Автор Тема: Практика против теории!  (Прочитано 15843 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Практика против теории!
« Ответ #180 : Декабря 19, 2019, 11:15:40 »
Если артист не работает на публику, значит он не понимает зачем и для кого он играет.
А раз нет понимания для чего играется произведение, то и нет понимания как надо играть.
Вот и получается "ноты прошкрябали".
« Последнее редактирование: Декабря 19, 2019, 11:19:13 от Taps »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7763/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Практика против теории!
« Ответ #181 : Декабря 21, 2019, 18:32:44 »
Taps, у меня есть вопрос (касательно видео Чуфарова тут давно выше). Если мы вставляем уменьшённые септаккорды между любыми аккордами тональности, где есть целый тон, то можем представить себе их как побочные доминанты в виде малых нонаккордов с пропущенным основным тоном. Можно ли таким же образом использовать полууменьшённые, и почему?

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Практика против теории!
« Ответ #182 : Декабря 23, 2019, 12:06:34 »
все мои рассуждения на эту тему (как в прочем и на все остальные в этом разделе), это рассуждения человека без какого либо муз. образавния и интересующегося теорий только в практическом разрезе, каким ладом(ладами) обыгрывать последовательности, какие можно делать замены или обратный вопрос какой аккорд был замен.
Taps, у меня есть вопрос (касательно видео Чуфарова тут давно выше). Если мы вставляем уменьшённые септаккорды между любыми аккордами тональности, где есть целый тон, то можем представить себе их как побочные доминанты в виде малых нонаккордов с пропущенным основным тоном.
Да, но есть ньюансы.

Из пяти уменьшенных аккордов три разрешаются в минорные аккорды. С#o => Dm, D#o=>Em, G#o=>Am. Здесь мы считаем, что это замены A7/b9 => Dm и  A7/b9 обыгрываем гармоническим ре минором. С остальными так же.

F#o разрешается G мажор. Обыгрывать Если считать F#0 заменой D7/b9, то тогда обыгрывать F#o нужно гармоническим мажором соль. Тогда все ноты аккорда будут в в ладу (g-a-h-c-d-eb-f#-g). На практике гораздо я чаще встречал последовательность F-D7/F#-G, чем F-F#o-G.

Оборот A#o => Hm7b5 кроме как в упражнениях на игру хроматической последовательности аккордов я ни где в произведениях не встречал.
Если кто знает примеры использования данного оборота буду рад увидеть услышать. А пока этот оборот мне не интересен.
Чаще встречается такой ход A#maj => Hm7b5
 

... и добавил:

Можно ли таким же образом использовать полууменьшённые, и почему?
Теоретически полууменьшенный можно считать малым мажорным септаккордом с большой ноной и пропущенной тоникой. (X9omit1).
Но  но после аккорда Х9 ожидается разрешение в Maj7 на кварту выше.
А гамме получается, что на пол тона ниже уже есть свои штатные аккорды. Em Fmaj7; Hm7b5 Cmaj.
Чаще в хроматических аккордных ходах встречаются просто уменьшенные трезвучия dim.
« Последнее редактирование: Декабря 23, 2019, 12:55:51 от Taps »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7763/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Практика против теории!
« Ответ #183 : Декабря 23, 2019, 13:37:13 »
Теоретически полууменьшенный можно считать малым мажорным септаккордом с большой ноной и пропущенной тоникой. (X9omit1).
Но  но после аккорда Х9 ожидается разрешение в Maj7 на кварту выше.
Но аналогичным образом работают любые побочные доминанты.
Можно сыграть в до мажоре Fmaj7 => D7 => G7, так? Но тогда можно и Fmaj7 => D9omit1 => G7, то есть полууменьшённый. Или нельзя?

... и добавил:

И ещё, в том же до-мажоре Cmaj7 => A7 => Dm7 нормально, а Cmaj7 => A9 => Dm7 уже криво? Нужно обязательно Cmaj7 => A7b9 => Dm7?

... и добавил:

Хотя, видимо, уже знаю ответ: зависит от того, какие звукоряды пойдут в соло на последний аккорд, тогда возможны все перечисленные варианты.
« Последнее редактирование: Декабря 23, 2019, 13:53:47 от MrLf »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Практика против теории!
« Ответ #184 : Декабря 23, 2019, 14:31:03 »
Но аналогичным образом работают любые побочные доминанты.
Можно сыграть в до мажоре Fmaj7 => D7 => G7, так? Но тогда можно и Fmaj7 => D9omit1 => G7, то есть полууменьшённый. Или нельзя?
Можно.

