Автор Тема: Развитие абсолютного слуха по Бережанскому  (Прочитано 82394 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн noble

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
Привет всем, кто занимался, занимается или будет заниматься по Бережанскому! Вопрос к знающим людям. Как вы контролируете правильность выполнения заданий в быстром темпе. Ну например, когда нужно внутренне пропевать последовательности звуков без интонаций (как в 16-м или 19-м задании), или просто внутренне пропевать ноты в быстром темпе (18-е задание). То есть как убедиться в правильности нот, которые внутренне пропеваешь? Вот в более медленных темпах я пропеваю ноты и успеваю нажать клавишу фо-но, соответственно слышу правильную ноту я спел или нет. А в быстрых темпах как? Можно записывать ноты, которые поешь, потом замедлять трек и проверять в медленном темпе, но будет ли это правильно и вообще стоит ли так делать? Может что-нибудь посоветуете?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Цитировать
Привет всем, кто занимался, занимается и будет заниматься по Бережанскому!
лол

Цитировать
Вот в более медленных темпах я пропеваю ноты и успеваю нажать клавишу фо-но
Вам надо прекратить контролировать себя таким образом. Нужно просто узнать ноту по ее портрету. Вы же, когда встречаете знакомых на улице, не сравниваете их каждый раз по фотографии?
Нажимать на клавишах полезно, но это не должно быть способом самоконтроля. Может только на ранних этапах, когда совершенно не уверены. Когда вы понимаете, что можете правильно узнавать, то такой контроль не нужен и даже вреден, потому что вы по сути не узнаете, интуитивно гадаете.
Так что совет - вернуться на комфортные темпы и слушать без контроля с помощью клавиш. И постепенно ускоряться, узнавая ноты.
Проконтролируйте себя на предмет точности пропевания первой и последней ноты попевки. Ваша неуверенность в узнавании признак того, что вы поете что-то не совсем то.

Цитировать
Можно записывать ноты, которые поешь, потом замедлять трек и проверять в медленном темпе, но будет ли это правильно и вообще стоит ли так делать?
Это можно делать, как вспомогательный способ. Но вы должны записывать не по одной ноте, а хотя бы порциями, если не получается "стенографировать". А проверять не замедляя, а повторно прослушивая и следя по своим нотам, выискивая несоответствия.

Оффлайн noble

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
eye, ну да, наверное уже почти никто и не занимается, к сожалению.
Так что совет - вернуться на комфортные темпы и слушать без контроля с помощью клавиш. И постепенно ускоряться, узнавая ноты.
Спасибо. Но если не контролировать, то быть абсолютно уверенным, что узнаешь правильно ведь невозможно. Верно? Вот мне кажется, что я правильно узнаю 90% нот в 16-м задании. Но ведь это мне только кажется, наверняка я не знаю. Имеет ли мне смысл только на основании моей уверенности переходить к следующему заданию?

Оффлайн sterile_space

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
  • Репутация: +284/-2
Но если не контролировать, то быть абсолютно уверенным, что узнаешь правильно ведь невозможно. Верно? Вот мне кажется, что я правильно узнаю 90% нот в 16-м задании. Но ведь это мне только кажется, наверняка я не знаю. Имеет ли мне смысл только на основании моей уверенности переходить к следующему заданию?

Это возможно. Уверенность в правильности узнаваемых нот должна быть абсолютная (простите за каламбур). Сомнения могут возникнуть в быстрых темпах (в этом случае нужно откатиться в медленные или заняться другими упражнениями), но в медленных никаких колебаний быть не должно. Я тоже вначале сомневался, но это быстро проходит со временем и количеством отслушанных заданий.
« Последнее редактирование: Июня 06, 2013, 15:14:18 от sterile_space »

Оффлайн noble

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
sterile_space, благодарю за совет. Пожалуй все-таки перейду к следующим упражнениям. Меньше сомнений!  :)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Цитировать
Но если не контролировать, то быть абсолютно уверенным, что узнаешь правильно ведь невозможно. Верно?
Очень часто бывает, что ученик неправильно называет на скорости ноту, а потом следом или через одну-две идет именно та нота, которую он назвал и он сам понимает, что тогда ошибся. 

Цитировать
то быть абсолютно уверенным, что узнаешь правильно ведь невозможно. Верно?

Неверно. В медленных темпах с попевками вы же уверены без дополнительного контроля, что правильно определяете? То же самое должно быть и в быстрых. Если не уверены, значит не услышали, а только "догадываетесь". Просто не хватает скорости.

Оффлайн noble

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
Очень часто бывает, что ученик неправильно называет на скорости ноту, а потом следом или через одну-две идет именно та нота, которую он назвал и он сам понимает, что тогда ошибся. 
у меня так часто бывает.
Неверно. В медленных темпах с попевками вы же уверены без дополнительного контроля, что правильно определяете? То же самое должно быть и в быстрых. Если не уверены, значит не услышали, а только "догадываетесь". Просто не хватает скорости.

Попевки, на мой взгляд, и являются этим самым доп. контролем. Поэтому я и уверен, что правильно определяю. В быстрых темпах когда попевки петь уже не успеваешь и возникает неуверенность.
« Последнее редактирование: Июня 06, 2013, 18:27:46 от noble »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Цитировать
В быстрых темпах, когда попевки петь уже не успеваешь
Попевки постепенно сжимаются и остается ощущение краски ноты.
Есть люди, которые попевки вслух до ста и выше доводят... У меня после 85  они уходят "внутрь" - становится лень их вслух петь. А мысленно можно очень быстро "петь".

