Или еще как-нибудь?
Функция - это уже интерпретация мозга того, что он услышал. Если, конечно, вы не рассматриваете функции просто как буквы написанные на бумаге на основе умозрительных рассуждений.
Вы все поняли правильно. Нота "ре" будет нормально ложиться в любую часть этого оборота,
Я разве спрашивал как и куда будет "ложиться" Ре?
при этом до аккорда С она будет иметь четкие функциональные значения,
Да, вот тут интересно. Напишите, что за "четкие функциональные значения". На чем они основаны?
а на аккорде С будет звучать уже как расширение (9 или add9).
То есть на тоническом аккорде функции вдруг исчезают и звук начинает оцениваться, как интервал от основного тона аккорда До (который является тоникой тональности, но это стало вдруг неважно)?
З.Ы. Могло ввести в заблуждение вот это: "на протяжении оборота ДО аккорда С нота "ре". Сорри, писал поздно ночью, "ДО" в данном случае - предлог, а не нота, "С" - аккорд до-мажор.
А, понял, мог бы, конечно и сам догадаться... сбило то, что предлог написан заглавными буквами - я наоборот так выделяю ноты.
Тогда мысль ясна - звук Ре воспринимается в составе аккорда (вы пишите функцию, но по сути звук оказывается в составе того или иного аккорда, образуя интервал с его тоникой, аккорд в свою очередь несет ту или иную тональную функцию).
Получается довольно громоздкая конструкция (если реально так), на обработку которой мозгу понадобится относительно много времени - понять тональный контекст, понять функцию, в этот вычислить тонику аккорда и определить интервал между ними.
Гораздо быстрее определять ноту как ступень относительно тоники тональности, которая определяется мгновенно, после чего начинается осознаное восприятие всего остального. Но с другой стороны иногда может быть удобнее и быстрее опрделить ноту, как интервал в составе текущего аккорда.
В общем, так мы еще долго будем рассуждать, блуждая в трех соснах. Я предлагаю пример. В нем
1) сначала играются рандомные ноты До мажора без сопровождения. Можете ли вы их определять в реальном времени и называть? Если да, то на чем основывается распознание?
2) во втором куске одновременно звучит тоника лада (До) и рандомные ступени лада - образуются интервалы. Слышите вы интервалы или ступени, изменилось ли восприятие ступеней из-за окраски, которую дает интервал?
3) В третьем куске ноты играются на фоне гармонических оборотов. Изменилось восприятие нот - стали ли они частью аккордов или, там, функций или они все также ступени до мажорной гаммы? Как определяются - легче или труднее?
4) Звуки в составе различных аккордов. Можете ли вы быстро определяить эти аккорды. Если да, то каким образом - по общей краске или слышите характерные ступени/интервалы, или еще как..
Вот пример
https://youtu.be/oaaGj3vbygE