Недавно возник вопрос по поводу пяти аккордовых форм мажорной гаммы и был бы очень благодарен если кто-нибудь поможет.
Изучал их по этой книге, но потом нашел в интернете те же формы на сайте Сергея Седых:
http://in-folio.ru/mkim/po/1-5akkforms.gif
У Попова и Седых одно и то же - суть аккордовые формы, основанные на пяти вариантах расположения центральных звуков, которые образуют пять октавных позиций.
Они немного отличаются и отсюда возникает два вопроса:1) Какого варианта лучше придерживаться?
Дело в том, что есть (грубо говоря) три основные подхода в организации диатонического звукоряда на грифе:
1. 5 аккордовых форм. (иногда их неудачно называют "боксами", но боксы более относятся к пентатонике, хотя их тоже пять, но по другой причине. Главная разница между аккордовыми формами и боксами, что боксы используюся в ладовой импровизации (в горизонтальной импровизации), а пять их потому, что нот в пентатонике пять. Аккордовые формы были придуманы для привязки к аккордам, то есть для игры в гармоническом контексте (в вертикальной импровизации), хотя это и необязательно.
2. аппликатура звукоряда "по 3 звука на струне" (трихордовая аппликатура). Таких аппликатур 7 - от каждой ступени звукоряда. Эти аппликатуры более привязаны к диатоническим ладам, а не аккордам, и более соответствуют "архитектуре" гаммы. У этого типа аппликатуры свои преимущества и недостатки. Преимущество, например, что можно играть секстоли приемом легато (или другие фигурации) на каждой струне - одинаково. Есть и другие преимущества, но сейчас не об этом. в любом случае это универсальный логичный подход, который используется и при игре на аккорды и при игре в ладах. Недостаток - требует растяжки и не всем это удобно (хотя я считаю, что это предрассудки).
3. "Диагональная" аппликатура звукоряда. Например, три ноты на одной струне, потом 4 ноты (со сдвигом позиции) на другой. И такая же модель повторяется на следующей паре струн. Таких аппликатур получается на всем грифе две. Этот подход широко используется в ладовой импровизации - лучший пример Сатриани, хотя это появилось до него.
Разумеется никто не запрещает использовать любой подход в любой ситуации - в вертикальной или горизонтальной, если умеешь. Я говорю о типичном использовании.
1) Какого варианта лучше придерживаться?
В конце концов все подходы (плюс движение по одной струне или какие-нибудь "ладобоксы" собственного изобретения) перемешиваются и дополняют друг друга. Начать лучше, наверное, с... блин, даже не знаю ))) С того, что кажется ближе и понятнее.
2) Когда я играю гамму, например в аккордовой форме Df, надо играть от тоники до тоники или проигрывать всю аккордовую форму?
Зависит от целей, задач. Впрочем
Awesome ответил.
А потом вроде их же нашел на сайте Михаила Суджяна:
http://www.guitarra.ru/school.htm
У Суджана некоторая смесь 1-го и 2-го подходов - там и аккордовые формы и по-три-звука-на-струне. Идея, которая в данном случае заложена в такую подачу материала - сыграть гамму до мажор от любой ноты До начиная с любого пальца. Как правило, от любой ноты расходится три "дорожки" - влево, вправо и посередине )))