Автор Тема: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд  (Прочитано 25814 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7823/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #45 : Ноября 26, 2014, 12:04:25 »
Находясь в рамках этой сферы (квинтового звукоряда) слуху остается только "зацепиться" за тонику и он сразу начинает сопоставлять остальные ноты относительно тоники, выстраивая отношения.
А "зацепка" за тонику, выходит, произвольна и субъективна (по начальной/конечной ноте, по длинной ноте, по громкой ноте).
Если бы лад был субъективным ощущением, выработанным в культурной среде, тогда музыку бы понимали только "продвинутые" слушатели. А ее воспринимают все.
Лады были выработаны в культурной среде. Индийская музыка не похожа на европейскую и т.п.
Степень простоты музыки не спасёт — опять-таки, индийская музыка.
А ещё есть Шнитке, Губайдулина, Денисов, Шёнберг, Веберн, Берг. Лады, звукоряды и серии можно выработать "искусственно".

Оффлайн PilaT

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 802
  • Репутация: +26/-43
  • Флегмат
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #46 : Ноября 26, 2014, 14:22:13 »
Powerhand,

Фригийский, вроде, во фламенко часто используется.

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #47 : Ноября 26, 2014, 14:37:44 »
PilaT, "Вроде"  - это не категория.

"Гармония фламенко сочетает черты как модальности, так и классико-романтической тональности. Два наиболее узнаваемых модализма во фламенко — фригийский оборот и цыганская гамма (иначе называемой «арабской гаммой»). Фригийский оборот, например, встречается в солеарес, в большинстве булериас, сигирийяс, тангос и тьентос, цыганская гамма — в саэте."
***
"Названием фригийский оборот обязан сходству с нижним тетрахордом фригийского лада."

Здесь говорится о "фригийском обороте". Из этого не следует, что фламенко звучит во Фригийском ладу.

« Последнее редактирование: Ноября 26, 2014, 14:39:49 от Powerhand »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #48 : Ноября 26, 2014, 14:53:47 »
MrLf вы можете иметь свое мнение)) На форумах авторитетов нет)))  Пусть будет по вашему. Человек ладов с рождения априори не слышит, и музыку он понимает только попав в среду, которая его воспитала. Вот только не понятно почему собаки от звука губной гармошки ВОЮТ! )))

Вот пример "воспитания музыкальности" в среде... Наверное индийский осел джаз бы не понял! )))))


http://youtu.be/V6phtq26XSM

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #49 : Ноября 26, 2014, 16:43:24 »
Слово "Доминанта" в переводе "Главный"... Кто его так назвал  надо спросить у древних римлян.)))
Для меня слова "главный" и "главенствующий" при одном корне имеют все-таки разные смысловые оттенки.

Цитировать
Квинтовый тон запускает механизм неустойчивости и внутренней энергии лада (и всей музыки в целом).
Как-то для меня это звучит нелогично - он запускает механизм неустойчивости, но
"если квинтового тона в ладу нет..., то этот лад крайне неустойчив с сознании".
Тогда уж, наоборот - квинтовый тон запускает механизм устойчивойсти.

Тогда не кажется  странным, что для тебя самый неустойчивый лад - локрийский, в котором нет чистой квинты?

Может опять для меня слово "запускает" имеет иное значение...


Цитировать
MrLf мое убеждение, что ладовые ощущения  возникают на основе объективных физических законов.
То есть ощущения существуют отдельно от субъекта?


Цитировать
...чтобы обыграть какой-то аккорд с элементами выхода из тональности, или других "колючих фраз" в аккомпанементе НИКОГДА не берут чистую квинту.

Это опять идет в противоречие с утверждением, что квинта запускает механизм неустойчивости - наоборот, получается, что создает устойчивость. Не находишь?

Цитировать
в аккомпанементе НИКОГДА не берут чистую квинту.
Опять непонятно. Если я играю в До миноре, то что - басист не должен играть G?
Но ведь это как раз доминанта, а если доминанта, то именно в этот момент я могу включить неустой в мелодической линии.
Да что там джаз - на доминантовом органном басу у Баха такое творится...


