Автор Тема: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд  (Прочитано 25923 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Ven

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 368
  • Репутация: +77/-2
  • не жалей костей!!!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #120 : Ноября 30, 2014, 11:26:29 »
Вопрос к профессионалам. А в том видео, "Microtonal Guitar (Fixed Fret) - Tolgahan Çoğulu", у него гитара хорошо строит?
1-я: когда гамму показывал - резало. Но заиграл что-то турецкое напомнило.
2-я: более близкое, услышал почему-то русский хоровод на лужайке. :)

Оффлайн Человек с гитарой Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 63
  • Репутация: +9/-4
  • GuitarPlayer.Ru fan!
    • Журнал о технике игры на гитаре
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #121 : Ноября 30, 2014, 11:29:54 »
Вопрос к профессионалам. А в том видео, "Microtonal Guitar (Fixed Fret) - Tolgahan Çoğulu", у него гитара хорошо строит?
Не профессионал, но, по-моему, строит идеально.

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8256
  • Репутация: +1849/-248
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #122 : Ноября 30, 2014, 11:30:25 »
Так об том и речь. Вся неземная красота музыки — это привычка.
Не вся. К авангарду какому-нибудь чукча не привыкнет сам. Он не уловит там простого благозвучия, а в блюзе уловит.

... и добавил:

С другой стороны, человечечность - это преодоление природного в себе, выход за рамки изначально данные природой.
« Последнее редактирование: Ноября 30, 2014, 11:32:55 от Rolly »

Оффлайн alexander.pronin56

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • Репутация: +323/-10
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #123 : Ноября 30, 2014, 11:55:13 »
... гармония стандартного блюзового квадрата — она надуманная и искусственная, и довольно фальшивая.
Джаз вульгаризировал развил понятие многозвучий.
Первое впечатление бывает обманчивым. Когда я впервые услышал квадраты, то было какое-то впечатление необычности. А потом без него и все не то.
Сыграться группой лучше под квадрат, разыграться и поймать звук лучше под квадрат, гаммы,хроморяды - под квадрат, вертушки, арпеджио, пентатонические ходы, слайды - под квадрат, импровизации - под квадрат.
Все, что угодно - под квадрат.
Не знаю, почему все привязались к метрономам. Это же скучно. А с квадратом весело с песней по жизни.
« Последнее редактирование: Ноября 30, 2014, 12:24:48 от alexander.pronin56 »

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #124 : Ноября 30, 2014, 22:51:22 »
Нет, ну привычка, конечно, играет огромную роль в восприятии музыки, но и акустические законы дают "жару"! О чём может быть спор? ???
Чукча в полной мере может привыкнуть к авангарду, если 100-200 лет ему об этом говорить и заставлять слушать, но только чукча видимо никому не интересен... :)

Не знаю, почему все привязались к метрономам. Это же скучно. А с квадратом весело с песней по жизни.
Непоняла связь метронома и "квадрата". Лучшее решение - это "квадрат" под "метроном"! ;D
 
 


Оффлайн alexander.pronin56

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • Репутация: +323/-10
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #125 : Декабря 01, 2014, 19:25:28 »
Непоняла связь метронома и "квадрата". Лучшее решение - это "квадрат" под "метроном"! ;D
Открыл тему в технике на эту тему. Там и ответ.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #126 : Декабря 01, 2014, 20:08:41 »
Можно привыкнуть к широким, узким и даже блюзовым терциям, можно по разному интерпретировать тона/полутона (меняя интервалы для обострения ладовых тяготений даже под аккомпанемент ТС), но невозможно "привыкнуть" к фальшивым квинтам и квартам , тем более октавам. Октава - деление струны пополам 2/1, квинта - 3/2 и кварта 4/3 - самые близкие  обертона звука. В любой музыкальной системе в пределах зоны они не изменены. Изначально  именно на этой конструкции (на физическом законе) строятся все музыкальные звукоряды всех времен и всех народов, которые, конечно, могут по своему заполнять верхний и нижний тетрахорды.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #127 : Декабря 01, 2014, 20:28:02 »
Можно привыкнуть к широким, узким и даже блюзовым терциям, можно по разному интерпретировать тона/полутона (меняя интервалы для обострения ладовых тяготений даже под аккомпанемент ТС), но невозможно "привыкнуть" к фальшивым квинтам и квартам , тем более октавам. Октава - деление струны пополам 2/1, квинта - 3/2 и кварта 4/3 - самые близкие  обертона звука. В любой музыкальной системе в пределах зоны они не изменены. Изначально  именно на этой конструкции (на физическом законе) строятся все музыкальные звукоряды всех времен и всех народов, которые, конечно, могут по своему заполнять верхний и нижний тетрахорды.
В азербайджанской музыке в октаве 17 ступеней. Квинт и октав (т.е. ближайших обертонов) маловато для утверждения "одних и тех же принципов".