И ещё, в том же до-мажоре Cmaj7 => A7 => Dm7 нормально, а Cmaj7 => A9 => Dm7 уже криво? Нужно обязательно Cmaj7 => A7b9 => Dm7?

... и добавил:

Хотя, видимо, уже знаю ответ: зависит от того, какие звукоряды пойдут в соло на последний аккорд, тогда возможны все перечисленные варианты.

Если на A9 играть Ре мелодический минор или ре дорийский то A9 будет в тему.

На практике если солист играет тему по нотам, я в аккомпанементе играю надстройки не проиворечащие теме.
Если играется соло я играю трезвучие тоника терция септима без надстроек, чтобы не ограничивать солиста в выборе лада которым будет обыгрываться малый мажорный септ аккорд.

Оффлайн 20/20

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4142
  • Репутация: +2137/-5
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Практика против теории!
« Ответ #185 : Декабря 23, 2019, 18:09:09 »
Если на A9 играть Ре мелодический минор или ре дорийский то A9 будет в тему.

Так в А9 третья ступень "до-диез", а в ре-дорийском - чистое "до".

... и добавил:

F#o разрешается G мажор. Обыгрывать Если считать F#0 заменой D7/b9, то тогда обыгрывать F#o нужно гармоническим мажором соль. Тогда все ноты аккорда будут в в ладу (g-a-h-c-d-eb-f#-g). На практике гораздо я чаще встречал последовательность F-D7/F#-G, чем F-F#o-G

Taps, на самом деле достаточно часто уменьшенные септаккорды обыгрываются уменьшенным ладом, тон-полутон или полутон-тон. Тогда все достаточно симметрично и благозвучно -
f# g a b c db eb e

f# g# a h c d eb f

Это очень употребительно в джазе, да и среди классиков многие использовали этот статичный лад в качестве своеобразной краски.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Уменьшённый_лад
« Последнее редактирование: Декабря 23, 2019, 22:49:08 от 20/20 »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Практика против теории!
« Ответ #186 : Декабря 24, 2019, 08:45:29 »
Так в А9 третья ступень "до-диез", а в ре-дорийском - чистое "до".
Да согласен с дорийским я погорячился.
Taps, на самом деле достаточно часто уменьшенные септаккорды обыгрываются уменьшенным ладом, тон-полутон или полутон-тон. Тогда все достаточно симметрично и благозвучно -
f# g a b c db eb e

f# g# a h c d eb f
Это очень употребительно в джазе, да и среди классиков многие использовали этот статичный лад в качестве своеобразной краски.

Вот не сложилось у меня с уменьшенными ладами. Теоретически понимаю, что ими можно обыгрывать уменьшенный аккорд уменьшенными ладами, а на практике ничего путевого не получается сыграть. :(

Оффлайн 20/20

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4142
  • Репутация: +2137/-5
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Практика против теории!
« Ответ #187 : Декабря 24, 2019, 14:21:48 »
Да согласен с дорийским я погорячился.
Вот не сложилось у меня с уменьшенными ладами. Теоретически понимаю, что ими можно обыгрывать уменьшенный аккорд уменьшенными ладами, а на практике ничего путевого не получается сыграть. :(.

На самом деле у меня с ними пошло, когда я начал доминантсепты ими обыгрывать. Скажем, на G7 мысленно накладываются два тетрахорда минорной гаммы, первые четыре звука фа-минора и первые четыре си-минора (отстоят на тритон). f g as b /// h cis d e   

Есть такой тенор-саксофонист, Эрик Александер, он эту тему упорно десятилетием разрабатывает: разные интересные построения на уменьшенном ладу, говорит, что еще пару десятков лет этим планирует заниматься. Вот "простое" сыгранное им упражнение, три квадрата блюза концептуально обыгрываются уменьшенным ладом, с редкими отклонениями в стандартный блюз. Снимал недавно, поразился, насколько точны и последовательны все секвенции. Он и на концертах уменьшенный часто использует, но там это не сухие упражнения, а высокохудожественное мастерство. Мне посчастливилось послушать его выступление с легендарным пианистом Хэрольдом Маберном пару лет назад, совсем недавно Хэрольда не стало. А он еще с самим Уэсом играл!