Оффлайн noble

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
У меня после 85  они уходят "внутрь" - становится лень их вслух петь. А мысленно можно очень быстро "петь".
Значит внутренне вы после 85 их еще поете? А на какой скорости уже остается только краска ноты?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Сейчас я давно не пою попевки, названия просто возникают в голове вместе со звуком.
Цитировать
А на какой скорости уже остается только краска ноты?
Что значит остается только краска ноты?
На самом деле, точнее спросить - когда исчезают краски, а остаются просто названия. Чем быстрее скорость, тем меньше времени на осознание ощущения красок.

Оффлайн noble

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
eye, спасибо. стало более понятно!

... и добавил:

В связи в прочитанным возникло два вопроса:
1. Будет ли полезно в упражнениях с попевками пропевать только основной звук, а саму попевку - про себя (даже в медленных темпах)? Возможно это будет способствовать процессу интериоризации.
2. Если у меня с достаточной уверенностью получается выполнить упр. 16, но не очень хорошо получается 17-е упр. возможно ли просто уменьшить темп проигрывания упр. 17 (без изменения высоты тона например в транскрайбе)? И вообще имеет ли смысл вмешиваться в структуру самих упражнений и их последовательность или же нужно четко придерживаться методики Бережанского?
« Последнее редактирование: Июня 07, 2013, 13:39:48 от noble »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx

В связи в прочитанным возникло два вопроса:
1. Будет ли полезно в упражнениях с попевками пропевать только основной звук, а саму попевку - про себя (даже в медленных темпах)? Возможно это будет способствовать процессу интериоризации.
Можно и так попробовать. Есть разные варианты.
Но в целом процесс перехода внутрь идет через менее внятную "допевку", она как-бы глотается, поется тише и переходит постепенно в произношение "про себя". Что-то вроде тихого "бормотания", когда произнесение становится условным, своего рода "рудиментом".
Цитировать
2. Если у меня с достаточной уверенностью получается выполнить упр. 16, но не очень хорошо получается 17-е упр. возможно ли просто уменьшить темп проигрывания упр. 17 (без изменения высоты тона например в транскрайбе)?
Оно не очень хорошо получается или не получается совсем? Это большая разница.
Когда у меня не получалось, я просто наделал своих более медленных упражнений. Но дело оказалось не в этом...
В принципе можно немного замедлить... если поможет, что не факт.

Цитировать
И вообще имеет ли смысл вмешиваться в структуру самих упражнений и их последовательность или же нужно четко придерживаться методики Бережанского?
Можно. Но не слишком этим увлекаться.
И, естественно, переодически возвращаться к недоделанным.
17 упражнение принципиально иное и его необходимо сделать.
Просто старайтесь успеть услышать только первую ноту. Можно даже просто потренироваться, называя только одну первую ноту.
Мне помогло в свое время победить 17-е задание (с поступенными сериями) разделение на 
а) серии, начинающиеся с устойчивых звуков (с,e,g) и
б) серии, начинающиеся  с неустойчивых (d,f,a,b)

Так же можно сделать вспомогательное упражнение с тоникой между секундами:
d-e-c, g-f-c, e-f-c и тд.

Оффлайн noble

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
Оно не очень хорошо получается или не получается совсем? Это большая разница.
Когда у меня не получалось, я просто наделал своих более медленных упражнений. Но дело оказалось не в этом...
Не очень хорошо получается - на маленьких скоростях лучше, на больших - естественно хуже. А в чем оказалось дело? если не секрет...
Можно. Но не слишком этим увлекаться.
И, естественно, переодически возвращаться к недоделанным.
17 упражнение принципиально иное и его необходимо сделать.
Просто старайтесь успеть услышать только первую ноту. Можно даже просто потренироваться, называя только одну первую ноту.
Мне относительно легко удается узнавать последнюю ноту, а в паузах я обычно допеваю до тоники. Вот первую ноту очень часто не узнаю  :(
« Последнее редактирование: Июня 07, 2013, 18:21:32 от noble »

Оффлайн Тимур Сибагатуллин

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 448
  • Репутация: +30/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
не по Бережанскому, но спрошу... Если я буду брать ноту на пиано, повторять на гитаре, потом брать на полу-тон-терцию ниже этой ноты и дотягивать бендом до этой самой ноты, слух будет развиваться?

Оффлайн noble

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
eye, прошу консультации в очередной раз:
1. Перед началом занятий по Б. пытаюсь спеть До и проверяю себя по пианино. После этого пою интонации всех ступеней (тоже проверяю на фо-но) и уже затем начинаю заниматься непосредственно упражнениями из курса. Правильный ли это подход?
2. Когда занимаюсь в наушниках на улице, то записал себе настройку в До (интонации До, Ми, Соль). Слушаю перед упражнениями - настраиваюсь в До. По сути тоже самое, что и пункт 1. Это правильно?
3. Может вы знаете какие-нибудь программы, позволяющие сгенерировать и записать в МИДИ и мп3 случайную последовательность нот  в заданном темпе? Это бы помогло мне.
4. На musicforums Бережанский говорил о том, что пересмотрел свою концепцию и теперь советует заниматься параллельно со своим курсом еще и традиционным сольфеджио (в разных тональностях). Однако как это делать, чтобы не помешать освоению курса он не говорит. Есть ли у вас какие-нибудь мысли по этому поводу. Это действительно важно, потому что пройти курс Б. даже за год скорее всего нереально (сейчас на третьем диске, занимаюсь с марта).
Буду рад любым советам.