Ну я конечно перегнул, что пересмотрел концепцию, но все-же привожу его пост, который и заставил меня задуматься об освоении других тональностей.
О главном. О интериоризации.
Я постоянно подчеркивал, что в процессе формирования абсолютного слуха важнейшим является интериоризация ступеневого моноладотонального восприятия и представления.
Для этого необходима длительная работа в одной тональности, особенно для тех, у кого относительный слух развит и препятствует закреплению в константной тональности.
Так я и сейчас считаю. Но когда-то нужно переходить к другим тональностям. Когда это делать? И как не размыть константные, т.е. абсолютные представления звуков. Мне думалось, что это два противоположных, подавляющих друг друга действия. И как это логично и научно обосновать было не совсем понятно.
Но вот одно наблюдение, которое натолкнуло меня на понимае и разрешение этого противоречия. Моя ученица 9-ти лет с уже естественным путем сформированным и хорошо развитым абсолютным слухом. Мы с ней учились определять на слух мажорные и минорные трезвучия с обращениями. Она быстро это осваивала, используя и абсолютный и относительный слух. Пропевала, как я её учил, слышимый аккорд сверху вниз, останавливалась на нижнем звуке и определяла относительным слухом по тяготению к тонике ступень и обращение. Определив по абсолютному слуху один из звуков, чаще верхний, она называла тональность. Это занимало определенное время. Я знал, что это время будет сокращаться. Но вдруг, после предъявления соль-минорного секстаккорда, она, не задумываясь, правильно мне его называла. Я спросил, как же смогла так быстро определить, не пропевая звуки. Она ответила, что просто запомнила.
Постепенно и другие аккорды она также «запоминала» в их абсолютном высотном положении.
Еще одна ученица, Таня Казанцева, со сформированным мной абсолютным слухом, говорила мне, что определяет тональности мелодий автоматически, не задумываясь, даже часто даже не осознавая. Но я помню, что начинала она определять тональности не быстро, узнавая составляющие мелодию звуки и по ним «складывая» лад. То же и с аккордами. Т.е. созвучия и тональности узнаются так же, как отдельные звуки.
Это привело меня к пониманию, что противоречий между работой в монотональности и политональности при развитии абсолютного слуха нет, Это единый процесс интериоризации на всё более высоких уровнях. Вначале интериоризуется восприятие отдельных звуков в исходной тональности, затем отдельных звуков и мелодий в тональностях со всё большим количеством ключевых знаков, затем интервалов (наверное, вначале в исходной тональности), аккордов, септаккордов с обращениями в различных тональностях и т.д.
Мой абсолютный слух ещё не достиг таких уровней. Я узнаю структуру и обращение аккордов относительным слухом, а высотный уровень - по одному узнанному абсолютным слухом звуку. (Впрочем, я сейчас вспоминаю, что некоторые аккорды я узнаю мгновенно, без пропевания и без узнавания отдельных звуков. Не обращал на это внимания). Я полагал, что это и есть единственный способ их узнавания, сокращающийся со временем, но не меняющий своей сущности, и это не мои проблемы, как автора методики формирования и развития абсолютного слуха, а проблемы относительного сольфеджио. Теперь я уверен, что интериоризуются и «абсолютизируются» не только отдельные звуки, но и созвучия, тональности и другие музыкальные комплексы. Т.е. они также как отдельные звуки в результате интериоризации приобретают свой индивидуальный абсолютный портрет, а механизм их определения уходит во внутрь и меняет свою психологическую сущность. При таком понимании это уже проблема абсолютного сольфеджио.
Вывод: на определенном этапе сформированности абсолютного слуха, в содержании аудио-курса это примерно со второй части, необходимо постепенное и последовательное введение других тональностей. И работа в них должна вестись не только над узнаванием отдельных звуков, преодолевая их относительное тяготение и вырабатывая слышание двойного ладового качества, но и над узнаванием интервалов, аккордов, определяя не только их обращение по относительному слуху, но и положение в звуковысотной системе по абсолютному слуху. Также необходимы выполнение устных и письменных диктантов, сольфеджирование, т.е. пение по нотам, всё с предварительной настройкой по абсолютному слуху. Чрезвычайно полезны также мысленная нотация знакомых мелодий, игра на инструменте по слуху и т.п.
Если помните, я об этом давно писал здесь на форуме. Но, Вы понимаете, опасения направить занимающихся по аудио-курсу в другие тональности раньше времени и разрушить формирующиеся абсолютные представления звуков, очень велики.
Лучше дольше посидеть в монотональности, максимально укрепить моноладовые портреты звуков, чем размыть их несвоевременным тональным дрейфом. При очном общении с учеником этот осторожный переход легко контролировать. (Я, например, как один из вариантов, настойчиво настраиваю ученика в фа-мажоре или другой тональности и проверяю верность узнавания звуков по абсолютному слуху. Если звуки не узнаются и слух перестраивается, переход в другие тональности ещё преждевременен). При работе с аудио-курсом этот переход должен контролировать сам обучающийся. И тут возможны ошибки.
Итак, использование других тональностей – это теперь не робкий и осторожный совет, а настоятельное требование.
Подробнее об этом в следующий раз.
Жаль, что следующего раза так и не было ...