Автор Тема: Развитие абсолютного слуха по Бережанскому  (Прочитано 82243 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Развитие абсолютного слуха по Бережанскому
« Ответ #630 : Января 15, 2014, 00:09:22 »
Вот мнение с другого форума: Мой педагог  по методике рассказывала, что  дети с абсолютным слухом, очень часто фальшиво поют,
Это возможно, когда у ребенка сформировался пассивный АС.
"Природный" АС не связан напрямую с пением и никак не влияет на качество интонации. То есть в их фальшивом пении виноват не АС, а слабо развитый ОС и отсутствие координации между слухом и голосом. Так же как и у детей без АС, которые тоже поют фальшиво.
Хотя у детей с АС есть больше шансов научиться петь чисто, если с ними правильно занимаются. Поэтому увязывать напрямую АС и чистоту интонирования - просто неграмотно.
Вокруг АС много ерунды говорится, в том числе и от авторитетов. Все потому, что мало кто знает о его природе.
Цитировать
и как ни странно, хуже пишут диктанты, так как к ним нужен другой подход нежели ко всем остальным.
Здесь вопрос, в чем хужесть. Они хуже запоминают, так как воспринимают ноты отдельно, упуская общий смысл мелодии. Это несколько другое. Зато человек с АС слышит мелодию звуками в реальном времени. Писание диктантов - это вообще вещь в себе. По сути она не нужна абсолютнику. Если нужно что-то снять с записи - он может писать это кусками или "стенографировать". если нужно записать из головы - просто пишет.
Все это мало доступно обычным людям, поэтому их мучают диктантами, чтобы хоть как-то приблизить их слух к практическому применению. Но на самом деле навык это мало практический, когла человек с 5-го проигрывания напишет 8-16 тактов.
Но в итоге абсолютник запоминает репертуар быстрее и в больших объемах, а играя то, что запомнил, практически не ошибается.


Цитировать
Диктант это штука синкретичная где требуется максимальная сосредоточенность, ощущение ритма, и напряжение  муз. памяти, мелодический и гармонический слух. А не идеальное слышанье звуковысотности.
Никто не мешает абсолютнику тренировать это так же, как это делает человек с относительным слухом.
Моя дочка еще читать толком не умеет (4 года), а поет с листа (пока До мажор) - не фальшивит.

Цитировать
С другой стороны абсолютный слух часто доставляет массу неудобств. Люди с ним зачастую раздражительны к различного рода бытовым звукам (типа сигнализаций, сирен, и т.д.).
Это высосанные из пальца проблемы.
Цитировать
Я считаю что если абсолютного слуха от природы нет, то и жалеть особо не стоит, а развивать хороший относительный=)
В принципе согласен. На самом деле так оно и получается в рамках сабжевой методики ))
Правда есть еще и плюсы - те кто правильно занимается получает скоростной ладовый слух (мгновенное слышание ступеней), может определять тональности, слышит звуки в интервалах, легко пишет диктанты, лучше начинает интонировать и тд.
« Последнее редактирование: Января 15, 2014, 00:20:31 от eye »

Оффлайн noble

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
Re: Развитие абсолютного слуха по Бережанскому
« Ответ #631 : Января 15, 2014, 10:28:39 »
eye, Так вот я и говорю, что
... тест-задание 21 прошел. Но как прошел - начал с 17-го и, как сказать, накатом до 21-го. А вот попробовал без "разминки" - сразу 21-е - не получается.
Вот вы как это задание проходили?

... и добавил:

Может наш диалог в тему по Бережанскому перенести? Для заинтересованных.
« Последнее редактирование: Января 15, 2014, 10:54:47 от noble »