https://www.youtube.com/watch?v=9bLzX9AaDng

Можно услышать в соло саксофона время от времени использование уменьшенного. Маберн мастерски делает коллаж из цитат сразу нескольких стандартов :)

https://www.youtube.com/watch?v=6dIKITfN_VI
« Последнее редактирование: Декабря 24, 2019, 15:29:02 от 20/20 »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Практика против теории!
« Ответ #188 : Декабря 25, 2019, 11:33:52 »
Есть такой тенор-саксофонист, Эрик Александер, он эту тему упорно десятилетием разрабатывает: разные интересные построения на уменьшенном ладу, говорит, что еще пару десятков лет этим планирует заниматься.
Может и меня через пару десятков лет что нибудь путевое с использованием лада тон полутон получится.
А пока остается только слушать музыкантов такого уровня как Эрик Александр.

Оффлайн 20/20

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4142
  • Репутация: +2137/-5
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Практика против теории!
« Ответ #189 : Декабря 25, 2019, 14:03:38 »
Подозреваю, что на гитаре с точки зрения аппликатуры освоить уменьшенные лады на порядок проще, чем на духовом инструменте, из-за "параллельного переноса" при транспонировании. (Уменьшенных ладов всего три, причем при обыгрывании доминантсепта каждый подходит сразу к четырем (восьми) тональностям, расположенным на удалении малых терций). В общем, надо попробовать и на гитаре.

https://tamingthesaxophone.com/diminished-patterns-licks
« Последнее редактирование: Декабря 26, 2019, 10:39:07 от 20/20 »

Оффлайн Reggies

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 8
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Практика против теории!
« Ответ #190 : Декабря 25, 2019, 20:36:58 »
Я вот не играю созвучия и цепочки созвучий, только потому, например, что я не нашел доказательство того, что после субдоминанты возможна доминанта T -> S -> D и вроде бы как считается что в тональности остаемся одной. Если считать, что квинтовое тяготение самое сильное, например, то F -> C -> G -> D -> A -> E -> H -> F# -> Db -> Ab -> Eb -> Hb -> F я не вижу как возможно в тональности C dur после S функция D, и нет этому математического доказательства. А если я не знаю, я это не играю.
А на звукоряды и созвучия на их ступенях мне вообще наплевать, это ровным счетом не дает ничего.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Практика против теории!
« Ответ #191 : Декабря 26, 2019, 12:20:57 »
Подозреваю, что на гитаре с точки зрения аппликатуры освоить уменьшенные лады на порядок проще, чем на духовом инструменте, из-за "параллельного переноса" при транспонировании. (Уменьшенных ладов всего три, причем при обыгрывании доминантсепта каждый подходит сразу к четырем (восьми) тональностям, расположенным на удалении малых терций). В общем, надо попробовать и на гитаре.
Да так и есть, но есть нюансы. Первый на гитаре в стандартном строе нет ни одного бокса, в котором можно сыграть гамму тон полутон в пределах 4 ладов.
ужно или пальцы растягивать на пять ладов или позицию постоянно менять. Второе лад тон полутон звучит только в быстрых пассажах, что в сочетании с неудобной аппликатурой делает делает освоение этого лада весьма трудозатратной. Проще сыграть арпеджио уменьшенного аккорда. ТОже проходится менять позицию на каждой струне, но все таки проще чем учить лад тон полутон.

Я вот не играю созвучия и цепочки созвучий, только потому, например, что я не нашел доказательство того, что после субдоминанты возможна доминанта T -> S -> D и вроде бы как считается что в тональности остаемся одной.
Я как понимаю вы чужие вещи совсем не играете. В 80% если не больше произведений разных стилей есть оборот S-D и вы их не играете?



... и добавил:

Если считать, что квинтовое тяготение самое сильное, например, то F -> C -> G -> D -> A -> E -> H -> F# -> Db -> Ab -> Eb -> Hb -> F
Вообще-то наиболее сильное тяготение в другую сторону по квинтовому кругу F->Вb->Eb-Ab .... Основная каденция всетаки D->T, а не наоборот.


