Автор Тема: Об отношении к теории  (Прочитано 10981 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Об отношении к теории
« : Февраля 05, 2014, 08:54:55 »
Странно читать некоторых))))) 80% музыкантов на эстраде, в числе которых величайшие звезды, типа Пола МАккартни, не знают ни теории музыки, и даже нотной записи. И они сочиняют блестящие песни и поют без всякого сольфеджио... А за ними миллионы потом им подпевают. Без всяких нот. Вот это Факт. Правда. Истина. Которая хорошо известна.
Потому что искусство (настоящее), в отличие от науки, бьет не по уму, а в сердце. Ничего понимать тут не надо... Сила его и заключается в этом, - ему не требуется умственная работа. Поэтому мы слушаем папуасов, их ритуальные танцы с бубном и нам нравится. Это не потому что мы что-то там понимаем. Нас цепляет эмоция и посыл. Или для того, чтобы это понравилось надо все это  записать на ноты и проанализировать форму? ))))

... и добавил:

Людей учат писать после того, как они знают слова и умеют говорить. А вот английский так никто в школе и не выучил)))) Потому что обучение идет от бумаги к голове. А разговорной практики нет, фонетики нет... За то есть грамматика... Поможет при написании делового письма. Только попав в реальную среду даже выпускник Ин. Яза почувствует себя лохом))))

Музыку надо "учить" на слух. Слушать ее и играть самому. Теория рассматривается как дополнительная связь. И без слуха и чувств она не имеет никакого смысла.
« Последнее редактирование: Февраля 05, 2014, 09:03:04 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7849/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Об отношении к теории
« Ответ #1 : Февраля 05, 2014, 09:29:16 »
То, что (настоящему) искусству, оказывается, "не требуется умственная работа" — это в цитатник, однозначно. Гениально! :pozor:
И как обычно, потрясающая кухонная "мудрость" про безграмотных Полов Маккартни, ну а как же без неё... :pozor:

А Римский-Корсаков и Чайковский, писавшие учебники гармонии, пускай будут преданы забвению (у них слуха не было, вот они и пыжились). Да и музыкальное образование к чёрту. Пойдём быстрее сочинять блестящие песни, шоб миллионы потом подпевали!

... и добавил:

Есть предложение темку закрыть.
« Последнее редактирование: Февраля 05, 2014, 09:36:52 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Об отношении к теории
« Ответ #2 : Февраля 05, 2014, 10:24:33 »
А как быть с Рэй Чарлзом?  Со Стиви Вандером? И с Гомером (по преданию сын Орфея)))).... Они как на счет анализа нотного текста..))))
Под умственной работой имеется ввиду анализ и логику. Психические процессы, возникающие при попадании звука в голову (если это иметь ввиду умственную деятельность), никто не отменял.
Кстати, музыку "слышат" растения и животные. И сопереживают протяжным воем. )))

А вообще многое можно почерпнуть  из последних двух пунктов https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыка

Оффлайн noble

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
Re: Об отношении к теории
« Ответ #3 : Февраля 05, 2014, 10:28:51 »
Дмитрий Малолетов, то есть годы ученья в консерватории были потрачены зря? Рэй Чарльз со Стиви Вандером консерваториев не кончали )))

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7849/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Об отношении к теории
« Ответ #4 : Февраля 05, 2014, 10:54:25 »
Дмитрий Малолетов, среди выдающихся музыкантов и композиторов полно как неучей, так и высокообразованных. Зачем все эти дискуссии на кухонном уровне?

Зачем, к примеру, изучать историю темперации, подводить музыку к акустике, "физическим законам" и т.п.? Вы же интересовались этими вещами. Зачем интересовались?

Интеллектуального в музыке ничуть не меньше, чем эмоционального. И изучение музыки — это встречный процесс, интеллекта, слуха, эмоций и т.д. Чем музыкант интеллектуальнее, тем лучше для него, и точка. И не нужно всей этой демагогии про безграмотных звёзд эстрады, пониманием сердцем, какой-то непременной "первичности" каких-то аспектов и т.д.