Оффлайн gliptik

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 365
  • Репутация: +37/-1
Re: Развитие абсолютного слуха по Бережанскому
« Ответ #632 : Января 15, 2014, 10:33:41 »
У любого нормального абсолютника способность определять ноту часто плавает + -  полтона,в итоге-тон (научная статья в "Науке и жизни" советских времен).Как температура здорового человека не всегда ровно 36 и 6. И все равно он считается нормальным абсолютником и это правильно.Только вот как он тогда может снять мелодию точнее чем "относительник",который спокойно "обопрется" на инструмент,обладая при этом более сильной подготовкой сольфеджио,ну лучше пацан диктанты писал. Человек с АС это просто человек-частотомер,человек-осциллограф,человек-тюнер,если хотите.Но он даже не может работать настройщиком.Камертон будет точнее.У человека- прибора есть нормальная погрешность."Относительник" превращается в "относительника" через 2-3 минуты полной музыкальной тишины,когда не слышно даже гудения электроустройств.Пром.частота - 50герц,некоторые хитрецы умудряются с ней соотнестись.Но пока звучит тональность,абсолютник и относительник абсолютно (извиняюсь) равны. В дело вступают гармонический слух,сольфеджио,муз.память и т.д. Вот это искусство. А  АС это медицина.Странно,люди с техн.складом ума  быстрее понимают суть этого феномена(это,действительно,феномен),а вот люди творческие,тонкие натуры очаровываются термином АС. Их прямо завораживает,гипнотизирует название статьи из энциклопедии: Абсолютный Слух Музыкальный.Думают,он дает пропуск в некий мир избранных.Успокойтесь,коснитесь рукой инструмента и используйте музыкальные память, слух,вкус в творчестве.Бережанский явно спекульнул эффектным словом чтобы заставить музыкантов заняться настоящим полезным делом.А то сольфеджио звучит так уныло.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Развитие абсолютного слуха по Бережанскому
« Ответ #633 : Января 15, 2014, 16:09:17 »
У любого нормального абсолютника способность определять ноту часто плавает + -  полтона,в итоге-тон (научная статья в "Науке и жизни" советских времен).
Вы хоть с одним абсолютником общались или судите только по всяким глупым статьям из "научно"-популярных журналов?
Хотя даже для "науки и жизни" это слишком тупо.. Скорее всего это ваша искаженная интерпретация. Дайте ссылку или скан статьи.

Цитировать
Человек с АС это просто человек-частотомер
Это не так. Человек с АС не определяет частоты. Он слышит именно в системе музыкальных звуков. Отсюда бывают октавные ошибки. Но никак не полутоновые.
Цитировать
Странно,люди с техн.складом ума  быстрее понимают суть этого феномена(это,действительно,феномен),а вот люди творческие,тонкие натуры очаровываются термином АС.

Вы так пишите, как-будто вы сами поняли суть этого "феномена". Если бы понимали, не писали бы здесь расхожие представления об АС. Никто на самом деле этот феномен по настоящему не объяснил. Если не считать Бережанского.

Цитировать
Их прямо завораживает,гипнотизирует название статьи из энциклопедии: Абсолютный Слух Музыкальный.Думают,он дает пропуск в некий мир избранных.
Ничего подобного нет. Это все вы себе надумали, очевидно опираясь на свое восторженное восприятие АС в какой-то период.
Я, например, прекрасно сознаю в чем проблема и опасность АС. Но вы даже понятия об этом не имеете, судя по этим постам.
Цитировать
Но пока звучит тональность,абсолютник и относительник абсолютно (извиняюсь) равны.
Это все "теория". Взять  отсюда 100 человек с ОС и сравнить с одним из музыкантов-абсолютников - любого, которых я знаю - эти 100 человек будут в ж. по всем параметрам в плане слуха. Даже если им дать настройку на тональность.
Вы что не понимаете, что у нормального абсолютников тоже есть бонусы относительного слуха?
В вашей "теории" относительник, настроившийся на тональность, распознает звуки (или ступени) так же быстро, как и абсолютник. Но это не так. И тем более на относительника влияют разные ладогармонические факторы, которые снижают скорость и точность распознания. И если вы узнали ноту даже секундой позже (на самом деле у большинства речь идет не о секунде, а о десятках и более секунд), то поезд ушел - это уже никому не нужно, так как музыка - это временнóе.

Цитировать
Успокойтесь,коснитесь рукой инструмента и используйте музыкальные память, слух,вкус в творчестве.
Не надо нам "вещать" свысока.
Вы сами успокойтесь.
Давно, кстати, замечено на форумах, что признак "медицины" - это когда человек пробелы после точек не ставит.

Цитировать
А то сольфеджио звучит так уныло.
Значит вам не повезло.

