Автор Тема: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд  (Прочитано 25817 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #75 : Ноября 27, 2014, 14:53:39 »
MrLf ну если в ладовых тяготениях скрипачей (надеюсь хороших) вы видите что-то не то, то бог с ним. А при настройке гитары (без тюнера) на что опираетесь? Кварты там биений не дают?)))) Или этот физический  закон можно игнорировать и к этому тоже можно привыкнуть?

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7823/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #76 : Ноября 27, 2014, 15:10:31 »
А при настройке гитары (без тюнера) на что опираетесь?
На октавы и унисоны.
Если гитара (или струна) плохо строит в каком-то месте, а в этом месте нужно играть, кручу "наугад", т.е. просто добиваюсь, чтобы фальшь "в среднем" была не заметна по всему ходу конкретной пьесы. Т.е. в этой ситуации нужно только угадать, высит или низит.
« Последнее редактирование: Ноября 27, 2014, 15:14:38 от MrLf »

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8251
  • Репутация: +1847/-248
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #77 : Ноября 27, 2014, 18:20:49 »
Как-то для меня это звучит нелогично - он запускает механизм неустойчивости, но
"если квинтового тона в ладу нет..., то этот лад крайне неустойчив с сознании".
Тогда уж, наоборот - квинтовый тон запускает механизм устойчивойсти.

Тогда не кажется  странным, что для тебя самый неустойчивый лад - локрийский, в котором нет чистой квинты?

Может опять для меня слово "запускает" имеет иное значение...
А я понял.  :)

Тоника никуда на движется - она устойчива. Квинта - обязательно должна куда-то разрешиться, т.е. она неустойчива, но создаёт устойчивое движение. А где квинты нет, там нет устойчивого движения, поэтому на слух конструкция без движения плохо закрепляется и стремиться при возможности к чему-то имеющему явное движение.

Оффлайн alexander.pronin56

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • Репутация: +323/-10
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #78 : Ноября 27, 2014, 19:27:23 »
... чистая квинта в доминансептаккорде и +5 -5  плохо дружат
Улыбнуло.
43 года назад я так же считал.
Меня это коробило. Это результат классического образования. Тогда я закончил муз. школу по классу баяна. На баяне в басах есть минорные, мажорные и 7 аккорды.
Причем, септаккорды без 5 ступени.
Когда я стал играть на гитаре в группе, то особенно бас на 5 ступени в септаккорде вначале просто убивал. Но ничего привык.
Скажу еще.
Взрыв мозга происходил на полном нуле (1, b3, b5, 6), на 5+ (1, 3, 5#). Замкнутый цикл перегревал мой внутренний компьютер в голове.
Но ничего привык.
« Последнее редактирование: Ноября 27, 2014, 19:32:17 от alexander.pronin56 »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #79 : Ноября 27, 2014, 21:19:57 »
Квинтовый тон вместе с тоникой создает устойчивость. В тонике, кстати, квинтовый тон уже есть в третьем обертоне, как все знают. Без тоники же квинтовый тон неустойчив, тяготеет в тонику и тем самым создает напряжение и энергию лада.  Функция квинты в ладу - держать всю конструкцию и приводить лад в движение.

alexander.pronin56
А я вот перестал с некоторых пор вообще играть +5 и -5 - совершенно не нужно все это))) Музыка чем проще по конструкции, тем лучше, а все силы целесообразнее вкладывать в звук, энергию, нюансы, утонченность. И ритмическая  основа - время - самое главное. И если эти элементы в порядке, то любая гамма превращается в музыку. )))



... и добавил:

Если эти элементы не отработаны, то за красивые гармонии можно спрятаться, замылив внимание, но не надолго.
« Последнее редактирование: Ноября 27, 2014, 21:21:44 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #80 : Ноября 27, 2014, 22:27:33 »
Квинтовый тон вместе с тоникой создает устойчивость. В тонике, кстати, квинтовый тон уже есть в третьем обертоне, как все знают. Без тоники же квинтовый тон неустойчив, тяготеет в тонику и тем самым создает напряжение и энергию лада.  Функция квинты в ладу - держать всю конструкцию и приводить лад в движение.
Значит дело в контексте? Тоника усиливает "устойчивость" квинтового тона, но без неё он не так устойчив. Только неясно, как вне контекста он становится совсем "неустойчивым", может скорее не абсолютным устоем, как в первом случае, а просто "менее устойчивым"? ;) Непонятно только, почему пятая ступень сама по себе, вне фактурного контекста просто находясь в некой организации звуков, т.е в "ладу", становится неустоем, который режет слух, если оказывается в доминантсептаккорде? Медленно, но верно схожу с ума!!! :crazy:  :)
     