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2473
  • Репутация: +3979/-7
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Re: Об отношении к теории
« Ответ #5 : Февраля 05, 2014, 11:36:22 »
Странно читать некоторых))))) 80% музыкантов на эстраде, в числе которых величайшие звезды, типа Пола МАккартни, не знают ни теории музыки, и даже нотной записи. И они сочиняют блестящие песни и поют без всякого сольфеджио... А за ними миллионы потом им подпевают. Без всяких нот. Вот это Факт. Правда. Истина. Которая хорошо известна.
ИМХО, музыкальная неграмотность Маккартни и т.п. - пиар ход, чтобы ещё больше приблизить его к слушателю. ???

Оффлайн maximilian

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3937
  • Репутация: +152/-80
    • borkhes точка livejournal точка com
Re: Об отношении к теории
« Ответ #6 : Февраля 05, 2014, 11:56:31 »
Mishok, ну да, ну да))) До кучи добавим в эту компанию Пако де Люсию и Билли Шихана, например. Собственно смотря мастер-классы разных музыкантов часто натыкаешься на оговорки, что теорию они вам тут не расскажут, но делают они вот так то.

Собственно никаких противоречий не видно. Огромное количество студентов становятся литературоведами, могут рассказать в чём отличие одного писателя от другого и какими методами последние пользовались, но это не делает их писателями. Как не делает поэтом знание стихотворных размеров, например или фотографом - умение правильно подобрать экспозицию.  ???

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8270
  • Репутация: +1854/-249
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Об отношении к теории
« Ответ #7 : Февраля 05, 2014, 20:55:40 »
Че Бурашка, хорошо сказано. Поэтому я и говорю, что нужно хоть как-то систематизировать работу форума :) Это только звучит страшно, а на самом деле много и не требуется. Во-первых, стоит создать приклепленную тему ЧАВО, и, таким образом оградить форум от бесконечно повторяемых тем. При этом ответы должны быть не в стиле учебников для вузов, а максимально понятными и простыми, пусть даже и глуповатыми немного. Во-вторых, нужна тема, где будут перечислены необходимые учебные материалы: книги, видеошколы, статьи и т.д. Тогда не будут появляться темы "посоветуйте книгу по...". Кроме того, необходимо оградить раздел от абстрактных тем вроде "как научиться импровизировать/писать песни" и т.п. Да, многие темы переносятся в guitar.talk, но встречаются еще и такие: "Как (здесь) обыграть гармонию", при этом человек сам ничего не предлагает. Нужно дать понять, что на форуме никто за него сочинять не будет, у него должны быть конкретные вопросы. Например, как в этих темах: https://guitarplayer.ru/index.php?topic=294559.0 https://guitarplayer.ru/index.php?topic=292642.0 - есть примеры, есть вопросы, есть ответы.
Нечто о разделе теории.
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Об отношении к теории
« Ответ #8 : Февраля 05, 2014, 21:01:47 »
Весть этот разговор идет для того, чтобы выделить две категории (из курса философии) случайное и необходимое. То есть что есть атрибут музыки и без чего она спокойно может существовать. Дабы в процессе обучения и развития не путать их местами. А есть очевидный перекос у некоторых в область "случайного", которые делают ставку на формы и нотные гармонические анализы. И считают, что без этого невозможно достучатся до небес. Так вот смысл в том, что можно. А вот через бумагу с точками нельзя. Факты "кухонного" свидетельства это показывают.

А кто хочет заниматься историей, теорией, акустикой и искать взаимосвязи, то пусть это делает, если ему это нравится... Как дополнительные факультативные занятия.  Только не надо за это прятаться, когда берешь гитару в руки. Оно не помогает 9по моему опыту). А зачастую мешает, так как в любой джазовой школе красной нитью проходит мысль - вышел на сцену - не думай, не анализируй, отдайся воле чувств и интуиции. Это совсем другая работа. И при прослушивании музыки то же самое. Трудно убедить барабанщика в том, что песня гениальная, если ему не нравится там семпл бочки.))) Поэтому "понимащие профессионалы" аккомпанируют, а песни сочиняют выпускники архитектурного института, МАИ или других немузыкальных ВУЗов.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7849/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Об отношении к теории
« Ответ #9 : Февраля 05, 2014, 22:38:54 »
А есть очевидный перекос у некоторых в область "случайного", которые делают ставку на формы и нотные гармонические анализы.
"Нотные и гармонические анализы" — это не "случайное". А обязательные знания в любой системе музыкального образования.
И считают, что без этого невозможно достучатся до небес. Так вот смысл в том, что можно.
Можно, конечно можно. Можно и голым при минус пятьдесят побегать, и с рогатиной на медведя пойти. У некоторых получается!
Поэтому "понимащие профессионалы" аккомпанируют, а песни сочиняют выпускники архитектурного института, МАИ или других немузыкальных ВУЗов.
А вот это опять кухонная демагогия, в её чистом незамутнённом виде ;D

Пример со сценой — подмена понятий, разговора о гармоническом анализе на сцене не было. Правда, с листа на сцене играют. По бумаге с точками. И до небес достукиваются, бывает.