Цитировать
Бережанский явно спекульнул эффектным словом чтобы заставить музыкантов заняться настоящим полезным делом.А то сольфеджио звучит так уныло.
Ага, для этого перелопатил тонны научной литературы, выработал гипотезу, написал книгу, создал методику в соответствии со своей гипотезой. И только ради означенной вами цели - спекульнуть. Каждый судит о других по себе...
На самом деле его методика 100% развивает АС у детей - так что это "феномен" только для людей зашоренных ложными представлениями об АС.

gliptik, я бы попросил вас сменить свой тон и категоричность в суждениях, и не устраивать здесь флейм и "вбросы".
А то это может плохо кончиться.
Можете открыть отдельную тему о ненужности АС (только это давно уже никому не интересно).
« Последнее редактирование: Января 15, 2014, 16:18:38 от eye »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2256
  • Репутация: +699/-1952
  • Кот ДаВинчи
Re: Развитие абсолютного слуха по Бережанскому
« Ответ #634 : Января 15, 2014, 17:06:30 »
eye, меня смутило только одно:
Цитировать
Это не так. Человек с АС не определяет частоты. Он слышит именно в системе музыкальных звуков. Отсюда бывают октавные ошибки. Но никак не полутоновые.
Те абсолютники, с которыми мне приходилось общаться, явно слышат отклонения от стандартной частоты настройки 440 Герц. Один, например, напрочь не хотел слушать записи Н. С. Голованова (был такой дирижер). А дело в том, что строй у него (у Голованова) в оркестре был явно завышен. Когда я спросил "как ты слышишь эту разницу? это ведь не фальшь, ведь все ноты завышены, и относительно друг друга звучат нормально", он ответил, что "ему это слушать неудобно, и кажется, что буквально каждая нота фальшивая". И второй случай: когда просишь обладателей послушать записи академиков-"аутентистов", почти все воспринимают музыку на полтона ниже, а всё потому, что у "аутентистов" Ля первой октавы 415 Герц.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Развитие абсолютного слуха по Бережанскому
« Ответ #635 : Января 16, 2014, 15:48:41 »
rocknrollplayer, вы не путайте высоту и частоту. Вы же тоже слышите отклонение от строя. Например, когда играете гамму на пианино, у которого одна "клавиша" немного не строит.
Абсолютники просто помнят определенный строй - высоту (а не частоту) входящих в него звуков. Соответственно, и воспринимают отклонение от строя.
Например, если бы они воспринимали частоту, то одинаковые звуки в разных октавах для них были бы сильно разными (частота отличается вдвое). Но как раз октавная ошибка для абсолютников более характерна, чем секундовая.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2256
  • Репутация: +699/-1952
  • Кот ДаВинчи
Re: Развитие абсолютного слуха по Бережанскому
« Ответ #636 : Января 16, 2014, 18:24:48 »
Да, в этом я согласен, что АС напрямую связан с памятью. И чисто теоретически - если бы человек Х с рождения слышал музыку при строе а1=415 Гц, и не слышал бы другой, то именно эта система звуков стала бы для него "эталоном", и уже "наша" музыка казалась бы ему "завышенной", верно? Конечно, при условии, что у него уже имеется "врожденный" АС.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Развитие абсолютного слуха по Бережанскому
« Ответ #637 : Января 17, 2014, 01:10:46 »
И чисто теоретически - если бы человек Х с рождения слышал музыку при строе а1=415 Гц, и не слышал бы другой, то именно эта система звуков стала бы для него "эталоном", и уже "наша" музыка казалась бы ему "завышенной", верно?
Совершенно верно. Только не "от рождения", а в период формирования АС (примерно тогда же, когда формируется речь, но может и позже). Это не теоретически - я знаю абсолютницу, у которой АС понижен, так как формировался на пианино, которое было немного ниже настроено. Она кстати могла перестраивать на время свой слух на нормальную высоты, но стоило ей "расслабиться", как он возвращался на прежнее место.
Цитировать
Конечно, при условии, что у него уже имеется "врожденный" АС.
Это не совсем понял - ведь "врожденный" взят в кавычки не случайно? Верно то, что АС - не врожденная способность, а способность приобретаемая в сензитивный период (в случае самопроизвольного возникновения).
Я думаю, что сензитивный период для АС такой же, что и для речи - от 1,5 до 3 лет. Чем дальше от этого периода, тем сложнее (или даже невозможно) приобрести.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2256
  • Репутация: +699/-1952
  • Кот ДаВинчи
Re: Развитие абсолютного слуха по Бережанскому
« Ответ #638 : Января 17, 2014, 12:22:21 »
Именно поэтому и поставлены кавычки :) Я допустил идеальную ситуацию: человек имеет набор необходимых для АС задатков (а они-то как раз могут быть только врожденными) + благоприятные внешние факторы для развития. Но чем писать всё это, гораздо проще формально выразиться в двух словах. :)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Развитие абсолютного слуха по Бережанскому
« Ответ #639 : Января 17, 2014, 15:31:05 »
человек имеет набор необходимых для АС задатков (а они-то как раз могут быть только врожденными) + благоприятные внешние факторы для развития.
В данном случае важны благоприятные внешние факторы, так как эти задатки есть у всех. А вот факторы отданы на волю случая.
« Последнее редактирование: Января 17, 2014, 23:04:52 от eye »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2256
  • Репутация: +699/-1952
  • Кот ДаВинчи
Re: Развитие абсолютного слуха по Бережанскому
« Ответ #640 : Января 17, 2014, 21:32:33 »
В данном случае важны благоприятные внешние факторы, так как эти задатки есть у всех. А вот факторы отданы на волю случаю.
Не могу не согласиться, только в наше время еще нет никаких доказательств - ни за, ни против этого. Я имею ввиду то, что никаких "задатков" (в общем смысле) на самом деле может и не быть. Поскольку эти самые задатки проявляются только в результате какой-либо деятельности, невозможно определить - то ли это проявляются врожденные особенности нервой системы, то ли это н. система гибко реагирует и изменяется в соответствии с деятельностью. Конечно же, хочется верить, что у каждого человека от рождения имеется все необходимое для любого вида деятельности. И вопрос только в обучении, воспитании, и в правильном развитии каких-то качеств.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Развитие абсолютного слуха по Бережанскому
« Ответ #641 : Января 17, 2014, 23:12:45 »
только в наше время еще нет никаких доказательств - ни за, ни против этого.
Для меня есть доказательство - я захотел и развил у дочки АС на основе методики Бережанского. Конечно, для науки этого недостаточно, но мне вполне хватает.  К этому можно добавить, что в классе Брайнина 90% детей получают АС, но там занимаются дети уже постарше. Его методика так же содержит длительное сидение в монотональности. То же самое можно сказать о козыревской муз.школе при джазовой студии Москворечье. Собственно, насколько я знаю, оттуда у Бережанского и зародилась его идея.
« Последнее редактирование: Января 17, 2014, 23:15:17 от eye »