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #128 : Декабря 01, 2014, 23:31:18 »
MrLf  вы сами то поняли что сказали? )))






... и добавил:

не поленился.... думал, может не доучился чему..... вот читаем внимательно (про кварты-квинты в азербайджанской музыке и их роли в ней)))))

Первая часть
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
III. ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ЗВУКОРЯДОВ
АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ЛАДОВ

А. Звукоряды основных ладов
Из всего изложенного стало ясно, что тетрахорды, образующие основу звукорядов азербайджанских ладов, представляют следующие разновидности:

1 - 1 - 1/2 основной
1 - 1/2 - 1 побочный
1/2 - 1 - 1 побочный
1/2 - 1 - 1/2 уменьшенный
1/2 - 11/2 - 1/2 с увеличенной секундой.

Все вышеприведенные пять тетрахордов теоретически могут быть соединены всеми четырьмя способами, изложенными в предыдущей главе, но не все 20 звукорядов, получаемые в результате этих соединений, будут пригодны для образования азербайджанских ладов.

Звукоряды, предназначенные для образования азербайджанских основных ладов, должны отвечать двум условиям:

1) Строгий консеквентный порядок построения, т. е. звукоряды должны состоять из поступенного следования чистых кварт, или чистых квинт, малых или большие секст.
2) Ступени звукоряда не должны образовать тритон. Для построения звукорядов осшшных азербайджанских ладов нужно выбрать тетрахорд и от каждой его ступени построить в восходящем или нисходящем направлениях чистые кварты или чистые квинты и т. д. Полученный звукоряд, при условии отсутствия тритона может служить основанием для образования одного из основных азербайджанских ладов.

Звукоряды, образуемые от соединения основных тетрахордов, построенных по формуле 1 - 1 - 1/2.

все тут: http://musbook.musigi-dunya.az/ru/rules_buildsound.html

... и добавил:

Диезы и бемоли в октаве у них на таре разделили.... Всем ясно, что бемоль и диез - разные звуки. Есть рояльные клавиатуры с добавленим пяти черных клавиш. Получается  12 + 5 = 17.  Вот откуда взялись эти 17 полутонов. Это нюансы интонированная... Качество квинтового ладового принципа не меняет. В основе конструкции - октава - кварта - квинта.


... и добавил:

Вот в этом видео нельзя заподозрить заигрывание с современностью... Можно сказать, что эта музыка сохранила в себе черты той нетронутой временем культуры.

Если не вдаваться в детали интонирования - принцип музыки понятен: педальный звук (тоника) и на нее играется мелодия, которая  состоит из различных мелодических отрезков по различным известным ладам (дорийский минор, мелодический минор.) В основном мелодия строится на разрешении тона (квинтового, квартового и малой терции ) в тонику.

В музыке (в ладовом отношении) лично я не вижу чего-то такого, что бы коренным образом меняло представление о принципах музицирования. Да! своеобразное звучание, необычная техника "бэндов", мелизмы, тонкое интонирование,  - все это придает колорит. Но принцип организации звуковысотных отношений все тот же.


http://youtu.be/ejP3a4emsUA
« Последнее редактирование: Декабря 02, 2014, 00:33:12 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #129 : Декабря 02, 2014, 09:29:52 »
Диезы и бемоли в октаве у них на таре разделили.... Всем ясно, что бемоль и диез - разные звуки. Есть рояльные клавиатуры с добавленим пяти черных клавиш. Получается  12 + 5 = 17.  Вот откуда взялись эти 17 полутонов.
Это интересно.
А почему добавляется именно пять звуков? Ми-диез и Фа остаются одним звуком, например?
« Последнее редактирование: Декабря 02, 2014, 09:56:59 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #130 : Декабря 02, 2014, 10:16:51 »
По большоу счету клавиатура должна состоять из двух хроматических гамм - диезной и бемольной. Тогда закрывается весь энгармонизм. Но как играть на таком инструменте сказать сложно. )))