А зачастую мешает...
Зачастую, да?
Вам, значит, история с теорией и акустикой зачастую мешала? Где, когда?
Или это "зачастую мешает" просто для красного словца ввернули?

А Вы книгу вроде писали и издавали? Помешать кому-то хотели музыкой заниматься, значит? Музыку-то слушать надо, а Вы — книгу...

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Об отношении к теории
« Ответ #10 : Февраля 06, 2014, 00:07:41 »
_______А есть очевидный перекос у некоторых в область "случайного", которые делают ставку на формы и нотные гармонические анализы.
"Нотные и гармонические анализы" — это не "случайное". А обязательные знания в любой системе музыкального образования.___

80% (а может и больше) людей от блюза до джаз рока не учились в системе образования. Тем не менее их творчество в зотой коллекции человечества. Поэтому данная тема не есть атрибут музыкальной состоятельности и может рассматриваться только как один не обязательный элемент.

___И считают, что без этого невозможно достучатся до небес. Так вот смысл в том, что можно.
Можно, конечно можно. Можно и голым при минус пятьдесят побегать, и с рогатиной на медведя пойти. У некоторых получается!___
Голым в минус пятьдесят и с рогатиной это исключение из правил. Это могут делать люди единицы. А музыкальная практика эстрадных жанров показывает, что самоучки, не знающие нот, составляют основную армию производителей и исполнителей.

____Поэтому "понимащие профессионалы" аккомпанируют, а песни сочиняют выпускники архитектурного института, МАИ или других немузыкальных ВУЗов.
А вот это опять кухонная демагогия, в её чистом незамутнённом виде_____
Даже беглый анализ состояния русского рока показывает, что среди людей, составляющих этот жанр: БГ, Макаревич, Романов, ЧАйф/, Браво, Зоопарк, Нау и тд. нет ни одного, кто закончил консерваторию. В поп музыке такие есть, в основном это люди ведомые - иузыканты-аккомпаниаторы, аранжировщики и тд.... среди солистов тоже есть, но многие пришли в эти заведения уже став состоявшимся музыкантом только для корочки и статуса.

Кому нужна конесерватория? Классикам. Так как невозможно самостоятельно овладеть всем комплеком знания, а гланое, нужно пройти школу, в которой передается музыкальный опыт поколений. Поэтому научиться играть наклассической гитаре можно и дома, но педагог, говорит не только о гармониях. Он воспитывает  эстетику  жанра, прививают с детства правила игры. поэтому сразу видно, когда эстрадник начинает играть классику (или обработку). У него могут бегать пальцы, но видно, что он не прошел школы и не отражает жанр. И конечно, людям в оркестре как атрибут - читка с листа. Все это относится только к классике и некоторым жанрам джаза. Все эстрада, обходится без этого. Никаких нот там нет... С листа никто не играет (забыли даже если и могли))), гулбоких теоретиков не встречал. Поговорить в поезде о Пифагоре не получалось))) Причем даже с людьми после консерваторий. Так как исполнительские фаультеты не делают ставку на теорию и гаромнию. моя сетра тому пример. Не знает ничего, но при этом играет концерт Рахманинова (который я выучил наизусть)))))

____А зачастую мешает...
Зачастую, да?
Вам, значит, история с теорией и акустикой зачастую мешала? Где, когда?
Или это "зачастую мешает" просто для красного словца ввернули?____
Мешает... Когда, участь институте я попал в группу Маки (стадионная группа для девочек была), то старался играть сложные импровизации с элементами выходя из тональности, что было совершенно не кстати в данном жанре. почему я это дедал? потому что играть картошками в Ля миноре казалось ужасно примитивно. Потому что цели ставил не создать образ (какой уж задан), а показать свой уроень продвинутости. Это похоже как людям (с соседней ветки), которые ставят мировые рекорды тремоло посадить в ансабль, где надо играть целыми и половинными долями. Вот им техника может помешать, так как "за что боролись на то и напоролись". Чему учишься - того и достигнешь. Кто какие цели ставит. Но в музыке есть обзая глобальная для всех цель это образ и посыл. (теории в вписке нет, так как когда стоишь на сцене и играешь, люди не знают владеешь ли ты читкой с листа или нет, знаешь ли ты гаромнию или нет)

