Автор Тема: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд  (Прочитано 25818 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Человек с гитарой Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 63
  • Репутация: +9/-4
  • GuitarPlayer.Ru fan!
    • Журнал о технике игры на гитаре
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #30 : Ноября 25, 2014, 21:48:54 »
Дмитрий Малолетов, хороший пример и очень доступный. Недавно обзавелся клавишными и осознал, какую серьезную роль играет нота в басу и зачем вообще все эти обращения аккордов нужны.
Алиса84, все ради истины и ее доступности для широкой аудитории читателей. Думаю, можно обойтись малой кровью: подправить принципиальные моменты.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #31 : Ноября 25, 2014, 21:58:19 »
Лад это система где все звуки гаммы (звукоряда) имеют свое место и иреархию. Тоника центр, пятая ступень - наибольшее тяготение, максимальная неустойчивость, другие ступени несут в себе признаки устоя или неустоя.
Дмитрий, я не понял, почему "пятая ступень - наибольшее тяготение,  максимальная неустойчивость". Тоническое трезвучие содержит пятую ступень и не теряет устойчивости, не взрывается от такого внутреннего конфликта. Что там, трезвучие - любой одиночный звук содержит обертон квинту.
Обычно считается, что самый неустойчивый звук - седьмая ступень и он является доминантовым тоном (терцовый тон Доминанты).

Цитата: Человек с гитарой
Ведь вся разница, как я понял, в понимании устойчивости каждой ступени. Но сами-то ступени звучат абсолютно одинаково.
Наверное, я не понял, что Вы хотели сказать. Ведь индивидуальное звучание каждой ступени, ее краска и зависит от ее устойчивости и положения, интервала относительно тоники. Как же Вы можете утверждать, что , что ступени звучат абсолютно одинаково? А как же мы их тогда различаем?

Еще раз поглядите на ту мою картинку.  Слева карусель-звукоряд. Неизвестно, какой звук главный - "кабинки" все одинаковые.
По американской теории mode появляется, когда некто решает, что какой-то звук - это "One". То есть образуется некая гамма, некое начало, которые определяет ваш "уклад, способ действия, метод, способ, обычай" и тд по словарю. То что ступени при этом приобретают специфическую окраску в данном случае никого не волнует - это само собой разумеется.
В правой части вы видите молекулу, которая символизирует взаимодействие звуков, некое поле между ними, влияющее роль, значение, положение каждого атома, входящего в систему соподчинения центральному элементу.
Вот это называется в русской теории ладом.
Я считаю, что западное определение направлено на внешнюю форму, а русское на - суть. И то и другое имеет право быть.
Но важнее, на мой взгляд, суть.

Еще одна иллюстрация. Звукоряд - это замкнутый октавой круг. Глядя на него вы не знаете, где тоника.
Чтобы получить лад, нужно превратить один из звуков в тонику (например, поиграть от него рифф или включить какой-то минус, в котором этот звук будет тоникой. Тогда остальные звуки ему починятся и возникнет специфическое звучание для данного лада.
« Последнее редактирование: Ноября 25, 2014, 22:00:17 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7823/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #32 : Ноября 25, 2014, 22:08:38 »
Далее играем гамму от любой ноты. Одноголосно. По белым клавишам. Получится семь гамм. Если начинать играть гамму от одной ноты и на этой же ноте заканчивать, поиграть так пару раз, то слух будет настраиваться и определять начальную и конечную ноту  как тонику. Так устроен человек - слух ищет закономерности. Так возникает ладовое ощущение.
Получается, "ладовое ощущение" возникает от очерёдности воспроизведения звуков?

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #33 : Ноября 25, 2014, 22:29:22 »
Доминантовый тон и назвали "Главным" так именно он запускает механизм неустойчивости всей системы. Трихордные попевки - самые  примитивные фольклорные попевки все построены на разрешении доминантового звука в тонику.  Квинтовый тон стоит в основе квинтового ряда, то есть рассматривается как противоположность основному. Может быть с точки зрения разрешения (тяготения) в тонику звук 7 ступени имеет самое сильное притяжение. Пол-тона все же. Но  если рассматривать конструкцию лада в целом, как единство противоположностей, то именно доминантовый звук дает движение всему ладу.  Что касается третьего обертона в звуке, то в этом вся и прелесть, что "мужчина и женщина" соединяясь вместе образуют прочную систему. )))

