а затем и на покупку курса Бережанского,
Раз вы приобрели курс, то можете задавать свои вопросы автору курса. Он охотно отвечает.
занимался по методу Бережанского несколько раз в жизни, в этот раз где-то 4 месяца непрерывных занятий,
дошёл до 7 упражнения (тяготения ДО, МИ, СОЛЬ, СИ, петь интонации серий из 2-4 звуков).
Оно же вызвало у меня затруднения пару лет назад - сейчас хоть, кажется, серии из 2-х научился узнавать
и петь. Удивляюсь, как здесь люди так быстро проходят первую часть курса!
Есть определенные причины, по которым начальная часть курса (формирование ладовых портретов) проходится медленно. Например, плохое, неточное интонирование попевок, особенно завершающей ноты До.
Оно и должно быть неточное у тех, кто не имеет "природных" данных к пению и постепенно выправляется, шлифуется, но у некоторых пение попевок даже близко не стоит к необходимой интонации. Это тормозит прохождение курса, хотя люди определяют звуки правильно - но поют мимо.
Могут быть и другие причины... Все это решаемо, но не в формате форума.
1. Если я буду заниматься по системам Гулыниной и Бёрджа, то когда разовью АС - как я пойму, какая методика
привела к цели?
Не все ли равно тогда? Но можете не волноваться - означенные методики не выработают у вас АС. Возможно к ним имеет смысл обратиться позже, после определенного этапа занятий по Бережанскому.
может происходить быстрое закрепление тоники - и последующее определение ступеней через хорошо усвоенные ранее интервалы.
Определение звуков по интервалам и по ладовым ступеням - это разные вещи. При занятиях по Бережанскому не следует прибегать к интервальному слуху. То есть определять ноты от предыдущих звуков по интервалам, что часто непроизвольно происходит.
Да, ладовые портреты формируются на основе ощущения как бы "интервала" между ступенью и тоникой (на самом деле так же по степени напряженности-неустойчивости и характеру ожидаемого разрешения), но в результате образуется изолированный портрет-ощущение каждого звука, который не связан с другими звуками. А интервал подразумевает наличие двух звуков и определение расстояния между ними. Когда я слушаю интервал - я слышу краску интервала, но и отдельно входящие в него звукоступени.
Это важно понимать и не путать.
Joe Goldstein в своей книге "Joe's guitar method..." приводит следующее базовое упражнение:
Play a note somewhere between the Open E and C at the 8th fret on the 6th string. Sing Happy Birthday (no
I’m not kidding!) to yourself starting on that note. Play Happy Birthday by ear along the 6th string (see below)
starting on that note. Repeat, starting on some of the other notes within that range.
Все эти американские пособия по сольфеджио - детский сад. Выкиньте их, так как у вас есть более эффективное "оружие".
Подобным я бы хотел заниматься и на флейте и на укулеле. Но, как я понимаю, эти упражнения - суть ОС, 100% ОС, так как подбирая аппликатуры от случайно взятых тоник - нота за нотой я буду неявно тренировать исключительно ОС?
Однозначно да.
Верно ли, что стоит воздержаться от подобных практик до определённого момента в курсе Бережанского?
Верно. И дело даже не в методике Бережанского. И не в ОС. Начальные задания методики Б. направлены на формирование ладового слуха (ладового чувства), который лежит (по гипотезе Бережанского) в основе и ОС и АС. Потом дорожки их расходятся.
Так что выработать ладовый слух вам лучше в фиксированной тональности, чтобы ваши нетренированные голосовые связки и мышцы запомнили стабильные позиции.
3. Я играю на флейте мелодии из хрестоматии чтобы научиться читать с листа и прокачать исполнительское мастерство (сразу оговорюсь, что все занятия музыкой для меня - хобби, которое приносит удовольствие само по себе). Думаю, в каких бы тональностях я не играл - на курс это слабо влияет, так как я даже не задумываюсь над тем, что играю - просто читаю ноты и воспроизвожу. Вы согласны, что это допустимо?
Если бы вы играли на гитаре, я бы сказал, что допустимо.
Но флейта - это другое дело. На флейте, как я понимаю, вы все равно думаете нотой, когда берете звук. Более того подозреваю, что голосовые связки тоже как-то участвуют, если правильно играть. И вообще все завязано на "голову" ))
Поэтому я бы не советовал пока играть в других тональностях. Можно транспонировать кучу мелодий или просто набрать репертуара в Cdur.
Кстати, можно попробовать играть ответы-попевки при занятиях по курсу. Игра на флейте - это почти пение.
4. С какими ещё занятиями можно совмещать курс Бережанского?
Я бы очень хотел, но боюсь - играть и петь гаммы, арпеджио, интервалы - в разных тональностях.
Для вас сейчас должна быть только одна тональность, пока не выработается константное ощущение. И зачем вам еще что-то, если вы самое начало Бережанского проходите и не можете пройти уже столько лет? Не распыляйтесь - пройдите первую часть, а там видно будет.
А дополнительные занятия могут быть разнообразные (но все в Цэ ) - запись диктантов - сначала просто пройденные упражнения курса. Пение "с листа" того, что записали (это когда запомнится звучание ступеней). Затем берете начальные диктанты из разных сборников - пишите, поете. Пение песенок нотами в До. Пение всевозможных секвенций в До.
Пение гармонических оборотов (типа До-Ми-Со, До-Фа-Ля, Си-Ре-Со, До-Ми-Со).
И много чего еще, но после того, как вы освоите 7 ступеней и достигните темпа, хотя бы 85.
После того, как будет пройдено тест-задание 21 можно осторожно работать в других тональностях.
А еще можно заниматься ритмикой...
Но формирование ладового чувства - ваша первичная наиважнейшая задача по какому бы курсу вы ни занимались и какие задачи бы ни преследовали. Все остальное - потом.