... и добавил:

Если бы лад был субъективным ощущением, выработанным в культурной среде, тогда музыку бы понимали только "продвинутые" слушатели. А ее воспринимают все.
Кроме случаев, типа, Маугли, все воспитываются в среде своей культуры.
« Последнее редактирование: Ноября 26, 2014, 16:55:56 от eye »

Оффлайн Человек с гитарой Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 63
  • Репутация: +9/-4
  • GuitarPlayer.Ru fan!
    • Журнал о технике игры на гитаре
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #50 : Ноября 26, 2014, 18:10:29 »
Продублирую свой вопрос к знатокам:
Теперь хотелось бы узнать, каким образом на практике используется степень устойчивости ступеней лада?

Оффлайн Ven

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 368
  • Репутация: +77/-2
  • не жалей костей!!!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #51 : Ноября 26, 2014, 18:26:54 »
Продублирую свой вопрос к знатокам: Теперь хотелось бы узнать, каким образом на практике используется степень устойчивости ступеней лада?
создание напряжений.

Оффлайн alexander.pronin56

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • Репутация: +323/-10
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #52 : Ноября 26, 2014, 20:00:01 »
По быстрому сваял, что обещал.
Там есть плюшки, которые надо исправлять, но для понимания сути вопроса - то, что доктор прописал.
Я там немного пошалил с 0, 6 и 7. Это тоже полезно.
Не уверен, что скоро соберусь, что-то править. Этот процесс раза в 3-4 дольше, чем само написание. Поэтому приложил gp5 файл. Если есть желание править - правьте, я не против.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #53 : Ноября 26, 2014, 20:37:51 »
По быстрому сваял, что обещал...
Расскажите, пожалуйста, подробней, если не сложно, что Вы хотели продемонстрировать этой "манипуляцией" аккомпонемента для мелодии в рамках темы?
Что там с ладом, ощущениями и "устойчивостью"? :)
 

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #54 : Ноября 26, 2014, 21:17:23 »
Продублирую свой вопрос к знатокам: Теперь хотелось бы узнать, каким образом на практике используется степень устойчивости ступеней лада?
Вопрос примерно так звучит - "каким образом художники на практике используют   цвета красок?". Такой вопрос может поставить в тупик... "- ну, эта... красят картины..."

Ну, эта...  используется в мелодии для выразительности и интонации, используется в функциональной гармонии - для создания движения и в модальной гармонии для создания красочных гармоний )
Благодаря степени  устойчивости-неустойчивости (не знаю, можно ли это измерить "степенью") каждая ступень имеет свой портрет, что позволяет их различать между собой и использовать, как выразительное средство, позволяет передавать эмоции.
Собственно, через это музыка воспринимается как музыка, а не шум.

« Последнее редактирование: Ноября 26, 2014, 21:28:03 от eye »

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #55 : Ноября 26, 2014, 21:32:13 »
eye, Между прочим, есть стройная теория использования цвета красок. С музыкой у нее никаких аналогий нет. Если начинаются рассуждения про связь музыки и цвета, то разговор можно  заканчивать ибо перед вами "философ от искусства" который ни рисовать ни играть не умеет


p.s. Зачем было портить мой пост??? Зачем удалять сказанное по существу и вставлять свой комент в мой пост???
Надеюсь это была техническая проблема связанная с работой движка форума.
« Последнее редактирование: Ноября 26, 2014, 22:25:49 от Powerhand »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #56 : Ноября 26, 2014, 21:47:30 »
____MrLf мое убеждение, что ладовые ощущения  возникают на основе объективных физических законов.____
То есть ощущения существуют отдельно от субъекта?

Откуда такой вывод? Речь и идет об ощущениях субъекта.  Если в розетку два пальца засунуть, то человек тоже получит "ощущения" и виной тому будут тоже  физические законы. И когда белый свет он увидит, то это ощущения возникающие на физическом законе, как спектр разных цветов. Тоже самое и в музыке - есть законы акустики. На их основе строится уже более сложные конструкции, которые уже зависят от культуры человека, воспитания, и личных талантов.