MrLf вы что специально что ли издеваетесь? ___Написано """" Если начинать играть гамму от одной ноты и на этой же ноте заканчивать""""" то есть тем самым обозначить тонику и настроить на него слух - тогда появляется ладовое ощущение. Ответ - Получается, "ладовое ощущение" возникает от очерёдности воспроизведения звуков?.... От какой очередности? )))) Играйте хоть не очередно, хоть арпеджио, - главное слух настроить на тонику. А он настраивается лучше всего когда с тонической ноты начинается и в нее гамма приходит. А если она придет в другую ноту, то непонятно будет какой лад. Более того, слух может на любой ноте, где длительность дольше остальных может принять за тонику. Поэтому в ладовой организации важен и ритм. Вы же вроде эти азы уже прошли? ))) ))) ))) 

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #34 : Ноября 25, 2014, 22:37:59 »
Ладовое ощущение - это прогноз на основе опыта. А прогноз зависит от разных факторов, в том числе и от очередности. Но так же от частоты повторения, от продолжительности звучания, от метроритмического положения звуков, от звучащих оборотов и шаблонов, от остановок и завершений, от более вероятных событий - (натуральный мажор-минор) или менее - локрийский лад. Я, например, сомневаюсь, в приведенном выше примере, что кто-то слышит локрийский лад, так как там нет квинтовой опоры. Я, когда слушал демонстрацию локрийского лада у Гамбале, то не мог избавиться от ощущения, что в аккомпанементе звучит нонаккорд с терцией в басу и, соответственно, уже получался миксолидийский лад. Хотя, конечно, есть способ почувствовать локрийский лад.

... и добавил:

Доминантовый тон и назвали "Главным"
Что такое доминантовый тон и кто его назвал главным? Можно ссылку?
« Последнее редактирование: Ноября 25, 2014, 22:42:08 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7823/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #35 : Ноября 25, 2014, 22:46:33 »
Более того, слух может на любой ноте, где длительность дольше остальных может принять за тонику.
Ладовое ощущение - это прогноз на основе опыта.
Значит, лад — абсолютно субъективное явление?
Почему тогда в классической музыке тониками стали До и Ля? Случайность? Кому-то захотелось на них "длительность дольше", а потом все привыкли, и дальше "прогноз на основе опыта"?

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #36 : Ноября 25, 2014, 22:54:20 »
Что-то совсем уже запуталась, все уже перешли на обсуждение исключительно мажорно-минорной ладо-гармонической системы? ??? Не понятно при чём здесь доминанты, седьмая ступень, и т.д...? Одной из самых основных задач мажорно-минорной гармонической системы была как раз возможность "свободно гулять" по этим двум "ладотональностям". :)
 

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #37 : Ноября 25, 2014, 23:50:52 »
Значит, лад — абсолютно субъективное явление?
Я не знаю, считаются ли психические явления, память, динамические стереотипы, эмоциональные реакции субъективными явлениями.
Да, какая разница...

Цитировать
Почему тогда в классической музыке тониками стали До и Ля? Случайность? Кому-то захотелось на них "длительность дольше", а потом все привыкли, и дальше "прогноз на основе опыта"?
Нет, это не случайность. Ионийский и эолийский лады имеют уникальные качества, выделяющие их из других ладов. Но это не на ночь глядя )

... и добавил:

Цитировать
Что такое доминантовый тон и кто его назвал главным?
Я это спросил просто, чтобы уточнить - звучит это все двусмысленно. Любой тон, входящий в доминантовый аккорд будет в этом качестве доминантовый. А главный - может быть употреблен в значении основной тон или как, например, самый важный в каком-то контексте. Или главный, наряду с 1 и 4...

Тюлин о ступенях лада:

(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Ноября 26, 2014, 00:32:54 от eye »

Оффлайн Человек с гитарой Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 63
  • Репутация: +9/-4
  • GuitarPlayer.Ru fan!
    • Журнал о технике игры на гитаре
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #38 : Ноября 26, 2014, 08:49:54 »
Попытаюсь подытожить.
Если играть гамму/звукоряд (до-мажор) поверх какой-либо ноты или аккорда (ми-минор) из этого звукоряда, то получается лад (фригийский лад) с тоникой в виде ноты (ми), поверх которой играется звукоряд. Если же играть гамму саму по себе, то ладом она не становится.
Все верно?

Теперь хотелось бы узнать, каким образом на практике используется степень устойчивости ступеней лада?

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #39 : Ноября 26, 2014, 08:56:29 »
Слово "Доминанта" в переводе "Главный"... Кто его так назвал  надо спросить у древних римлян.))) Но видимо у них для этого были какие-то основания!  Почему его так назвали? Квинтовый тон запускает механизм неустойчивости и внутренней энергии лада (и всей музыки в целом). Все музыкальные звуки, заметьте,  - квинтовый ряд. В любой, даже индийской музыке все что между квинтой и тоникой может происходить как угодно (четверть тона, глиссандо и т.д.) но квинта (кварта) остается неприкосновенна по высоте. У всех народов  и муз. культур. Одноголосно и тем более в гармонии. Она цементирует лад.

