Я прицепился к слову)), потому что это важнейшее понятие! Очень важное без которого нельзя двинуться дальше ни в гармонии, ни в изучении более сложных конструкций ладов. Я уверен, что лады все люди чувствуют априори. Поэтому играя любую гамму она в голове звучит как лад! И казалось бы все нормально! Но мы это ощущение должны разделить на количественную и качественную категорию. Иначе мы при общении не будем понимать друг друг друга.
Лад это система где все звуки гаммы (звукоряда) имеют свое место и иреархию. Тоника центр, пятая ступень - наибольшее тяготение, максимальная неустойчивость, другие ступени несут в себе признаки устоя или неустоя. Поэтому слушая лад (даже просто играя от тоники как гамму без мелодии, уже чувствуем логику и системность.
Гамма же - звукоряд, это просто какой-то набор звуков, где между звуками нет связей и соподчинения. Из набора звуков из какой-то гаммы, вы знаете, можно построить много разных ладов. Так на гамме диатоники от ноты ДО можно сделать семь ладов. И каждый будет иметь свою неповторимую краску и воспринимается слушателем совсем по-разному. Гамма одна, а настроений и ощущений получили семь! Поэтому некоторые дилетанты удивляются, как это на семи нотах (хотя их 12) столько музыки то сделали? ))) Потому что из них делаются разные лады и еще модуляции/отклонения и получается бесчисленное кол-во комбинаций. И каждая комбинация дает новые краски и ощущения. Звукоряд всего 12 нот!!! А сколько музыки написано!!! Вот в чем разница. Грубо говоря, из кучи кирпичей, которые свалены на стройплощадке, можно построить много разных зданий. Если их соединить в особой комбинации, то получится одно строение, а если в другой, то другое. Так вот куча кирпичей это гамма. А упорядоченное строение, это лад. Это еще не дом, конечно. Это скорее его каркас. Домом он станет, когда лад примет форму мелодии - подъемы/спады во времени и упакуется в законченную форму как творческий акт музыканта. Поэтому если написать определение "гамма это лад"... то это все равно что строителю сказать, что "куча кирпичей, сваленых на стройке, это уже каркас здания". Но пока они в куче лежат они еще никакие не каркасы. Они ими станут только тогда, когда эти кирпичи кто-то уложить в определенном порядке. И тогда люди увидят в этой конструкции что-то такое логичное, системное, а не просто хаос. И пока они так не сложены, это пока еще "звукоряд". А когда их сложат в определенном порядке, то только тогда "построят лад"... Как-то так.
Начать надо с изучения строения звука - гармонический звукоряд. Далее понятие квинтового ряда. То есть понять чем музыкальные звуки отличаются от шума. Далее трихорды/пентатоника. Потом расширяя квинтовый ряд получаем диатонику - натуральные лады. Вот квинтовый ряд собранный в одну гамму в пределах октавы это еще не лад. А ладом он становится я описал подробно выше. А далее, когда мы к нотам этого лада добавляем две терции, получаем гармоническую аккордовую фактуру. И это уже гармония изучает. Там наступает просто смерть! )))) Жизни не хватит, чтобы разобраться более менее во всем этом)))