Кстати, я когда сотрудничал с Роландом сделал им предложение - вынести на переднюю панель функцию "микростроя". Например, играешь в Сdur аккордами - нажимаешь кнопочку и получаешь чистые аккорды. И так в каждой тональности. Переходишь на соло, нажимаешь на кнопку - получаешь мелодический пифагоров строй. Электронный инструмент позволяет перестраивать инструмент в миг, и не надо делать десяток клавиатур (или добалять диезы и бемоли).
Может быть когда-нибуль и сделают такую систему. )))
 
Инструменты же с нефиксированной настройкой всегда играют вне темперации. Вот делает человек на гитаре бэнд и получает в До мажоре блюзовый фил - а терция у него между малой и большой, где-то нота Eb+
Так что все интуитивно играют (и поют) по микротонам если позволяет инструмент.

Вот яркий пример.

http://youtu.be/fkJ5mppif1Q


... и добавил:

Вот интересное видео с точки зрения интонирования. Скофилд играет в магазине с лупеером. И видно как он играется на микротонах, создавая особый колорит! Очень круто играет дядька!


John Scofield Plays Blues
« Последнее редактирование: Декабря 02, 2014, 10:23:51 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #131 : Декабря 02, 2014, 10:31:29 »
И всё же, такие вещи дают чёткое ощущение фальши. Или, как минимум, чего-то "странного". Принципы принципами, но звучание совсем другое.
Невозможно привыкнуть к фальшивым квинтам — да, похоже на то. Но этого мало, музыка ведь не только из квинт состоит.
Короче, вселенский принцип квинтового обертона на спасает от "привычек" и культурно-исторических "случайностей", от немузыкальных (шумовых) звуков в музыке и от личностного фактора (начиная от индивидуального интонирования и заканчивая полной атональностью) тоже. Все эти вещи могут помешать понять музыку, построенную по самым красивым принципиальным принципам, но чуждую, непривычную.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #132 : Декабря 02, 2014, 11:34:17 »
Никакой фальши что в первом, что во втором случае нет. Играют уникальные музыканты, на исполнении которых надо учиться музыке.
Они создают картину, образ, а не просто перебирают "чистые" ноты, от которых ни в голове, ни в ж.... ))) И, кстати, именно микротона отличают культуру и музыкальную систему одного народа от другого. Они все, по большому счету, играют одни и те же натуральные лады (или их тетрахорды/пентахорды). Что индусы, что турки - все тот же разукрашенный минор... )))) Но благодаря интонированию получаются разные картины. Не представляю как можно сыграть все это на фортепиано. Через минуту от такой музычки будет отрыжка)))) так как нет никаких интонационных красок, на чем и строится вся концепция (в звуковысотном отношении). Поэтому во времена одноголосной музыки этот строй не мог получить популярность. А еще в 3-м веке до н э Аристоксен (критик пифагорейцев) предлагал строй близкий к темперированному.
« Последнее редактирование: Декабря 02, 2014, 12:11:35 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн vulf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8458
  • Репутация: +3136/-4801
  • Тута девки живут, нами еще не мятые
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #133 : Декабря 05, 2014, 17:29:35 »
Человек с гитарой, будьте добры вот тут http://guitarmagazine.ru/exotic-guitar-scales приведите в соответствие буквенную запись цифровке ступеней лада >:( а то, как минимум это весьма неудобно для понимания, если не сказать больше-безграмотно.
запостил здесь, т к в разделе техника модератор Alexey выписал мне 7дневный бан за данное замечание (который длился 14 дней почему то ???), посчитав его не конструктивным-мусорным. а тут, я вижу, eye, разбирается хорошо в теории и сможет вам помочь ;)

Оффлайн Рокодил

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 88
  • Репутация: +6/-3
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Понятия scale, mode, гамма, лад, звукоряд
« Ответ #134 : Декабря 05, 2014, 17:40:53 »
Дмитрий Малолетов, если я конечно не ошибаюсь, где-то вы упоминали, что вы даете для ваших учеников 20 основных последовательностей акккордов, которые являются наиболее характерными и типичными. Не могли бы вы эти последовательности привести, если это конечно не тайна?

Извиняюсь за офтоп, но мне почему-то кажется, что мой вопрос с темой несколько связан.
Конечно при желании нечто подобное можно проделать и самостоятельно, прошерстив все от битлов до русского рока и самоучителей типа Манилова. В некотором смысле это уже и было проделано, но интересно еще ваше мнение.