И если квинтового тона в ладу нет (в любом ладу, а не только М-м системе), то этот лад крайне неустойчив с сознании. (пройдитесь по таким ладам и сами убедитесь). И если и воспринимается как лад, то скорее как промежуточный, временный, требующий какого-то движения. И конечно только в мелодическом изложении. В гармоническом варианте тоники совсем не чувствуется. Так как Мужчина есть, а Женщины нет. Не соблюдается закон единства  противополжностей.

Я в свое время пытался долго привыкнуть к локрийскому ладу. Иногда мне казалось, что я уже пропитался им и могу песни в нем петь))) Но стоит взять в аккомпанементе другую басовую ноту, как вся моя настройка рушилась мгновенно. Причина - неустойчивость тоники, так как ее "поддерживает" противоположность - квинта. Если ее нет - можно сказать, что и лада как такого по большому счету нет. Хотя современная трактовка лада такова, что и уменьшенная гамма у них лад. )))

MrLf мое убеждение, что ладовые ощущения  возникают на основе объективных физических законов. Пифогорейцы на этом строили всю свою философию. Числовые пропорции и т.д. Психология  и эстетические чувства это уже на втором уровне. Они уже больше идут от формы "упаковки" лада - от исполнения, тембра и т.д.

И кстати, в сложных формах импровизации (например в современном джазе) чтобы обыграть какой-то аккорд с элементами выхода из тональности, или других "колючих фраз" в аккомпанементе НИКОГДА не берут чистую квинту. Бас гуляет где-то рядом, в аккордах квинтовый тон гитаристы (пианисты) обязаны пропустить. Так как играя "картошечными" аккордами, а если еще и басист будет играть "кантри" До-Соль - любая попытка сыграть фразу не в "тональности" будет восприниматься как фальшь. Поэтому иногда так смешно смотреть как человек пытается показать свое импровизационное мышление, играя смурные пассажи, когда аккомпаниаторы играют До мажор перекрыв ему кислород.
Я на концерте внимательно смотрел как играет басист у Скотта Хендерсона. Хитрый парень!!! Пока идет тема играет все понятно. А как Скотт начинает играть смурятину переходит на целотонные и уменьшенные "гаммы". Освобождает пространство, уничтожая ладовые настройки, Скотт может играть на таких "функциях" все что угодно и ощущения фальши не происходит. То же делает и Холсфорд. Его импровизации будут звучать только в когда в басу квинту не трогать))) А если басист "умный " попадется, то может не выпустить его из ДО мажора!
В разговоре со Скоттом я понял, что он серьезный теоретик. Раньше думал, что он все это прошел практически. Но он прекрасно понимает что играет и может это объяснить теоретически. Гармонии учился у Завинула, по его словам, которого считает самым крутым в гармоническом мышлении. Но я отвлекся))) Тем просто интересная и имеет практическое значение)))

Человек с гитарой
Ладом становится ВСЕ, если человек зацепился за тонику. Пока играете гамму она не лад, как слух "поймал" тонику это уже лад. Когда в басу берут ноту, то нижняя нота воспринимается как "тоника". Поэтому играя гамму До мажор, она будет восприниматься как лад "До мажор", Но стоит нам в басу взять РЕ (и постоять немного, чтобы настроить слух), то гамма ДО мажор превратиться в Дорийский минор.

... и добавил:

Надо все это проигрывать и слушать! Тогда будет приходить понимание как это все работает.
« Последнее редактирование: Ноября 26, 2014, 09:01:07 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн Человек с гитарой Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 63
  • Репутация: +9/-4
  • GuitarPlayer.Ru fan!
    • Журнал о технике игры на гитаре
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #40 : Ноября 26, 2014, 09:04:55 »
Человек с гитарой
Ладом становится ВСЕ, если человек зацепился за тонику. Пока играете гамму она не лад, как слух "поймал" тонику это уже лад. Когда в басу берут ноту, то нижняя нота воспринимается как "тоника". Поэтому играя гамму До мажор, она будет восприниматься как лад "До мажор", Но стоит нам в басу взять РЕ (и постоять немного, чтобы настроить слух), то гамма ДО мажор превратиться в Дорийский минор.