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #81 : Ноября 28, 2014, 13:54:59 »
Квинтовый тон в ладу как ночь у дня, как женщина у мужчины, как зиму у лета, как Земля для Солнца. Это противоположность, которые находятся в единстве, но в постоянной борьбе.... Поэтому квинтовый тон, помимо сугубо музыкальных функций в ладу или математической пропорции имеет философское значение.
В музыкальной же доктрине он октаву делит пополам на два самых близких совершенных интервала (квинту и кварту). Но самое главное, в ладу квинтовый тон  является центром нисходящего и восходящего тетрахордов, остро тяготеющих в тонику.
Вся музыка так или инача построена на принципе чередования  тонического покоя/устоя и доминантового непокоя/неустоя. Это так или иначе проявляется в любой музыке, от народных попевок до "нормальной" классики и джаза.  Все это движение наиболее ярко проявляется в нормальных ладах, где есть квинтовый тон. Как только в музыке используются лады, где нет квинтового тона, типа "гаммы Римского Корсакова", то сразу возникает ощущение полной потери ориентации. Это хороший художественный прием, чтобы изобразить водяного или кащея бессмертного, или выбить почву из под ног, типа, хаос мысли, ужас войны, но с точки зрения лада, как эмпирического осмысления звуковысотной закономерности такие конструкции человеком не воспринимаются. Они сознанием не фиксируются в систему, как бы ни настраивать слух. Все равно, даже если человека с рождения погрузить в срезу Шенберга и "Колтрейнов", услышав в зрелом возрасте натуральный минор он почувствует себя в доме родном после долгой разлуки. Так как этот лад дан природой и акустическими законами,  а не придуман чьей то головой...
« Последнее редактирование: Ноября 28, 2014, 13:57:12 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн Александр Заславский

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 30
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #82 : Ноября 28, 2014, 16:14:11 »
Все равно, даже если человека с рождения погрузить в срезу Шенберга и "Колтрейнов", услышав в зрелом возрасте натуральный минор он почувствует себя в доме родном после долгой разлуки. Так как этот лад дан природой и акустическими законами,  а не придуман чьей то головой...
Я для себя решил, что все лады придуманы чьей то головой, только одни близки  одной половине человечества, другие другой. Разные культуры, разная эстетика.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7823/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #83 : Ноября 28, 2014, 19:18:30 »
Все равно, даже если человека с рождения погрузить в срезу Шенберга и "Колтрейнов", услышав в зрелом возрасте натуральный минор он почувствует себя в доме родном после долгой разлуки.
Не верю (с) Станиславский :)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #84 : Ноября 28, 2014, 19:45:55 »
Все равно, даже если человека с рождения погрузить в срезу Шенберга и "Колтрейнов", услышав в зрелом возрасте натуральный минор он почувствует себя в доме родном после долгой разлуки. Так как этот лад дан природой и акустическими законами,  а не придуман чьей то головой...

Я тоже не верю, потому что думаю, что при отсутствии ладовых тяготений у этого человека просто не разовьется музыкальный слух.

Процитирую, хотя кое-что в этой цитате у меня вызывает вопросы:
(нажмите чтобы показать/спрятать)

 

Оффлайн alexander.pronin56

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • Репутация: +323/-10
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #85 : Ноября 28, 2014, 20:55:16 »
... я вот перестал с некоторых пор вообще играть +5 и -5 - совершенно не нужно все это
Насчет +5 понимаю и поддерживаю.
А по поводу -5 есть возражения.
Дмитрий, Вам уже не нравится Токката+Фуга (D moll) Баха ?
Это риторический вопрос, отвечать не обязательно.