Оффлайн Kustom

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 232
  • Репутация: +8/-1
Re: Развитие абсолютного слуха по Бережанскому
« Ответ #642 : Февраля 17, 2014, 16:45:40 »
Занимаюсь по курсу Бережанского и обнаружилась такая особенность, что серия из 4-х, 3-х звуков угадываются проще чем серия из 2-х, хотя в заданиях они расположены по нарастающей. Может ли кто прокомментировать, поделиться своим опытом?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Развитие абсолютного слуха по Бережанскому
« Ответ #643 : Февраля 17, 2014, 17:08:51 »
Kustom, имеется ввиду 17 упр с поступенными?
По идее вы должны успеть "цапнуть" слухом только первую ноту. В таком случае все они (2,3,4) одинаковые, за исключением темпа.
Но если вам проще четверки, значит ваш мозг занимается "читерством" - вычисляет, и для этого ему нужно немного больше времени и данных, что дают более длинные серии, имеющие меньше вариантов и местами совпадающие с попевками-интонациями.
Многие на форуме Бережанского (точнее на мюзикфоумс) отмечали, что четверки даются проще, поэтому Бережанский даже сделал версию курса, где порядок изменен.
Мне кажется это все не принципиально.

Оффлайн Kustom

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 232
  • Репутация: +8/-1
Re: Развитие абсолютного слуха по Бережанскому
« Ответ #644 : Февраля 17, 2014, 17:17:20 »
eye, нет до 17-го я ещё не добрался. На 13-м такое дело. Да и пораньше также было, думал позже изменится, а если не принципиально, то и ладно. Спасибо.