1) Так вот, при обыгрывании такая альтерация допускается ("характерные звуки лада")?
Или же аккорд нужно обыгрывать фа-мажором лидийским и соль-мажором миксолидийским?
Ведь эти лады как известно имеют одинаковые ключевые знаки с натуральным до-мажором)
Как бы так попроще обяснить. Альтерации могут присутствовать обе, только не подряд друг за другом, если конечно не хочется получить какой-нибудь экзотический звук.
ИСПРАВЛЕНО:Сейчас около часа маялся над следующей таблицей. Не в кайф ее было заполнять вручную, ковыряться, поэтому попытался все пычислить формулами. Чуть мозги не сломал, чтобы система нормально работала. Вышла следующая таблица:
Как пользоваться таблицей.
В горизонтальных линейках у нас содержится звуковой состав тональности (написанной слева). Ступени по умолчанию идут от I до VII соответственно. Горизонтально столбцы раскрашены в красный и синий цвета, а также в серый. От звуков, которые попадаются в красных столбцах, строятся мажорные аккорды и лады в той тональности, в которой этот звук находится (в горизонтальной линейке). От звуков, попадающих в синие столбцы, минорные аккорды и лады. От серого уменьшенные.
Вверху таблицы написаны названия ладов, которые образуются от звука определенной тональности. В таком случае звук, попавший в данном столбце будет тоникой. От нее шагаем слева направо, строя звуковой состав в этой тональности (со сдвигом ступеней).
Таким образом, мы можем выяснить звуковой состав тональности, нужного лада, также состав аккордов и те лады, которыми можно обыграть определенный мажорный или минорный аккорд. Для этого мы находим нужный тип аккорда в нужном столбце ( для мажорных аккордов красные столбцы, для минорных синие), и по горизонтали выписываем все лады в которые он входит. Получаем 21 лад.
За уточнениями обращайтесь.
Из таблицы видно, что Обыграть именно этот аккорд (До мажор) мы можем
До мажором Ионийским
До мажором Лидийским
До мажором Миксолидийским
Фа мажором Ионийским
Фа мажором Лидийским
Соль мажором Ионийским
Соль мажором Миксолидийским
Си бемоль мажором Лидийским
Ре мажором миксолидийским.
Каждый из этих ладов будет звучать по своему. Хотя они дублируются. (если чего-то не перепутал...)
... и добавил:Вообще аккорд (мажорный или минорный) можно обыграть 21 способом в рамках диатонических ладов. Только надо знать как, потому что соединения аккордов диктуют некоторые условия поведения в связках этих способов.
... и добавил:Вот кстати темку для себя ваял:
https://guitarplayer.ru/index.php?topic=99694.0... и добавил:1) Так вот, при обыгрывании такая альтерация допускается ("характерные звуки лада")?
Или же аккорд нужно обыгрывать фа-мажором лидийским и соль-мажором миксолидийским?
Ведь эти лады как известно имеют одинаковые ключевые знаки с натуральным до-мажором)
Или по другому:
в той тональности, где аккорд является тоническим трезвучием, каким ладом мы можем его обыграть(ионийским, лидийским или миксолидийским)?
И в тех тональностях, где этот аккорд является субдоминантой или доминантой, соответственно какими ладами в этих случаях можно обыгрывать аккорд (ионийским, лидийским или миксолидийским)?
Оба варианта правильные. То есть могут иметь место.
... и добавил:2)Если можно этот аккорд обыгрывать как натуральными ладами, так и лидийским и миксолидийским,
то как их совмещать, переходить плавно от натурального к лидийскому или миксолидийскому?)
Это немного более обширная тема. Она затрагивает не обыгрывание одного аккорда, а обыгрывание связки аккордов. То есть учитывая переходы между аккордами. Более точно говоря, нельзя (не очень будет звучать) обыгрывать соединенные аккорды ладами, находящимися в тональностях второй степени родства. Здесь и сейчас я досконально не буду объяснять это из-за общирности темы и большого количества примеров и таблиц.
... и добавил:Сорри конечно, но я так и не понял, какими же все таки ладами можно обыграть аккорд Em в тональности до-мажор).
Всеми минорными ладами. Только это будет не совсем в тональности До мажор. Если это чистый До мажор, то начиная с Фригийского (ми) минора и кончая всеми остальными шестью ладами, которые входят в До мажор, то есть имеют те зе знаки альтерации (то есть энгармоничными). Звучать будет по разному
... и добавил:4) Если у нас есть аккомпанемент в некоей тональности, и идет некая последовательность аккордов, то какая существует взаимосвязь между тем, на какой ступени находится какой либо аккорд в этой тональности и тем, каким ладом можно этот аккорд обыграть (как в вашем примере с аккордом Em в тональности до-мажор и вашем предложении обыграть его ми-мажором фригийским)
Опять же, если это чистый до мажор, то аккорды обыгрываются только звуками этой тональности. Самое простое обыгрывать аккорды ладами энгармоничными, теми, в которых данный аккорд будет тоническим. Обыгрывание другими неэнгармоничными ладами относится к немного расширенной методе обыгровки.