Как еще я понял - тональность, функциональность - это одна партия. А модальность - это когда много партий со своими порограммами, какую хочешь выбирай) Сорри конечно за аналогию)
Лучше такую аналогию не проводить, потому что тогда тональность - это монархия, в которой правят король (мажор) и королева (минор).
А модальность - это анархия (не хаос, но мать порядка). Но все-таки такие аналогии могут увести не туда.
Если честно, я тут неоднократно поднимал вопрос о модальной гармонии и о модальности.
Если честно, то ты сам это слово недавно узнал, а не "поднимал вопрос".
И ответы на эти вопросы давались, пока не надоело.
А непонимание этих ответов объясняется отсутствием слуховой опоры для теоретических знаний.
На самом деле у меня есть подозрение, что многие не понимают на уровне слуха, что такое функции, функциональная гармония. От этого следует непонимание, что такое модальность. По сути модальность это аккоды на ступенях звукоряда в отсутствии тональных функций. Поэтому каждый аккорд может принять на себя роль тоники, которая осознается тоникой (или заключительным аккордом) не в следствии тональных функций, а в следствии иных факторов. Поэтому порой осознается задним числом.
Таким образом на сегодняшний момент можно сказать, что модальность возникает там, где аккорды не подчиняются классическим гармоническим функциям.
Как следтвие - обороты в народных ладах имеют отношение к модальности. С другой стороны совремнный слух, воспитанный на функциональной гармонии будет пытаться услышать ее везде. В этом смысле функции проникают в ладовые обороты - наш слух наделяет эти обороты функциями, которые неярко выражены, расплывчаты и переменны. В модальной гармонии бывает трудно определить центральный элемент. Вот пример G-C - где тоника? )) Пока не услышите это в контексте и ваш слух не определится с тональностью, сказать невозможно.
Таким образом, если отутствуют классические функциональные обороты, если нарушаются "правильные" последования, то это признак проявления модальности. Так же к ней близко подходят плагальные обороты, терцовые и секундовые обороты, обороты с медиантами, явление переменности и тд. Дело в том что разделить полностью модальность и тональность сложно. Вернее, они могут встречаться в чистом виде, но в других случаях (чисто ладовая музыка, напрмер). Но даже в музыке, основанной на классической функциональной гармонии встречаются рудименты средневековой модальности, которая предшествовала функциональной гармонии.