______Как-то для меня это звучит нелогично - он запускает механизм неустойчивости, но
"если квинтового тона в ладу нет..., то этот лад крайне неустойчив с сознании". ______

Уберем слово "неустойчивый в сознании" (чтобы не путать его с музыкальным устойем/неустоем) и назовем - без квинтового тона лад
становится неполноценным, так как в нем трудно сознанию определить тонику и внутренне движение имеет неопределенность.

______в аккомпанементе НИКОГДА не берут чистую квинту._______
Опять непонятно. Если я играю в До миноре, то что - басист не должен играть G?
Но ведь это как раз доминанта, а если доминанта, то именно в этот момент я могу включить неустой в мелодической линии.
Да что там джаз - на доминантовом органном басу у Баха такое творится..._________

Речь и идет преимущественно о доминантсептаккорде (или доминантовой функции).  Если в До миноре взять доминанту с квинтовым тоном, то из До минора в импровизации по большому счету уже не выйти. Он будет "держать ладовые ощущения".  Импровизатору перекрыли кислород. Для того, чтобы он мог использовать всякие целотонные, хроматические концепции - квинтового тона в доминантсептаккорде быть не должно (используют +5, -5), также и 9 желательно заменить на  +9 - 9. И басист не должен играть в басу на доминанте ноту D. Она все атональные пассажи (особенно с явным выходом из тональности) превратит в фальшь.
Понятно, что в реальной игровой жизни могут быть разные варианты, проходящие "глиссандо", но это некое общее правило. Хочешь применить смурной пассаж - подготовь для него соответствующую гармонию. А если надо в песне "Белве розы" соло сыграть, то не дергайся, забудь про Рассела и Холсфорда и играй картошками в гармоническом До миноре. ))))

Сергей меня никто не переубедит на счет квинты. ))) Это очень долго все писать. Квинта в музыке имеет такое значение, о котором можно книгу написать. Достаточно того, что все звуки музыкального строя это квинтовый ряд.  В ладу и в гармонии квинтовый тон играет огромную роль и без него тоника уже и не тоника. (не полноценная) Без него аккорд куда-то тянет, он в сознании не закрепляется как полноценный аккорд. В ладу тоже самое. Без квинтового тона лад если и система, то крайне хлибкая, которая рушится от малейшего движения. Локрийский лад, сколько ни адаптируйся все равно мыслится как куда-то стремящаяся гамма,  к разрешению в какую-то другую тонику. Этот лад, как и другие, где нет чистой квинты куда-то тянет. А с аккордами так совсем в таких "ладах" становится беда. )))

Поэтому в серийной музыке, а также других атональных системах - первое правило - не брать квинт. Даже не гармонически, а даже мелодически. Они сразу настроят слух и цементируют конструкцию. Как заполнять пространство между квинтой и тоникой - дело десятое. Лад все равно будет (какой-то ощущаться). А вот когда нет квинтового тона, то мозг начинает плавится. Так как День есть, а Ночи нет. И ритм жизни нарушается.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #57 : Ноября 26, 2014, 22:23:24 »
eye, Между прочим, есть стройная теория использования цвета красок. С музыкой у нее никаких аналогий нет. Если начинаются рассуждения про связь музыки и цвета, то разговор можно  заканчивать ибо перед вами "философ от искусства" который ни рисовать ни играть не умеет.
Между музыкой и любым другим искусством есть связь, в том числе и в плане выбора цветов и палитры. :)
« Последнее редактирование: Ноября 26, 2014, 22:35:06 от Алиса84 »

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #58 : Ноября 26, 2014, 22:28:21 »
Алиса84, offtop***Кто-то испортил мой пост.

Связь существует  - бесспорно. Но я говорил про аналогии, когда пытаются "поженить" цветовой ряд с гаммой... Если интересно - то продолжим в личке. Здесь не место разводить.
« Последнее редактирование: Ноября 26, 2014, 22:31:21 от Powerhand »

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #59 : Ноября 26, 2014, 22:46:28 »
Связь существует  - бесспорно. Но я говорил про аналогии, когда пытаются "поженить" цветовой ряд с гаммой...
Ну а Вы то как считаете, существуют ли характерные краски (цвета) в модальных ладах, есть ли степени тяготений и, что самое интересное, типичные разрешения (не классические)? :)