... и добавил:

Надо все это проигрывать и слушать! Тогда будет приходить понимание как это все работает.
Не вижу разницы с написанным мною, за исключением того, что тоника может как звучать физически, так и подразумеваться в уме. Но именно отношение ступеней к тонике определяет то, что называется характером лада.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #41 : Ноября 26, 2014, 09:11:50 »
И конечно в музыке есть понятие полиладовости. И можно сделать звучание двух ладов одновременно. Когда в басу МИ, а разрешение мы не делаем. Стоим на ДО в гамме. Нота Ре в басу может восприниматься как вторая ступень лада. Тут много тонкостей и нельзя просто механически под гаммы подставлять бас и ждать "чувства фригийности" ))) Оно может возникнуть, а может и не возникнуть. Для этого музыкант и нужен, чтобы этим процессом управлять и создавать мелодии.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7823/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #42 : Ноября 26, 2014, 09:35:57 »
мое убеждение, что ладовые ощущения  возникают на основе объективных физических законов.

Далее играем гамму от любой ноты. Одноголосно. По белым клавишам. Получится семь гамм. Если начинать играть гамму от одной ноты и на этой же ноте заканчивать, поиграть так пару раз, то слух будет настраиваться и определять начальную и конечную ноту  как тонику. Так устроен человек - слух ищет закономерности. Так возникает ладовое ощущение.

Более того, слух может на любой ноте, где длительность дольше остальных может принять за тонику.

Какая уж тут объективность физических законов, если "отлов" тоники на слух происходит по начальной/конечной ноте, или по длинной ноте. Думаю, и по громкой ноте — то же самое. Где объективные физические законы-то?

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #43 : Ноября 26, 2014, 11:00:46 »
Потому что слух, в музыкальных звуках (в отличии от шумовых) находится уже в рамках физической сетки. Музыкальный звукоряд, на котором строится музыка, выбран же не случайно, на основе закономерности - это квинтовый ряд. Даже системы нетемперированные, примитивно-народные все равно используют квинтовый ряд хотя бы на уровне диапозона одной квинты (трихорды и попевки  тому свидетельство - вся примитивная музыка диких народов - начинается с этой конструкции). Далее это все развивается до пентатоники, диатоники и т.д.

Находясь в рамках этой сферы (квинтового звукоряда) слуху остается только "зацепиться" за тонику и он сразу начинает сопоставлять остальные ноты относительно тоники, выстраивая отношения. А так как в каждом ладу свой интервальный состав (разные математические пропорции), то в результате и ощущения от них будут разные.

Человек с гитарой наверное вы поняли с чем связались! Теория музыки плавно переходит в философию, в изучение ощущений и уже становится самостоятельной наукой. В свое время мое увлечение теорий зашло так далеко, что я поехал  в южную Италию и даже посещал пещеру Пифагора (на Сицилии), где была одна из его школ. Математику, которую с детства ненавидел вдруг полюбил!!! Так как математика универсальный язык описания явлений. Компьютеров тогда еще не было, а Пифагор всегда говорил, что наш мир это пропорции и числовые закономерности. Что все есть число. Вот мы сейчас сидим перед компом, слушаем музыку, смотрим фильм, а на самом деле это поток двоичного цифрового кода "бежит по проводам".
Так и в музыке... поступают в голову звуковые волны, а в голове встроенный "ЦАП", который преобразует числовые пропорции в ощущения. Поэтому копать теорию, применительно к музыке, надо до определенного уровня, для практики... Иначе крыша может поехать)))

Если бы лад был субъективным ощущением, выработанным в культурной среде, тогда музыку бы понимали только "продвинутые" слушатели. А ее воспринимают все. И описание ощущений (хотя не все можно выразить словами) примерно у всех одинаково. Но это надо понимать базисная конструкция первого уровня. На втором и третих этажах в ход идут уже другие механизмы. Там много уже субъективного, воспитанного, приученного и т.д. Но мы говорим на уровне трихордов, пентатоники, диатоники. Это все строится на законах, который открыли еще пифагорейцы!



... и добавил:

Загялнул в Википедию... Почитал о Пифагоре! Ни слова о музыке! ))))  2000 лет в музыке господствовал Пифагаров строй... И ни слова об этом. О том, что по сути создал теоретическую базу для музыкального искусства в целом. Ни слова.)))
« Последнее редактирование: Ноября 26, 2014, 11:23:44 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #44 : Ноября 26, 2014, 11:31:46 »
Дмитрий Малолетов, Если не сложно приведите аудиопримеры композиций в Локрийском или Фригийском ладу. Так, что бы это было не временное возникновение этого лада где то в середине композиции, а именно законченное произведение с тоникой Локрийского или Фригийского лада.