Лад это система где все звуки гаммы (звукоряда) имеют свое место и иреархию. Тоника центр, пятая ступень - наибольшее тяготение, максимальная неустойчивость, другие ступени несут в себе признаки устоя или неустоя.
Дмитрий, я не понял, почему "пятая ступень - наибольшее тяготение, максимальная неустойчивость". Тоническое трезвучие содержит пятую ступень и не теряет устойчивости, не взрывается от такого внутреннего конфликта. Что там, трезвучие - любой одиночный звук содержит обертон квинту.
Обычно считается, что самый неустойчивый звук - седьмая ступень и он является доминантовым тоном (терцовый тон Доминанты).
Ведь вся разница, как я понял, в понимании устойчивости каждой ступени. Но сами-то ступени звучат абсолютно одинаково.
Наверное, я не понял, что Вы хотели сказать. Ведь индивидуальное звучание каждой ступени, ее краска и зависит от ее устойчивости и положения, интервала относительно тоники. Как же Вы можете утверждать, что , что ступени звучат абсолютно одинаково? А как же мы их тогда различаем?
Еще раз поглядите на ту мою картинку. Слева карусель-звукоряд. Неизвестно, какой звук главный - "кабинки" все одинаковые.
По американской теории mode появляется, когда некто решает, что какой-то звук - это "One". То есть образуется некая гамма, некое начало, которые определяет ваш "уклад, способ действия, метод, способ, обычай" и тд по словарю. То что ступени при этом приобретают специфическую окраску в данном случае никого не волнует - это само собой разумеется.
В правой части вы видите молекулу, которая символизирует взаимодействие звуков, некое поле между ними, влияющее роль, значение, положение каждого атома, входящего в систему соподчинения центральному элементу.
Вот это называется в русской теории ладом.
Я считаю, что западное определение направлено на внешнюю форму, а русское на - суть. И то и другое имеет право быть.
Но важнее, на мой взгляд, суть.
Еще одна иллюстрация. Звукоряд - это замкнутый октавой круг. Глядя на него вы не знаете, где тоника.
Чтобы получить лад, нужно превратить один из звуков в тонику (например, поиграть от него рифф или включить какой-то минус, в котором этот звук будет тоникой. Тогда остальные звуки ему починятся и возникнет специфическое звучание для данного лада.