... и добавил:

Квинтовый тон в ладу как ночь у дня, как женщина у мужчины, как зиму у лета, как Земля для Солнца. Это противоположность, которые находятся в единстве, но в постоянной борьбе....
Красиво сказано.
А теперь несколько сухих цифр и фактов, которые это подтверждают.
Уши людей слышат изменение частоты силы звука в геометрической прогрессии.
Для одинаковых ступеней соседних октав частота отличается в 2 раза.
Гамма состоит из 12 полутонов.
Частоты соседних полутонов отличаются в корень 12 степени из 2. Это примерно, 1, 057.
Квинта от тоники лежит в 7 полутонах или 1.057 в 7 степени. Это примерно, 1.4998...
Кварта от тоники лежит в 5 полутонах или 1.057 в 5 степени. Это примерно, 1.334...
Проверка: 1.5 * (4/3) = 2 Все сошлось.
А теперь самое интересное.
Уши умеют делить октаву на 2 и на 3 арифметически.
Квинта лежит строго посередине между двумя тониками соседних октав (среднее арифметическое частот).
Вот откуда появился квинтовый (или квартовый) круг.
Вот почему квинту тянет в тонику.
Вот откуда такое значение кварты.
Все срослось и есть на чем подумать.

... и добавил:

... почему пятая ступень сама по себе, вне фактурного контекста просто находясь в некой организации звуков, т.е в "ладу", становится неустоем, который режет слух, если оказывается в доминантсептаккорде?
Классическая теория оперирует с трезвучиями.
Послушайте и почувствуйте различия.

... и добавил:

... если человека с рождения погрузить в срезу Шенберга и "Колтрейнов", услышав в зрелом возрасте натуральный минор он почувствует себя в доме родном после долгой разлуки.
Я думаю, что он не доживет до такого события.
В музыке только гармония есть.(Ц)
Это изречение устарело.
Злобные металюги Современные продвинутые музыканты похоронили гармонию нашли новые формы развития гармонии.
Они дубасят по 6 открытой со скоростью отбойного молотка виртуозно владеют техникой ПШ на толстых струнах.

Коровы, слушая Моцарта, повышают надои молока.
Слушая злобных металюг современных продвинутых музыкантов, коровы изойдут на г... похудеют.

Есть еще ряд соображений, но самоконтроль не позволяет.
« Последнее редактирование: Ноября 28, 2014, 22:23:21 от alexander.pronin56 »

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #86 : Ноября 28, 2014, 23:00:45 »
Классическая теория оперирует с трезвучиями.
Послушайте и почувствуйте различия.
Да ладно Вам, что же она септаккордов не знает или доминантсептаккордов?
Что послушать надо с Вашей точки зрения? И что почувствовать? Токката Баха? :)


« Последнее редактирование: Ноября 28, 2014, 23:23:30 от Алиса84 »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #87 : Ноября 28, 2014, 23:19:47 »
Наша психика стремится к привычному. "Нетемперированные" интервалы тоже запросто могут звучать "как-то не так", если к ним не привык.
К естественному и не надо привыкать - привыкать приходится к неестественному - например, темперированному строю. Вот послушайте - какой из фрагментов звучит благозвучнее, чище, стройнее - №1 или 2? А какой привычнее? ))

(Движок форума, собака, переименовывает в rar, но это mp3)
« Последнее редактирование: Ноября 28, 2014, 23:21:21 от eye »

Оффлайн alexander.pronin56

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • Репутация: +323/-10
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #88 : Ноября 28, 2014, 23:31:56 »
Да ладно Вам, что же она септаккордов не знает или доминантсептаккордов?
Что послушать надо с Вашей точки зрения?
Внизу есть прикрепленные файлы.
Там аккорды на основе трезвучий и те же с добавленным звуком.
Можно найти 24 различия.
Интересно, что даже те, где звук звучит в унисон - есть отличие (за счет различной громкости).
По поводу септаккордов я завтра подготовлю примерчик.
Сегодня уже не хочется. 

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #89 : Ноября 29, 2014, 00:07:02 »
Вот послушайте - какой из фрагментов звучит благозвучнее, чище, стройнее - №1 или 2? А какой привычнее? ))...
Мне лично второй вариант понравился!!! Он, как это сказать, "чувствительней" что ли?! :)