Книги я писал... по тэппингу - чистая практика, осовение новых приемов игры. Вторая книга, написана больше для себя... И я не стал ее переиздавать, так как понял, что если и писать книги по музыке, то говорить надо не о том и в других формах. Иначе это будет путая трата времени и твоя, как автора, и для читателей.

Я, кстати, сейчас готовлю книгу (по тэппингу), но на английском. Но это исключительно техническая тема, где отражена концепция - смотри, запоминай, повторяй. И потом на этой основе (поняв принцип) делай свое.

Спасибо за беседу... Я выпустил пар...)))  Теперь вернусь к бестолковым спорам не скоро.... )))) 

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2262
  • Репутация: +704/-2127
  • Кот ДаВинчи
Re: Об отношении к теории
« Ответ #11 : Февраля 06, 2014, 01:11:38 »
Цитировать
А есть очевидный перекос у некоторых в область "случайного", которые делают ставку на формы и нотные гармонические анализы.
Как нельзя лучше об этом сказал П. И. Чайковский: "Гораздо полезнее заучивания теоретических правил будет чтение и анализ произведений известных сочинителей". Я не берусь расшифровывать мысли Чайковского, но очевидно, что в этом высказывании он противопоставил заучивание и анализ, тоесть процесс мышления. Это как с таблицей умножения: младшеклашки её заучивают, а дети постарше могут просто умножать. И если в таблице не написано сколько будет 125х12, ученик все равно сможет вычислить значение. В музыке тоже не обязательно знать миллион аккордов, и 2 миллиона аккордовых прогрессий. Но понимать как, что и почему работает просто необходимо. Может, в каких-то джазовых школах и учат музыкантов не думать на сцене, но перед этим им дают серьезнейшую подготовку. Футболисты тоже мало думают на поле, но это после тысяч часов тренировок. А до этого им показывают как правильно бить по мячу и как правильно бегать. Зачем? Ведь любой дурак может ноги переставлять и лупить по мячу.
Цитировать
Кому нужна конесерватория? Классикам. Так как невозможно самостоятельно овладеть всем комплеком знания, а гланое, нужно пройти школу, в которой передается музыкальный опыт поколений.
Вот это парадокс — людям, которые играют лишь чужое, необходима хорошая подготовка и комплекс знаний. А тем, кто творит новое, можно и нот не знать. И почему считается, что современная музыка это не "опыт поколений"? Шостакович это одно, а вот Металлики, Битлзы, Клэптоны всякие — это временно. Приятная музычка, не более того. Такое каждый может насочинять, главное довериться чувствам!

Оффлайн maximilian

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3937
  • Репутация: +152/-80
    • borkhes точка livejournal точка com
Re: Об отношении к теории
« Ответ #12 : Февраля 06, 2014, 08:55:56 »
rocknrollplayer, при всём твоём скептицизме к "опыту поколений" в роке, Корн по факту просто наплевали на этот опыт и пошли пальцы разрабатывать. Их "мастер-классы" это ужас, люди ж даже нот не знают, а тем не менее они вышли за рамки той музыки, что была в далёких 90х. Вышли не шредом, не техникой, а просто выдумав заново всё то, что было до них.  ???

Дмитрий Малолетов, БГ в одном из своих интервью как раз говорил о том, что если бы он учился музыке, он бы не стал кем есть. :)

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Об отношении к теории
« Ответ #13 : Февраля 06, 2014, 09:58:45 »
Потому что музыке нельзя научить. Это твой личный опыт. Можно обучить ремеслу, например, играть по нотам. Но весь смысл музыки в том, что ты делаешь всегда слуховой отбор - нравится - не нравится. Этот отбор не из книг, типа вот так хорошо, а так плохо (хотя есть и такие книги))) Это чисто вопрос личностный, где главным критерием является музыкальность человека и его восприятие мира.

