Прочитал весь топик
Появилось желание внести свои 5 копеек в вопрос что такое прогрессивная апликатура.
Прогрессивными аккордами называются аккорды построенные по следующим правилам:
1) В нижнем регистре Тоника и только тоника
2) в среднем 3 5 и 7 ступень аккорда в любом порядке (допустимы удвоения этих ступеней)
3) в верхнем остальные надстройки b9, 9, #9, 11, b5, #5, 13. Естественно не все а только необходимые в данном аккорде.
4) b9 может быть для малого мажорного (доминант) септаккорда может быть как в верхнем так и в среднем регистре.
Почему именно так?
Из курса гармонии музыкальной школы все помнят (я надеюсь) что интервал большая и малая секунды в аккорде звучат диссонансом.
В классической гармонии используются трезвучия. Трезвучия удобны тем что как их не обращай как тона не удваивай все равно секунда ни как не получится.
С мажор как ни бери (CEGC, EGCE, GCEG, CGEC) интервалы только терции и кварта или квинта
А с джазовыми аккордами тяжелее
Сmaj7 берем CEGH секунд нет
начинаем его обращать получаем EGHC, GHCE, HCEG и видем (и слышем тоже) что во всех этих обращениях есть малая секунда HC которая создает диссонанс.
А диссонанс он и в джазе диссонанс.
Избежать этого можно следующим образом:
1) Аккорды брать только в "прямом" обращении те 1-3-5-7.
Но тогда играя просую последоваительность Cmaj7 => G7
получаем CEGH переходят в GHDF т.е. у нас получется два нарушения голосоведения
а)Большой скачек в каждом голосе (C=>G, E=>H, G=>D H=>F) кварты или квинты в зависимости от того куда мы движимся вверх или вниз.
б) Паралельные квинты или кварты (СG =>GD).
Т.е. первый вариант не катит.
2) Использование широких обращений аккордов.
Те. Cmaj7 берем в обращении CGEH и переходим в G7 в следующем обращении HFDG.
Именно так в осносвном играют на 4-х струнном банджо, но банджо это удобно по тому что строй квинта между струнами. А на гитраре в стандартном строе придеося брать аккорды с пропуском струн что как говориться не тру.
3) Воспользоваться правилами построения прогрессивных аккордов
У нас получается Cmaj Возмем CEGH и перейдем в G7 в следующем обращении GFHD.
Получился скачек на кварту вниз только в басу (что допускается даже в классической гармони) а в остальных плавные движения голосов.
Кроме того очень удобно играть на гитаре.
-x---x-
-0---3-
-0---4-
-2---3-
-3---x-
-x---3-
А если Cmaj взять CGHE то вообще припереходе в G7 (GFHD) дважение 1-го и 3-го голоса
Будет всего на тон а 3-й голос вообще на месте останется
-x---x-
-5---3-
-4---4-
-5---3-
-3---x-
-x---3-.
Может не совсем грамотно, но для построения аккоррдов в прогрессивной аппликатуре можно считать что
Cmaj7 = Em/С
Dm7 = F/D
Em7 = G/E
Fmaj7 = Am/F
G7 = Hdim/G (Hdim уменьшеное трезвучие HDF)
Am = C/A
H7b5 = Dm/H.