... и добавил:

А на звукоряды и созвучия на их ступенях мне вообще наплевать, это ровным счетом не дает ничего.
Скажите, а в каком стиле вы играете и как пишите мелодии (соло) на заданную гармонию, если вам  "на звукоряды и созвучия на их ступенях мне вообще наплевать".
« Последнее редактирование: Декабря 26, 2019, 12:31:14 от Taps »

Оффлайн 20/20

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4142
  • Репутация: +2137/-5
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Практика против теории!
« Ответ #192 : Декабря 26, 2019, 15:45:28 »
Да так и есть, но есть нюансы. Первый на гитаре в стандартном строе нет ни одного бокса, в котором можно сыграть гамму тон полутон в пределах 4 ладов. Нужно или пальцы растягивать на пять ладов или позицию постоянно менять.

Я тяну пальцы. После урока Аллана Холдсворта, где он фа-мажор исполняет по четыре пальца на струну, не кажется чем-то запредельным. К тому же легато скольжением на соседний лад никто не отменял. Все смещается очень симметрично, и даже переход с 3-й на 2-ю удобен. Хотелось бы боксы, но надо подумать, или посмотреть у того же Jens-a Larsen-a, наверняка при изобилии выложенных им материалов там есть и уменьшенный.

Второе лад тон полутон звучит только в быстрых пассажах, что в сочетании с неудобной аппликатурой делает делает освоение этого лада весьма трудозатратной. Проще сыграть арпеджио уменьшенного аккорда.

Играть арпеджио уменьшенного - это выход, конечно. Но тогда совсем уж "прозрачная акварель". Тон-полутон (полутон-тон) звучит более насыщенно, потому что совмещает в себе два уменьшенных септа на расстоянии б. или м. секунды друг от друга. К тому же, мелодические линии, которые уменьшенный лад позволяет строить, до бесконечности разнообразны.

Обыгрывание по уменьшенному септу - это шашки. По уменьшенному ладу - шахматы  :)
« Последнее редактирование: Декабря 26, 2019, 17:07:16 от 20/20 »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Практика против теории!
« Ответ #193 : Декабря 26, 2019, 16:34:01 »
Да так и есть, но есть нюансы. Первый на гитаре в стандартном строе нет ни одного бокса, в котором можно сыграть гамму тон полутон в пределах 4 ладов.
Ничего растягивать не надо. В первом такте просто два минорных тетрахорда на расстоянии тритона - на пятой струне сдвинуться. А во втором такте как вы хотели - все в пределах 4х ладов (не знаю, будет ли анимированная гифка работать - эксперимент).



И вот эту четырехструнно-ладовую аппликатуру двигать параллельно по терциям, как водится, вместе с аккордом-пуговицей.

Цитировать
на гитаре в стандартном строе нет ни одного бокса, в котором можно сыграть гамму тон полутон в пределах 4 ладов.
Эдак, вы и звукоряд мелодического минора (в качестве альтерированной доминанты - "локрийский b4"), наверное, не используете?
« Последнее редактирование: Декабря 26, 2019, 17:03:37 от eye »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Практика против теории!
« Ответ #194 : Декабря 26, 2019, 19:12:27 »
Обыгрывание по уменьшенному септу - это шашки. По уменьшенному ладу - шахматы  :)
Согласен. Но как инженер по образованию и профессии я как ток иду по пути наименьшего сопротивления, то есть по возможности по наиболее легкому.
Если стилистически подходит и диатоника и пентатоника я выберу пентатонику.
если есть выбор между гаммой тон полутон и арпеджио по уменьшенному я сыграю арпеджио.

Ничего растягивать не надо. В первом такте просто два минорных тетрахорда на расстоянии тритона - на пятой струне сдвинуться. А во втором такте как вы хотели - все в пределах 4х ладов (не знаю, будет ли анимированная гифка работать - эксперимент).
Спасибо. гифка работает. Аппликатура действительно удобная. буду учить.

Эдак, вы и звукоряд мелодического минора (в качестве альтерированной доминанты - "локрийский b4"), наверное, не используете?
Мелодический минор я играю. Куда уж без него. Столько мелодий в мелодическом миноре написано. (у самовара я и моя Маша).
А если вы имеете ввиду обыгрывание тритоновой замены звукорядом мелодического минора, то да не использую.
И даже разобрался как работает, и несколько фраз путевых нашел, но в пальцы не легло.

... и добавил:

И плюс в карму за гифку.
И eye, большое спасибо за подробные ответы с примерами во многих темах.
« Последнее редактирование: Декабря 26, 2019, 19:14:20 от Taps »