И еще.. стоит добавить, что в истоках любого жанра есть фазы развития. Классика прошла самый большой путь и на этом пути опрофессоналила. То же самое в джазе. У истоков стоят люди не владеющие, как правило, знаниями. Опираются только на четье. Потом, постепено жанр становится сложным и требует уже  и теории и нотныой читки и слуховой ладовый расширенный опыт, выходящий из диатоники и тд;  Тут особо стоит подчеркнуть, что как только фаза достигает профессионализма, народ сразу создает новые "непрофессиональные" жанры.
Классика стала "серийной смурятиной" - на повстку дня выходит джаз, как альтернатива разлекательной музыки. посмотрите английские фильмы экранизации Джей Остин, под какую музыку танцевали. Под классику!  Там был огромный развлекательный фактор (помиом духовно-церковного).
В джазе то же самое. Как только он стал "китайской музыкой" (по словам Армсронга это бибоп), так появляется рок-н-ролл, тот же самый ранний джаз и блюз, только сыгранный на современных инстурментах, более громко и экспрессивно. И создавали это все водители грузовиков, которые записывали пластинки маме на День Роджения. Как только рок стал профессиональным и музыканты стали отвечать на вопросы "посмотрите как я могу", люди пошли дальше и для развлечения взяли диско... И и.д. А потом приходишь в музыкальное учебное заведение, а там изучают гаромнию музыки 19 века. И даже на эстрадном отделении изучают джаз, который есть главная теоретическая база всех жанров. А потом демонстрируют эти знания, мол, я знаю ноты, поэтому я настоящий музыкант!!)))
Вот сидят они копаются, изучая исторические явления. Это неплохо. Это свой мир. Но надеяться на то, что из этой среды появится человек, который сделает новый вид электронной музыки, который скоро накроет все танцполы, не приходится. Поэтому изучение теории и всех явдений должны быть в понимании всей эволюции и поиска своего места. Если человек видит себя в сохранении чистого золота, то он идет в Консу и изучает мировой опыт, передавая его поколениям. Но они если и двигают историю, то в рамках свой ветки, которая по оси времени идет где-то рядом. А жанры отражающие сегодняшний день создают талнтливые люди, которые чувствуют пульс времени и могут его отразить в образе. И еще у них есть воля,  желание это делать и среда, в которой все это поцветает,,,, Они не профессионалы, не зашорены правилами, и не находятся в формате. Поэтому понятно, что БГ, играя на скрипочки  Вивальди, или даже Блекмора трудно думать, направил бы свой мозг на осовение совсем других элементов, в область формы, причем прошлого (не факт, что на ее основе будет будущее). А его посыл, его развитие было в содержании. Но знает что говорит, что несет в своих песнях. Он может не нравится как исполнитель. Его видбрато и неумение держать ноту в голосе убивают многих. Тем не менее это перстает бесить, когда выключаешь музыкальный анализ, (профессиональная черта), когда понимаешь о чем идет речь... Поэтому не стоит спорить с людьми, которые занимаясь формой и живут там с руками ногами. Это другой полюс. И хорошо если гиькость их ума позволит понять о чем идет речь)))
[
« Последнее редактирование: Февраля 06, 2014, 10:06:33 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн Shifted

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1170
  • Репутация: +41/-1
Re: Об отношении к теории
« Ответ #14 : Февраля 06, 2014, 10:35:29 »
Дмитрий Малолетов, идея понятна и в целом я с ней согласен. Хотел бы задать чисто практический вопрос, который меня волнует. Я не задаюсь целью сделать прорыв в музыке (про котрый вы пишите выше упоминая появление рокнрола, блюза и диско). Я лишь хочу в рамках существующего жанра - джаза, - уметь вкусно играть, сочинять и импровизировать. И если первую часть я осааиваю самостоятельно (путем съема и игры интересных мне вещей), то для развития импровизации стал брать уроки у преподавателя. На этих уроках мы и осваиваем многие заумные премудрости вроде ладового обыгрывания, выхода из тональности и все такое. Вопрос - где та грань, за которую не стоит переступать в занятиях "по системе", что бы не превратиться в музыканта для музыкантов. Ну и дополнительный вопрос - ал ди меола уходит в сврей музыке с ногами (как вы выразились) в теорию? его музыку можно слушать немузыкантам?